Основной ценностью современного образования становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволили бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. .Актуальна проблема создания такой ситуации, при которой учащиеся перестали бы быть пассивными созерцателями, смогли бы осознать свою значимостьв процессе сотрудничества "учитель-ученик", проявить индивидуальность, способность творчески мыслить, умели вовлекать учебный материал в собственную деятельность.
Для решения данной проблемы необходимо вовлечь школьников в учебную исследовательскую деятельность. Именно она готовит учащихся к самостоятельному решению проблем, придает работе творческий характер, развивает школьников как личность.
Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях. Но, как показывает наш опыт, для проведения глубоких и серьёзных исследований этого недостаточно. Вот уже несколько лет занимаюсь организацией учебно-исследовательской деятельности школьников через факультативы, кружки, элективные курсы и индивидуальную деятельность при подготовке к научно-исследовательским конференциям и участию в конкурсах исследователей окружающей среды. При этом главной целью исследований является образовательный результат, направленный на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.Такие занятия позволяют осуществлять межпредметные связи с курсами химии, биологии, физики, математики, так как задания носят интегрированный характер. Объектами исследования становятся привычные для школьников материалы, продукты питания, средства гигиены - то, с чем ученик встречается в повседневной жизни. Занятия реализуют ситуацию теоретико-экспериментального и частично-поискового исследования, учат образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации.
В настоящее время актуальна проблема сохранения здоровья. Влияют ли продукты питания на наше здоровье? Ученые британского Бристольского университета выяснили: если ребенок до 3 лет питается пищей с повышенным содержанием сахара и жира (что соответствует чипсам) то уровень его интеллектуального развития будет понижен. Что необходимо употреблять в пищу , чтобы сохранить своё здоровье? ведь не секрет что школьники предпочитают на переменках сбегать в магазин за пачкой чипсов, а не пообедать в школьной столовой. Полезно ли это? Ароматизаторы, красители, усилители вкуса вызывают аппетит. А как они влияют на здоровье? Чипсы: вред или польза? На предложенном занятии факультатива каждый ученик найдет для себя ответ. А прослушав притчу "Все в твоих руках" убедится что здоровье каждого зависит от самого человека. Ведь одним из факторов, определяющих образ жизни, благополучие является здоровье человека.
учащиеся выполняют эксперименты по готовому алгоритму. Организация экспериментальной работы дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли исследователя. Обсуждение результатов происходит в форме диалога который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатов.При этом формируются умения обобщать, исследовать, работать в группе, проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.Учащиеся в ходе совместной деятельности учатся договариваться при совместном обсуждении, высказывать и разъяснять свои идеи, проявлять свое отношение к идеям других, либо уточняя, либо аргументируя понимание и отношение с помощью вопросов и суждений. В групповой работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны найдется для каждого. Здесь появляется возможность воспитывать взаимопонимание, стремление услышать другого, понять и принять его мотивы, разобраться в себе, увидеть себя другими глазами.Выполнению исследовательских работ помогает оборудование кабинета, в частности наличие интер активной доски, проектора, компьютера с выходом в интернет Итак, в процессе проведения совместных исследований получаем не только образовательный результат, но и формируем ценностное отношение школьников друг к другу, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержки, умении вести диалог, прислушиваться к мнению других, готовность принимать точку зрения товарищей, ответственность и исполнительность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие факультатива "Чипсы: вред или польза" »
Мастер-класс
Вот уже несколько лет занимаюсь организацией учебно-исследовательской деятельности школьников через уроки, кружки, факультативы, элективы и индивидуальную деятельность при подготовке к научно-практическим конференциям и участию в региональных конкурсах исследователей окружающей среды. Тема по самообразованию:
Слайд 1.Компетентностный подход в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
Слайд 2 З – знания
У – умения
С – способности
Л – личностные качества
К - компетентности
Слайд 3 Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Китайская пословица говорит «Учиться все равно, что плыть против течения, остановился, и тебя сносит назад». Вот сейчас мы будем учиться на факультативе по химии.
Слайд 4. Частично-поисковое исследование
Чипсы: вред или польза?
Цель:
приобщить учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску и работе с информацией;
провести качественный анализ чипсов;
создать условия для применения теоретических знаний на практике
В процессе работы заполняется таблица на интерактивной доске
Польза
Вред
1.Вкусно
1. Снижается уровень интеллектуального развития
2.Не требует затрат времени на приготовление.
2.Усилитель вкуса приводит к образованию рака
3.Жир – источник энергии.
3 При термической обработке жиров могут образоваться канцерогенные вещества, раздражается слизистая ЖКТ.
4.Крахмал (углеводы)– источник энергии, строительный материал
4.Большая калорийность приводит к избыточной массе тела
5. Хлорид натрия жизненно необходим
Деятельность учителя
Деятельность учителей
Говорят здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% – образом жизни.
Слайд 5. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум», – говорил Геродот.
Одним из факторов, определяющих образ жизни, является наше здоровье
Слушают
Слайд 6.
Значение питания в жизни человека отражает выражение Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест». Слайд.
Какие продукты питания предпочитают покупать наши школьники в магазине «Беловых» во время школьных перемен?
Тема «Чипсы: вред или польза?»
Проведете качественный анализ чипсов. проанализируете представленную информацию и, заполнив таблицу, определите вред или пользу приносят чипсы
1.Анализ заметки «Чипсы убивают мозг» из газеты «Аргументы и факты»
Вред: снижается уровень интеллектуального развития
2.Анализ состава пищевых добавок, изучением упаковок чипсов. Есть ли вредные и опасные вещества?
Вред: усилитель вкуса Е 635 приводит к образованию рака.
3.Пользуясь инструкцией, определите содержание жира.
Польза: источник энергии
4.Что может сказать о влиянии жареной пищи на здоровье человека медик?
Вред: при термической обработке жиров могут образоваться канцерогенные вещества, раздражается слизистая ЖКТ.
5. Проведите опыт по обнаружению крахмала
Польза:
крахмал – источник энергии,строительный материал. Углеводы усваиваются быстрее других органических веществ
6.Анализ чипсов на содержание хлорида натрия
Польза: хлорид натрия жизненно необходим
7.Анализ калорийности чипсов
Вред: избыточная масса тела
Инструкция по определению состава чипсов.
1.Качественное определение жиров (масел)
Выберите большой чипс, положите его на фильтровальную бумагу и согните ее пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги.
Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги.
Посмотрите загрязненную бумагу на просвет. Сделайте вывод о наличии масла по размеру пропускающего свет пятна.
2.Обнаружение крахмала.
Добавьте воду в пробирку (до 1\4) с кусочками чипса, нагрейте на спиртовке (будьте внимательны, помните правила нагревания: отверстие пробирки держать в ту сторону, где никто не сидит, нагревать верхней частью пламени, предварительно прогрев всю пробирку).
Отделите воду в фарфоровую чашку от чипсов.
Добавьте к фильтрату несколько капель иода (синий цвет свидетельствует о наличии крахмала).
Сделайте вывод.
3.Анализ чипсов на содержание хлорида натрия NaCl.
Раскрошите чипс и положите крошки в пробирку.
Налейте туда же 1\3 объема воды.
нагревайте пробирку в течение 1 минуты (вспомните правила пользования спиртовкой и нагревания отверстие пробирки держать в ту сторону, где никто не сидит, нагревать верхней частью пламени, предварительно прогрев всю пробирку).
Отделите воду (фильтрат) от чипсов, половину оставьте себе, а оставшуюся часть отдайте следующей группе для определения иона Cl-
В фарфоровую чашку налейте 1 мл фильтрата и выпарьте его.
Погрузите графитовый стержень в сухой остаток, затем внесите в пламя горелки. Каков цвет пламени?
Объясните этот факт, используя таблицу.
К 1 мл фильтрата добавьте 3-5 капель раствор нитрата серебра. Что образуется? Сделайте вывод.
3.Анализ литературного источника, заметки из газеты «Аргументы и факты»
5. Определение хлорид-ионов.
Найдите в таблице как определить ионы хлора. Проделайте опыт, сделайте вывод.