Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении учителей естественно - научного цикла "Формирование у учащихся читательской грамотности на уроках химии"»
Формирование читательской грамотности на уроках химии
Волохова Ж.А.
учитель химии
МОУ СОШ № 13 п. Искра
В настоящее время перед образованием стоит задача – воспитать функционально грамотного ученика. Ученика, который может свои полученные теоретические знания использовать в повседневной жизни.
В ФГОС ООО и СОО на уровне целеполагания, планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных) зафиксирована направленность образования на формирование у обучающихся умений и навыков функциональной читательской грамотности как интегративного (цельного) умения, способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формирование читательской грамотности — это требование ФГОС для создания успешности обучающихся в образовательном пространстве, так как читательская грамотность — это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности.
Определение читательской грамотности по Н. Ф. Виноградовой:
Читательская грамотность – это совокупность умений и навыков, отражающих:
– потребность в читательской деятельности с цель успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
– готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Одним из условий формирования функциональной грамотности является освоение школьником смыслового чтения – читательской грамотности.
Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста, получение и переработку письменной информации. Читательская грамотность обеспечивает успешность данного вида деятельности.
Научить ребенка работать с текстом – это значит научить его точно и полно понимать содержание, критически осмысливать информацию, соотносить и связывать с уже имеющимися знаниями, применять их при выполнении тех или иных упражнений, применять в повседневной жизни.
Эти умения имеют для школьника большое значение при проведении самостоятельных исследований, подготовке рефератов, разработке проектов, а также способствуют успеху в дискуссиях, учебных спорах, где необходимо отстаивать свое мнение.
Работа с текстом проводится на уроках всех предметов школьного курса. И химия – не исключение.
При формировании читательских компетенций текст это не только источник новой информации, но и источник для составления схем, таблиц, кластеров, для выполнения самостоятельного задания, результатом которого может быть учебный проект, уникальный текст, цифровая презентация, кроссворд и тд., для перевода текстовой информации в другие знаковые системы: таблицу, схему, рисунок, или использование части художественного произведения для вычленения химической информации и оценки её достоверности и ошибочности.
Фомы и приемы формирования читательских компетенций, навыков смыслового чтения и работы с текстами различных видов, которые я применяю в своей практике разнообразны.
Как же можно активизировать процесс смыслового чтения на уроках химии? Читательская грамотность формируется в процессе освоения содержания текста с помощью выполнения заданий и подготовки ответов на вопросы, которые составил учитель.
Приведу примеры из опыта своей работы.
На начальном этапе это прежде всего ответы на вопросы: обучающимся предлагаются вопросы, на которые они должны найти ответы в предложенном тексте: это может быть параграф учебника или дополнительный источник. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственные знания и опыт. После самостоятельного поиска, обучающиеся обсуждают ответы в группах, корректируют их, обсуждают в классе.
Придумай вопросы и найди ответы на них: Во время работы над текстом учащиеся получают задание придумать вопросы и составить ответы к ним. Например задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Какой…?», «Чем отличаются…?», «Почему…?» и т.д. Таким образом не только закрепляется изученный материал, но и приобретаются новые знания.
Восстановление текста: обучающимся выдается комплект разрезанных карточек со словами, необходимо слова расставить в нужном порядке, чтобы получилось правильное суждение. Или нужно вставить пропущенные слова, фразы.
Найди ошибку: заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, обучающимся предлагается найти ошибки и исправить их.
Составление схемы, таблицы, кластера, опорной схемы, интеллект-карты по имеющейся информации. Например, составить кластер по классификации веществ, таблицу по углеводородам, интеллект-карту по генетической связи разных классов химических веществ.
Составь задание: Это может быть тест, учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. Однако, в течение одного урока обучающийся не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сконворд или головоломку, поэтому такие задания обычно задаются на дом, так как требуют достаточно много времени.
Верные и неверные утверждения: перед началом урока по какой-либо теме предлагаются высказывания, обучающимся предлагается оценить правильность данного утверждения и дать обоснованный ответ. Как правило, такое задание учащиеся выполняют при повторении и закреплении темы.
ще одна форма формирования читательской грамотности – это составление и заполнение таблиц. Слабым ученикам можно предложить восстановить данные в таблице по информации из текста. При этом происходит работа над формированием основных понятий и определений. Данный прием можно использовать по схеме: текст - таблица или рисунок - таблица. Это помогают обучающимся переводить информацию из одной знаковой системы в другую, систематизировать и обобщить информацию, по характерным признакам, явлениям.
Прием, который нравится обучающимся любого возраста, - это составление опорных конспектов на основе текста параграфа. Эта работа требует от них таких мыслительных операций как «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков». Результатом данного приема является опорный конспект, выраженный в схемах, рисунках и таблицах.
Еще одним любимым приемом моих учеников является составление плана ответа по предложенному материалу. В основном проводится эта работа либо в парах, либо в группах. Иногда происходит обмен планом ответа между разными группами, его корректировка и доработка. Возможен пересказ материала по составленному плану (для более слабых обучающихся).
Для максимально точного и полного понимания информации учебника использую такой прием работы, как чтение учебно - познавательных текстов. Учащимся предлагается текст и решаемая учебная задача: найти в тексте ряд несоответствий. В таких текстах, как правило, есть как точная научная информация, так и ошибочная. Данные тексты выполняются по завершению определенной темы.
Формированию читательской грамотности также способствует подготовка сообщений и рефератов по заданной теме. В ходе такой работы обучающийся должен проанализировать несколько источников информации, отобрать самое главное и суметь упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла. Такая работа готовит будущего выпускника к выполнению итогового индивидуального проекта.
В качестве закрепления и осмысления материала по большой теме или блоку можно предложить ребятам составить кроссворд или тест. Эту работу лучше задать на дом, дать больше времени на ее выполнение. Такая форма работы формирует такие умения, как анализ, синтез, поиск и отбор нужной информации. При этом обучающимся можно использовать дополнительные источники информации по данной теме.
Совсем недавно я начала использовать на уроках ситуационные задачи. Выполнение этих заданий требует от обучающихся умения выделять главное, работать с предложенной информацией - анализировать ее, систематизировать, обобщать и делать выводы. Следовательно, данный вид задач способствует формированию читательской грамотности обучающихся и является диагностикой читательской грамотности обучающегося.
В заключении можно с уверенностью сказать, что формирование читательской грамотности – залог успешного обучения современного школьника. Уровень читательской компетенции обучающегося в определённой степени влияет на его самоопределение и реализацию интеллектуального потенциала, а это позволяет получить выпускника, который будет уметь искать информацию и понимать ее, сможет преобразовывать, интерпретировать и оценивать.