Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном методическом объединении учителей химии по теме"Методы проб и ошибок при подготовке к ОГЭ по химии"»
Доклад по химии
“Методы проб и ошибок при подготовке к ОГЭ по химии”
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в ходе подготовки обучающихся к ОГЭ по химии, могут быть сформулированы следующим образом:
Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ОГЭ.
Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ОГЭ.
Я работаю в общеобразовательных классах основной школы. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за два года до проведения экзамена.
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нем реализуется учебная программа.
В практике своей работы я использую все виды уроков в зависимости от дидактических целей, но чаще всего – комбинированный урок. Особое внимание уделяю подготовке и проведению обобщающих уроков, т.к. обобщение и закрепление знаний, приведение их в стройную систему помогает подготовиться к экзамену, а также способствует устранению возникших в процессе обучения пробелов.
Для того чтобы на экзамене учащиеся показали хорошее знание предмета, повторение пройденного материала надо начинать не за 2–3 месяца до конца учебного года, а с первых дней занятий в выпускном классе, ибо успех старшеклассников на экзамене во многом определяется организацией повторения учебного материала. Повторение – обязательное и основное средство достижения глубоких, прочных и осознанных знаний учащихся. К.Д.Ушинский подчеркивал, что “повторение только тогда рационально, когда оно является предупреждением забвения, а не возобновлением забытого”.
Весь учебный процесс разбиваю на 5 этапов, чтобы дети спокойно подходили к итоговой аттестации и любой другой процедуре по оценке качества их образовательного уровня.
1этап. Изучение нового материала.
На этапе изучения нового материала предлагаю в качестве проблемного вопроса задания КИМ и позже, уже при закреплении, вновь возвращаюсь к нему. Для поиска способа решения учебной задачи привлекаю такие формы деятельности: беседа, самостоятельная работа с книгой,групповая работа или работа в парах.
В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
На уроках осуществляется химический эксперимент, лабораторный или демонстрационный. Внимание учащихся направляю на признаки и условия химических реакций. При образовании осадка, обращаем внимание на его цвет, консистенцию, при выделении газа – на его окраску, запах, физиологическое действие на организм.
Есть уроки-практикумы по решению экспериментальных задач, где школьники получают вещества и доказывают их наличие, распознают вещества и определяют их свойства. Кроме умения решать экспериментальные задачи, у учащихся на уроках химии должны сформироваться умения решать расчетные задачи. Для этого провожу уроки-практикумы по решению расчетных задач. Мы используем алгоритмы, которые позволяют с уровня решения задач по образцу переходить на уровень решения нестандартных, усложненных, требующих творческого подхода к решению, задач.
На уроках систематизации и обобщения знаний, а тем более во время контрольной работы учащимся предлагаю задания в тестовой форме. Они позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Во время подготовки к таким урокам я учитываю типичные ошибки в ответах на тесты и стараюсь вместе с детьми устранять их причины. Для этого предлагаю задания типа ОГЭ. В ходе проверки обнаруживаются пробелы в знаниях, поэтому по возможности стараюсь их сразу устранять. Анализ проверочной работы предлагаю проводить учащимся в парах. Сначала они проверяют друг у друга (взаимопроверка) ответы по заранее составленным листам ответов, а затем отводится время для того, чтобы учащиеся объяснили причины неправильных ответов.
На обобщающих уроках может быть интересна такая форма работы, как создание проекта КИМ. Вместе с детьми обсуждается предстоящая деятельность. В соответствии с интересами учащихся комплектуются творческие группы. Дальнейшая работа осуществляется детьми самостоятельно. К учителю они обращаются только за советами.
2этап. Повторение и закрепление знаний
На уроках повторения, закрепления знаний учащиеся обязательно работают с заданиями из ОГЭ по определенной теме. Мы анализируем ответы учащихся на ОГЭ предыдущих лет, обращаем внимание на темы, в которых повторяются ошибки. Во время изучения нового материала, проверки и закреплении знаний обращаю особое внимание на элементы содержания и виды деятельности, которыми должны владеть учащиеся, и которые обозначены в спецификации КИМ по химии.
3этап. Индивидуальные занятия, консультации.
Чаще всего в таких занятиях нуждаются ребята, которые готовятся к ОГЭ, по химии. Совместно с учеником мы составляем план работы на год, определяем индивидуальные цели и задачи, связанные с подготовкой к ОГЭ. В число такого рода задач могут входить: развитие умений правильно прочесть толкование учебных заданий; развитие умений осуществлять саморегуляцию и самоорганизацию в образовательной деятельности в определенный временной промежуток (развитие умений выполнять задания в тестовой форме, фиксировать результаты в бланках ответов № 1 и № 2 ОГЭ). На индивидуальном занятии мы не решаем варианты ОГЭ, а анализируем ответы на вопросы КИМ, которые учащиеся давали, работая самостоятельно дома. Каждый ученик устанавливает конкретно для себя задачи по решению вариантов ОГЭ. Например, один ученик решает в неделю два варианта, другой – один вариант, третий – отрабатывает навыки работы с вариантами вопросов базового уровня в течение месяца, затемрешает повышенный уровень, для заданий высокого уровня – тоже устанавливает определенный срок. На индивидуальной консультации с каждым учеником мы обращаем внимание на то: - какое количество времени затратил школьник на решение заданий базового, повышенного, высокого уровней при решении первого, а затем второго варианта, и т.д.; - сколько верных и неверных ответов дано на каждом уровне, выясняем причину неверных ответов. Ученик сам объясняет, каким должен быть верный ответ и почему он допустил ошибку. В ходе диалога поддерживаю ученика, исправляю, дополняю, но никогда не оцениваю. Использую в работе со школьниками три типа высказывания, каждое из которых позитивное: 1) похвалить ученика,
2) направить (уточнить),
3) заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
Затем фиксирую в своей тетради, с какими заданиями базового и повышенного уровня ученики не справились, и если из занятия в занятие номера заданий часто повторяются, то фиксирую «западающую» тему и корректирую план групповых занятий, вынося тему на дополнительное занятие. Если ошибка встречается часто только у одного ученика, то в этом случае прошу ученика поработать с теоретическим материалом данной темы, а затем с заданиями карточек, которые составлены по определенной теме на основе материалов ОГЭ. Такая работа дает позитивные результаты.
4 этап. Пробный экзамен в школе.
Для проведения пробного экзамена в школе устанавливается день и время его проведения. Обычно это конец февраля.(Согласно Мониторингу оценки качества знаний). На экзамен приглашаются девятиклассники, которые будут сдавать ОГЭ по химии во время итоговой аттестации. Для ребят создаются все условия (тишина, невозможность общения, работа на бланках № 1 и 2 для фиксации ответов, бланки черновиков, необходимые источники информации «Периодическая таблица», «Таблица растворимости», «Электрохимический ряд напряжения металлов»). Условия максимально приближены к реальному ОГЭ. Тестовые задания обязательно содержат инструкцию для учащихся. В этот же день ответы проверяются, анализируются, результаты доводятся до сведения администрации, родителей. На уроках и индивидуальных консультациях осуществляется разбор типичных и индивидуальных ошибок в ответах.
5этап. Домашняя подготовка.
В качестве домашнего задания предлагаю не только задания из учебника, но и прошу детей решать варианты онлайн на сайте «Решу ОГЭ», где ребята пробуют свои силы, видят свой реальный результат, могут посмотреть разбор заданий, в которых были допущены ошибки, и если что-то не понятно, обратиться за объяснением к учителю.
Я думаю, успех заключается:
в отборе форм и методов, способствующих повышению эффективности обучения химии;
в разработке разноуровневых заданий, конспектов уроков и предметных курсов с включением материалов КИМ (в том числе, ОГЭ) базового, повышенного и высокого уровней сложности, требующих включения в работу репродуктивного, частично поискового, исследовательского и эвристического способов познавательной деятельности;
в использовании тестов, включающих закрытые и открытые задания, которые позволяют выявить (контролировать) и оценить уровень владения школьниками материалом темы;
в накоплении материалов КИМ (в том числе ОГЭ за 2007-2019 годы (в печатных вариантах) и на электронных носителях (версии демонстрационных материалов ОГЭ), их обработке и создании картотеки заданий КИМ по темам курса химии;
в проведении пробных экзаменов учащихся 9 класса, сдающих ОГЭ;
в применении учащимися тетради самоконтроля.
Для успешной сдачи ОГЭ по химии следует дать учащимся возможность прочного и сознательного овладения основами химических знаний, умений и навыков. Времени, выделяемого различными программами на проработку отдельных довольно сложных тем школьного курса, не хватает для их эффективного изучения. Поэтому предложенная система подготовки к государственной аттестации позволяет достичь хорошего уровня качества знаний выпускников в условиях сельской общеобразовательной школы.