Возможности применения ИКТ на уроках естественнонаучного цикла в условиях обновления содержания среднего образования.
Возможности применения ИКТ на уроках естественнонаучного цикла в условиях обновления содержания среднего образования.
В данной статье рассматриваются возможности применения ИКТ на уроках естетсвеннонаучного цикла в условиях обновления содержания образования. Описываются методы и средства способствующие развитию качества образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов, посредством ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из основных направлений формирования перспективной системы образования в Казахстане, наряду с повышением качества образования, обеспечением большей доступности образования для всех групп населения, повышением творческого начала в образовании, является обеспечение нацеленности обучения на новые педагогические технологии, в первую очередь на современные ИКТ - технологии.
В «Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» отмечено, что «всем участникам образовательного процесса будет обеспечен равный доступ к открытым образовательным ресурсам и технологиям, созданы условия для сетевого взаимодействия. В связи с этим необходимо обеспечить гарантированную доступность электронных образовательных ресурсов и образовательных сервисов на всей территории Республики Казахстан. В рамках обновления содержания образования происходит внедрение системы электронных сервисов для учащихся, родителей, учителей и общественности: электронный дневник учащегося, система управления школой. В связи с этим необходимо обеспечить системной переподготовкой учителей для массового использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий В условиях обновления содержания среднего образования Республики Казахстан значительно усилилось влияние новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс. Необходимо в современный урок внедрить технологии поддержки индивидуальных образовательных траекторий для талантливых учащихся. Уделить внимание формированию единой среды для поддержки коллективной работы и созданию контента, а также популяризации новых образовательных технологий. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Современные средства ИКТ позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:
- общие, универсальные цели;
- специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности;
- цели, непосредственно связанные с информационными процессами в современном мире и участием человека в этих процессах.
Общие цели можно формулировать в терминах общей ИКТ- компетентности.
- моделировать и проектировать объекты и процессы;
- ответственно реализовывать свои планы, организовывать процессы своей деятельности, в том числе – учения, управления, взаимодействия с другими людьми с использованием современных общедоступных ИКТ.
ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально организована с учетом как общих задач обучения, так и специфики отдельного обучающегося; текстовое представление информации сочетается с наглядно-графическим, с моделями, видео- и аудио- записями, а аутентичные информационные объекты – со специально подготовленными учебными;
ИКТ дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей (ИКТ-компетентность), так и предметно-специфической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.
Доступные учащемуся в школе, дома и во всей окружающей ребенка среде средства ИКТ являются сегодня важной частью его жизни. В соответствии с популярной метафорой, цифровой мир для сегодняшних детей и молодежи – это родина, в то время как большинство взрослых, в том числе учителя, все еще «иммигранты» в этом мире. Это значит, что приобретаемые учащимися в рамках общего и дополнительного образования элементы ИКТ- компетентности с большой вероятностью используются ими в жизни, в частности, в школьной и внешкольной социальной практике. Происходит информатизация воспитательного процесса.
Расширяются профессиональные компетенций учителя: междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей. Современный ученик имеет возможность доступа к широкому спектру цифровых образовательных ресурсов из любого места, где есть выход в Интернет. Ученик имеет право определять темп обучения, не привязываться ко времени занятия и учителю за счет обеспечения персонализации процесса обучения. В планируемом уроке по предметам обновленного содержания обозначены все необходимые интернет-источники. Роль учителя, посредством интерактивных методов обучения проработать стратегию работы с данными материалами и применить их на практике. В связи с внедрением полиязычного образования впоследствии будет решена проблема просмотра интернет-ресурсов в английском варианте. Так как в языковых целях обучения требуют от обучающихся использования навыков говорения, аудирования и чтения в дополнение к навыкам письма, большое внимание будет уделяться прослушиванию текстов, аудиозаписей, просмотру мультфильмов и фильмов. В странах страны Восточной Азии широко распространена концепция BYOD (Bring Your Own Device) – Принеси Своё Собственное Устройство. «Принеси своё собственное устройство» - идея, которая переворачивает представления о традиционном процессе обучения и возвращает внимание учеников к предметам. Необходимо в школах Акмолинской области реализовать данную идею, которая позволит учащимся пользоваться привычными программами своих смартфонов, ноутбуков, планшетов, оставаясь при этом в собственной среде сетевого обучения. Сегодня материально техническая база школ не оснащена кабинетами нового формата, не во всех кабинетах имеются компьютеры, интерактивные доски. Использование идеи BYOD позволит учителю и ученикам находиться в режиме онлайн как во время урока, так и во внеурочное время, прослушивать аудиозаписи, просматривать видеоматериалы, подготовленные учителем. Учителям предметникам необходимо учащимся привить навыки работы со справочной информацией, не только в бумажном, но и в электронном формате. Педагог должен использовать возможность применять на уроке уже имеющиеся ресурсы всем известных образовательных сайтов BilimLand.kz, Twig.bilim. kz., Balalar.ukoz.com.
В рамках курсов повышения квалификации для учителей естественнонаучного цикла преподавателями подготовлена подборка видео и аудиоматериалов по химии, биологии и естествознанию, тренажеры по подготовке к ЕНТ, компьютерные развивающих программ, которые учитель может использовать в своей практике, как для групповой, так и для индивидуальной работы с учащимися. На курсах повышения квалификации слушателям при планировании современных уроков рекомендуем использовать мобильное приложение «Казахстан - Страна Великой Степи», как один из первых продуктов в области цифровых решений, который содержит собранную в едином месте столь уникальную информацию о Казахстане в современном интерактивном формате. Проект, который содержит сотни уникальных фотографий, а также видеоролики, 3D-объекты, панорамные туры, инфографики и интерактивные карты на казахском, русском и английском языках.
Ежегодно учителя естественнонаучного цикла Акмолинской области принимают активное участие в конкурсе «Лучший контент урока», проводимый нашим институтом. Сегодня видеоуроки, подготовленные для участия в конкурсе, смогут найти свое применение, когда мотивированный ученик заранее сможет познакомится с содержанием нового материала и прийти на урок с высокой подготовкой.
Велением времени для дистанционного обучения является видеоурок, который позволит переключить в нужное русло повышенный интерес учащихся к интернету, компьютеру, смартфонам и планшетам и решить эту проблему[3].
Анализ посещенных уроков в целях оказания методического десанта с использованием видеофрагментов позволил сделать ряд выводов. Видеоресурсы помогают обучающимся развивать мыслительную деятельность высокого порядка (анализ, синтез, оценка), осваивать материал в индивидуальном темпе и режиме, оптимальном для него. Время на уроке освобождается для творческих заданий. Это даёт возможность создать более гибкую образовательную среду, где учащиеся могут работать в группах, пользоваться личными гаджетами.
При использовании гаджетов необходимо помнить, что составляющей современного урока является применение здоровьесберегающих технологии. К сожалению, последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха. Поэтому работа с гаджетами должна быть строго дозирована, должны проводиться необходимые оздоровительные упражнения.
В настоящее время в системе повышения квалификации организованы различные формы дистанционного и смешанного образования (blended learning), которые позволят педагогу, используя различные образовательные технологии, организовать учебную деятельность как в индивидуальном, так и в групповом режиме, а также обеспечить его профессиональное развитие в актуальном, личностно значимом направлении.
Эти формы обучения предоставляют широкие возможности для развития навыков самостоятельной работы с информацией в условиях классно-урочной системы, дают возможность объединить строгие формальные средства обучения с неформальными (электронная почта, интернет-конференция, видео-лекция) и сочетать очное обучение (face-to-face), on-line-обучение (e-learning)и самообучение на рабочем месте (self-placed-learning). Благодаря этому, существенным образом расширены масштабы образовательного пространства и обеспечена возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам страны и мира[4].
Все вышесказанное подводит к тому, что для создания современного образовательного пространства, педагогические работники должны обладать необходимой квалификацией в сфере информационных технологий, быть компетентными в их использовании.
Эффективное сочетание информационных технологий и традиционных форм организации образовательного процесса, профессионализм и компетентность педагогов позволит системе образования двигаться вперед, развивать качество образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов, формировать личность обучающихся, адаптированную к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.
Список использованных источников:
1. 1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы -
Астана, 2016 год.
2. https://newtonew.com/overview/kak-mozhno-ispolzovat-byod-v-shkole [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nitforyou.com/byod/
3. Положение об областном конкурсе для учителей-предметников средних общеобразовательных школ «Лучший контент урока» - ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по ЗКО. Уральск. 2016
4. Уваров А. Ю. Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их подготовке: Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 26-40.