kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вклад учёных-химиков в дело Победы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В годы войны быстро развернулось строительство химических заводов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вклад учёных-химиков в дело Победы»

МОБУ Кангаласская СОШ им. П.С.Хромова

ГО «город Якутск»


Учитель химии Стриганова Нина Алексеевна




Вклад учёных-химиков в дело Победы




Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам,

О горьком победном пути, поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней…

Нас война отметила метиной собою,

в жизни нет и не было ничего трудней.

Стали поколению наивысшей пробою

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Сколько горя вынесло наше поколение,

Каждый день теряли мы фронтовых друзей…

Нами было сделано все во имя Родины,

И еще послужим мы Родине своей,

Все теперь под силу нам, если нами пройдены

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Юрий Поляков «Ответ фронтовику»




В годы войны быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. Так вдвое увеличилась выработка наркозного вещества, в 1,5-новокаина, в 7 раз хлорэтана. Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков для военных самолетов. По образному выражению академика Ферсмана: только 11 химических элементов не нашли себе применения в военной технике. Ученые химического факультета Ленинградского университета создали лабораторию, где наладили производство стрептоцида, сульфидина, глюкозы, в которых осажденный город испытывал острую нужду.

Григорий Семенович Петров профессор московского химико- технологического института. Еще в 1913 году он получил первую отечественную пластмассу карболит и организовал ее промышленное - производство на заводе «карболит» в Орехово-Зуеве. В годы войны им предложен способ полимерной изоляции кабелей из винилхлорида, что обеспечивало работу телефонной связи при любых погодных условиях. В 1944 году советский химик, «отец русской пластмассы» Григорий Семенович Петров получил карбамидный клей холодного отверждения для склеивания деревянных частей самолетов.

Большой вклад в разработку теории взрыва, химию и технологию порохов и взрывчатых веществ внес академик Н.Н.Семенов.

Н.Д. Зелинский усовершенствовал противогаз. Так же ему удалось создать синтетический бензин лучшего качества, новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и самолетов.

Необходимо помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, но идей и стратегий. В ХХ-ом, научно-техническом, веке это было сражение производств, экономики и наук. Поэтому надо помнить, что вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики.


Давайте перечислим металлы и неметаллы, наиболее востребованные в годы войны:


Железо. Колоссальная масса железа была истрачена во все войны народов на земном шаре. Только на Первую мировую войну было израсходовано не менее 200 млн. тонн стали, за Вторую мировую войну было израсходовано примерно 800 млн. тонн. Только за последние три года Второй мировой войны (1943 – 1945 гг.) было произведено 660 тыс. орудий, 1 млн. 350 тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автоматов.


Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм используется при изготовлении корпусов И башен танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, бронепоездов. Толщина брони военных кораблей и установок береговой обороны доходит до 500 мм. Ответственные узлы боевых самолетов тоже защищает броня.


Алюминий. «Крылатый» металл алюминий в виде сплавов с другими элементами используется в самолетостроении для обшивки самолетов, изготовления лопастей винтов, в космической технике для изготовления баков под горючее и корпусов межконтинентальных баллистических ракет. Из плава алюминия, меди и марганца делают корпуса судов на подводных крыльях, баки для хранения и перевозки сжиженного газа.


Свинец - тяжелый металл, его плотность 11,34 г/см³. Именно это является причиной его массового использования в огнестрельном оружии. Свинцовые метательные снаряды использовались еще в древности. И сейчас пули отливают из свинца, лишь оболочку делают из других твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец, идущий для изготовления шрапнели, добавляют сурьму (12%), а для дроби мышьяк (1%). Без инициирующих взрывчатых веществ невозможно было бы создание скорострельного оружия. Среди веществ этого класса применяются соединения свинца. В производстве подшипников для военной техники очень важны сплавы свинца баббиты, свинцовые бронзы. Слой свинца в 15-20 см применяется для защиты от радиоактивного излучения.


Цинк. Сплав меди и цинка - латунь хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Она используется для изготовления гильз патронов и артиллерийских снарядов, как обладает хорошей сопротивляемостью ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.


Бериллий. Сплавы бериллия широко используется в космической, ракетной и авиационной технике. В современном тяжелом самолете насчитывается более тысячи деталей из берилловой бронзы.


Магний. Магниевые сплавы применяются в авиации и реактивной технике (детали моторов, баки для бензина и масла). В военной технике Магний используется для изготовления осветительных сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб.


Титан. Используется в производстве турбореактивных двигателей, в космической технике, артиллерии, судостроении, машиностроении, атомной и химической промышленности. Из титановых сплавов готовят несущие винты современных тяжелых вертолетов, рули поворота и другие ответственные детали сверхзвуковых самолетов.


Сера - компонент черного пороха (вместе с углем и селитрой).


Фтор. Соединения фтора с хлором и бромом используются в ракетном топливе.


Гелий. В гелиевой защитной среде проходят отдельные стадии получения ядерного горючего. В контейнерах, заполненных гелием, хранят и транспортируют тепловыделяющие элементы ядерных реакций.


Heoн. Неоново-гелиевой смесью заполняют газосветные лампы, незаменимые для сигнальных устройств. При температуре жидкого неона хранят ракетное топливо.


Углерод. Широкое применение находят полимерные материалы при возведении полевых и защитных сооружений, строительстве дорог, взлетно- посадочных полос, переправ через водные преграды. Из стеклопластика изготовляют корпуса ракет, катеров, части самолетов и вертолетов. Из пластмассы тефлон (фторопласт-4) прессуют многие важнейшие детали самолетов, машин, станков













































ВИКТОРИНА


1. Назовите ученого-химика, автора книги «Война и стратегическое сырье. Что вам известно о нем? (Академик А.Е. Ферсман).


2. Что такое тротил, какая его химическая формула, к какому классу соединений он относится, где применяется? (Тротил Торговое название тринитротолуола, формула СН2 (CH2) (NO)), относится к нитросоединениям. Применяется тротил качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам и бездымным, охотничьим порохам).


3. Какой химический комбинат в годы войны выпускал боеприпасы (какие?), которые помогли отстоять Ленинград? (Охтинский химический комбинат в годы войны выпускал порох).


4. Какие исследования академик А.Е. Фаворского нашли широкое применение оборонной промышленности? (А.Е.Фаворский B разработал метод получения виниловых эфиров. Его труды послужили теоретической основой для синтеза каучука.)


5. Кто из ученых изобрел противогаз? На каком явлении основано ero устройство, (Н.Д.Зелинский. На поглощении газов активированным углем).


6. Какой металл называется крылатым и почему? (Алюминий. Используется в самолетостроении).


7. Где и каким образом в годы войны применялся водород? (Водород применялся для наполнения аэростатов заграждения и наблюдения).


8. В воздух взвилась красная сигнальная ракета. Соли, какого элемента обусловили ее окраску? (Соли стронция).


9. Какое применение находят пластмассы в военном деле? Приведите примеры. (В строительстве дорог, взлетно-посадочных полос. переправ через водные преграды, для возведения полевых и защитных сооружений, для изготовления деталей самолетов, вертолетов, катеров и т.д.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вклад учёных-химиков в дело Победы

Автор: Нина Алексеевна Стриганова

Дата: 14.03.2023

Номер свидетельства: 627461


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства