kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. 
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
При этом выполняются как минимум четыре требования:
-учет индивидуальных особенностей ребенка;
-воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты;
- отсутствие чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала;
-обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.
Основные принципы здоровьесбережения  по Смирнову Н.К.: 
•    "Не навреди"
•    Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
•    Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
•    Соответствие содержания обучения возрасту.
•    Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
•    Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. 
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
При этом выполняются как минимум четыре требования:
-учет индивидуальных особенностей ребенка;
-воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты;
- отсутствие чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала;
-обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.
Основные принципы здоровьесбережения  по Смирнову Н.К.: 
•    "Не навреди"
•    Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
•    Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
•    Соответствие содержания обучения возрасту.
•    Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
•    Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках химии в рамках ФГОС»

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии в рамках ФГОС


Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

При этом выполняются как минимум четыре требования:

-учет индивидуальных особенностей ребенка;

-воспитание умения ребенка самостоятельно защищать себя от стрессов, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты;

- отсутствие чрезмерной изнуряющей интеллектуальной нагрузки при усвоении учебного материала;

-обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантирует поддержание только благоприятного морально – психологического климата в коллективе.

Основные принципы здоровьесбережения по Смирнову Н.К.:

• "Не навреди"

• Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

• Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

• Соответствие содержания обучения возрасту.

• Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

• Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты.

Наиболее общая классификация выглядит так:

• Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

• Технологии обучения здоровому образу жизни.

• Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.

• Коррекционные технологии.

На своих уроках я использую:

- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, так как от правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления;

-Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности такие как технология уровневой диффирециации Фирсова,

«технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. И мы, учителя, обязаны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Готовясь к уроку я обращаю внимание на:

-дозировку учебной нагрузки;

-построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

-соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота);

-оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность уроком; -четкую организацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ.)

На уроках стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. На уроках чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная – двигательная.

Использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, приводят к усилению работоспособности.

Физпауза 1. На первом уроке, после сложной контрольной работы предлагаю детям дыхательную гимнастику по Стрельниковой(см. Приложение2). Главной особенностью дыхательной гимнастики являлась особая техника дыхания — энергичный вдох и пассивный выдох.

Как при шмыгании носом, воздух должен вдыхаться носом быстро и шумно, а выдыхать нужно через полуоткрытый рот, стараясь вовсе не напрягаться. Важным моментом техники считается то, что все движения гимнастики должны выполняться вместе с выдохами. При такой стратегии мышцы становятся выносливее и укрепляются быстрее. Как и многие другие виды гимнастик, все движения проходят под счёт в одном темпе, спокойно, но энергично. Движения — вдохи воздуха должны проходить кратными сериями (например от 4 до 32 раз), но на уроке мы делаем 4 упражнения по 8раз. А между такими сериями упражнений делаются короткие паузы — примерно от 1 до 3 секунд, для небольшого отдыха. Полный комплекс гимнастики Стрельниковой состоит из более чем десятка разных упражнений, но главными считаются только некоторые из них.

Регулярное выполнение дыхательной гимнастики поможет наладить гармонию с собой, привести разум и тело в порядок, улучшить психоэмоциональное и физическое здоровье.

Физпауза 2. Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.

2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.

3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

Проводим после уроков физкультуры, если такое случается. Обучающие, как правило, после физкультуры приходят усталые и отказываются делать физпаузы. А сидя выполняют.

Физпауза 3. Пальчиковая гимнастика

В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

«Кулак – кольцо» - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

«Вертолет» - перемещаем карандаш между пальцами кисти.

Для проведения физкультминуток разработаны слоганы, которые одновременно вместе с упражнениями проговариваются или даже поются.

Это опять-таки очень полезно для развития легких.

Два примера проводимых физкультминуток: для урока при изучении реакций ионного обмена и вопросов, связанных с изучением периодического закона и системы Д.И.Менделеева.

Физпауза 4. «Реакции обмена»

Слоганы

Упражнения

Реакции обмена

Правое плечо вверх - вниз;

Вы словно перемена.

Левое плечо вверх – вниз.

Их признаки запомним навсегда!

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;

Нам газа запах сладок,

Руки вверх – 2 раза;

И выпавший осадок,

Руки вниз – 2 раза;

И абсолютно новая вода!

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.

Физпауза 5. « Периодическая система»

Слоганы

Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.



Физпауза 6. На координацию движений и психологическую разгрузку
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.

Физпауза 7.Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
• «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
• Круговые движения плечами вперёд и назад.
• «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
• Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево

Физпауза 8. Аутомануальный комплекс (массаж)

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелки – 6-8 раз в каждую сторону.
• Точка на лбу между бровями.
• По краям крыльев носа.
• В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
• В височной ямке (парные).
• В области козелка (парные).
• Чуть выше роста волос под основанием черепа.

Физпаузы на уроках
- обеспечивают активный отдых учащихся,
- переключают внимание с одного вида деятельности на другой,
- помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, вызываемые продолжительным сидением за партой ,
- улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.



Физпаузы рекомендую проводить также во время выполнения домашних заданий. Благодаря физпаузам удается добиться пространственного изменения позы учащихся в процессе обучения, а также нарушить неподвижность ученика в ходе урока. Проведение активной части физпаузы чередую с гимнастикой для глаз.

Для снятия зрительной утомляемости на уроках использую тренажер, разработанный В. Ф. Базарным. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”.

Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Каждый цвет выполняет определенную функцию:

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Упражнения выполняются при выключенном электрическом освещении.


Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею. Ежемесячно пересаживаю обучающихся с ряда на ряд.

Комплекс1 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

1. сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);

2. крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);


3. руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;

4. смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);

5. руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);

6. держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").

Комплекс 2 (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 р.;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку , следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет. Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Использование цветотерапии

Таблицы, схемы в презентациях стараюсь выполнять или в основных цветах: красный, синий, жёлтый, или в последовательности: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий , фиолетовый. Менять местами цвета нельзя. Цветотерапия помогает выучить классы неорганических соединений: на красном фоне располагаю формулы кислот, на синим – формулы оснований, на желтом оксиды, на зеленом – соли.

Использование музотерапии

Отношение к музыке у разных обучающихся разная, одни просят выключить, другие просят включить, третьи не хотят слушать классическую музыку весь урок и им мешает музыкальный фон. Занятие с использованием музыкальных произведений условно разделяется на три периода:

  • отвлекающий (1,5 - 2 минуты);

  • успокаивающий (7 - 10 минут);

  • тонизирующий (2-3 минуты)

Таким образом никто не отказывается от прослушивания музыки в таком режиме.

В числе главных недостатков современной системы образования в России – её авторитарность. Сковывается инициатива, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Это ведёт к агрессивности. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем в меньшей степени технология может быть названа здоровьесберегающей.

Творческий характер – крайне необходимое условие здоровьесбережения.

Ученик, для которого школа - тяжелое испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.

Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным.

Из выше сказанного и понимая особую актуальность проблемы, была выбрана эта тема, так как сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.

Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

В.А.Сухомлинский писал: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.»

В результате своей работы я повысила свою квалификацию по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий;

- пересмотрела методику преподавания и включила в неё сначала элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, а затем – планирую полностью перейти на данные технологии;

- проанализировала педагогические приёмы и техники, определив их воздействие на здоровье обучающихся;

-обучающиеся с удовольствием выполняют дыхательную гимнастику по Стрельниковой, разучивают новые физкультурные минутки, им не нравится использование стретчинга(школьная одежда не подходит для этой формы физпауз);

- участвую в формировании здоровьесберегающей образовательной среды.

Немало важным является сохранение здоровья самого учителя.

А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 - 20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние. 



Пропишите себе рецепт оздоровления. Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. А как один из рецептов возвращения к ЗОЖ – УЛЫБКА!  У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов:

1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться; вспомнить что то приятное. Будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто"





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии в рамках ФГОС

Автор: Алтынбаева Ирина Павловна

Дата: 27.02.2018

Номер свидетельства: 459998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства