Валеологизация преподавания химии, как фактор усиления мотивации познавательной деятельности учащихся
Валеологизация преподавания химии, как фактор усиления мотивации познавательной деятельности учащихся
Валеология — это наука (или область научных знаний) об управлении здоровьем человека посредством оздоровления (оптимизации) его образа жизни.
Самая главная ценность у человека — его здоровье. Однако мы еще мало обращаем на это свое внимание. Если о валеологизации обучения мы всерьез начинаем говорить у нас в Республике только сегодня, то за рубежом «обучение здоровью» уже ведется давно.
Актуальность проблемы:
1. Ухудшение состояния здоровья школьников.
2. Рост алкоголизма и наркомании среди молодёжи.
3. Нестабильная санитарно – эпидемиологическая обстановка в республике.
4. Экстремальные факторы жизни в условиях Крайнего Севера.
5. Крайне низкий уровень информированности школьников и их родителей.
6. Значительный рост морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Валеологизация преподавания химии, как фактор усиления мотивации познавательной деятельности учащихся »
Сидорова Мария Петровна, МБОУ «Харанская СОШ»
«Валеологизация преподавания химии, как фактор усиления мотивации познавательной деятельности учащихся».
Валеология — это наука (или область научных знаний) об управлении здоровьем человека посредством оздоровления (оптимизации) его образа жизни.
Самая главная ценность у человека — его здоровье. Однако мы еще мало обращаем на это свое внимание. Если о валеологизации обучения мы всерьез начинаем говорить у нас в Республике только сегодня, то за рубежом «обучение здоровью» уже ведется давно.
Актуальность проблемы:
Ухудшение состояния здоровья школьников.
Рост алкоголизма и наркомании среди молодёжи.
Нестабильная санитарно – эпидемиологическая обстановка в республике.
Экстремальные факторы жизни в условиях Крайнего Севера.
Крайне низкий уровень информированности школьников и их родителей.
Значительный рост морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний.
Цель:
Формирование у учащихся навыков ведения здорового образа жизни, воспитание валеологического сознания.
Задачи:
Формирование умения устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой.
Формирование у учащихся представлений о составе, строении, свойствах химических стимуляторов, алкогольных, токсических веществ и лекарственных препаратов.
Воспитание культуры общения с химическими веществами в быту.
Валеологическое воспитание должно быть направлено на развитие валеологического сознания личности, которое включает в себя валеологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о трех основных направлениях — взаимодействии человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.
Химия и валеология самым тесным образом связаны друг с другом, потому что все, что мы едим, все, что носим на себе, чем пользуемся: моемся, красимся, все предметы быта, окружающее нас, - это химия. Все, что нас окружает в природе и дома, в той или иной форме влияет на наше самочувствие, настроение и на наше здоровье. При этом следует иметь в виду, что валеологизация этих предметов требует от преподавателя знания в области биологии и широкого подхода к изучаемой проблеме.
Ведущие идеи данного курса – формирование у учащихся представлений о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ, роль химии в повседневной жизни, развитии народного хозяйства, промышленности, необходимости сбережения окружающей среды, природы, воспитание культуры общения с химическими веществами в быту, в трудовой деятельности.
Валеологическая направленность уроков химии помогает учащимся лучше, сознательнее беречь здоровье от различных химических стимуляторов, таких, как лекарственные препараты, наркотики, алкоголь, никотин и другие токсические вещества. Валеологический компонент в химии осуществляется путем бесед, лабораторных работ, составления рефератов, химических опытов.
В России этим вопросом в последние пять лет усиленно занимаются на кафедре валеологии Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга под руководством доцента Л.Г. Татарниковой, а также в Волгоградском государственном педагогическом университете. Л.Г. Татарниковой разработана оригинальная программа школьного курса «Валеология» (1 – 11 классы), совместно с Н.Б. Захарович и Т.О. Калининой написаны и опубликованы методические пособия.
Валеология особенно актуальна для школ Севера. Экстремальные факторы: длинная и суровая зима, короткое и холодное лето, резкое нарушение фотопериодичности с явлениями «светового голодания» и «светового излишества», сильные ветры, магнитные возмущения, пустынность и однообразие ландшафта, бедность флоры и фауны.
В 1994 году в Мегино-Кангаласском улусе на базе Харанской неполной средней школы был открыт улусный спортивный лицей. Школа ориентирована на укрепление здоровья учащихся и на высокие спортивные достижения. Учащиеся занимаются определенным учебно-тренировочным занятием, как вольная борьба, легкая атлетика, бокс, шашки, волейбол, баскетбол.
В Харанском улусном школе-лицее здоровья и спорта «Валеологизация учебно-воспитательного процесса» ведется с 1995 года, а валелогия изучается как отдельный учебный предмет с 1 по 11 классы.
Наша школа с 2001 года является Федеральной экспериментальной площадкой по проблеме «Валеологизация образовательного процесса в условиях сельской школы-лицея здоровья и спорта». Школа принимает очное участие в традиционном ежегодном фестивале «Авторская школа». В основе образовательного процесса должно лежать здоровьесбережение и здоровьетворчесвто.
Основываясь на труды профессора Санкт-Петербургского педагогического университета Ларисы Гавриловны Татарниковой, заведующей кафедры валеологии Санкт-Петербургского пединститута Георгия Кировича Зайцева, профессора кафедры ботаники ЯГУ, консультанта по вопросам валеологии Гаврила Спиридоновича Угарова, я разработала программу валеологизации уроков химии с 8 по 11 классы.
Предлагаю вам примерный план валеологизации уроков «Химии» с8 по 11 классы . Например, при изучении темы «Кислород. Оксиды. Горение.» в 8 классе нужно рассказать о составе воздуха в целом и составе воздуха данной местности (с. Хара). Ознакомиться с объектами, загрязняющими местный воздух и об охране атмосферы от загрязнения.
Также вести беседу о пожарах, о мерах предосторожности, о первой помощи при отравлении угарным газом. Когда изучается тема «Соли» нужно обратить внимание об отложении солей в суставах, о возникновении из – за этого болезней, о методах выведения шлаков из организма, о значении оздоровительного бега.
При изучении темы «Галогены» важно отметить значение йода для нашего организма и рассказать о содержании йода в местных водоёмах, а также о нарушениях функции организма связанные с нехваткой йода.
Немало возможностей предоставляет для валеологического аспекта изучения Химии программой материал химии 9 класса.
При рассмотрении вопроса «Аллотропия» нужно рассказать о влиянии ультрафиолета на человеческий организм, о пользе и вреде загара, о раке кожи, об озоновой дыре, о недоступности загорания в полуденные часы.
Тема «Подгруппа азота» - мир азота удивителен и разнообразен. Этот элемент необходим всему живому. Нужно объяснить опасность избыточного содержания нитратов в растительных продукциях и их последствиях. Нитраты применяют в качестве удобрений.
Тема «Природные источники углеводородов» (10 кл.) удачно дополняется сообщением на местную тему. Источниками органических веществ являются сегодня не только нефть и природный газ, но и морские растения. Промышленная переработка водорослей позволяет получить важные химические органические вещества – ацетон, спирты, альдегиды.
Загрязнение окружающей среды связано не только со сжиганием накопленного топлива, но и с его добычей, транспортировкой и хранением. Так, добыча угля открытым способом приводит к сильной запыленности территорий, прилегающих к карьерам, изменению ландшафтов, почвенного покрова и т. д. Известны случаи трагических последствий для водных экосистем, вызванные авариями судов, танкеров транспортирующих нефть и другие нефтепродукты.
Очень удобно осуществляется валеологический компонент при изучении темы «Одноатомные спирты». Нужно объяснить научную основу особенности алкоголизма на Севере, подростки пробуют не только табак и алкоголь, но и наркотики.
По последним статистическим данным, за последние 6 лет в России потребление алкоголя увеличилось в 2 раза. Начиная с 1988 года, неуклонно растет количество фактов алкогольного психоза, подросткового алкоголизма, увеличивается количество молодежи и женщин, потребляющих алкоголь.
По нашей республике в 2001 году было официально зарегистрировано 6 случаев подросткового алкогольного психоза, у 12 подростков выявлен хронический алкоголизм.
По нашему улусу по итогам девяти месяцев 2002 года стоит на учете по хроническому алкоголизму 1120 человек. Настораживает тот факт, что эта болезнь распространяется среди молодежи (людей до 28 лет). Из этих людей, поставленных на учет, 362 – молодежь. В 2000 году всего на учете стояло 1002 человека, из них 325 – молодежь.
Благодатно с валеологических позиций изучение темы «Аминокислоты» (11 класс). Аминокислоты – это те «кирпичики», из которых строятся белки – одна из основ жизни. Учащиеся знакомятся с тем, что одни аминокислоты синтезируются внутри организма, другие же должны поступать с пищей извне. В этой связи важно, чтобы учащиеся северных школ знали, что в составах растений и животных Севера содержатся почти все жизненно необходимые аминокислоты. Хорошо, если учащиеся на конкретном материале увидят, почувствуют, осознают взаимосвязь человека с микромиром, окружающей средой, что он является составной частью круговорота веществ, для этого местные, пусть иногда и невзрачные растения и животные, куда полезнее привозных экзотических.
Темы «Белки», «Аминокислоты» связываются с правилами приготовления мяса, бульонов. Как заключительные, завершающие курс химии, проводятся уроки о состоянии здоровья населения РС(Я) на основе статданных о взаимосвязи здоровья с качеством окружающей среды, о высокой заболеваемости населения в бассейне рек Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма. Об опасности курения для подростков, женщин. О высоком проценте рождения неполноценных детей. О мутации живых организмов под воздействием радиоактивных элементов и т. д.
В принципе, якутянин вполне может жить до 100 лет с сохранением физического и психического здоровья, а это во многом, естественно, зависит от самого человека, но научить его беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – задача школы и образовательных учреждений.
Выводы:
Научить ребёнка беречь своё здоровье, формировать у него потребность в здоровом образе жизни – задача каждого учителя. Валеологический компонент должен содержаться в преподавании каждого предмета.
Современного человека окружают продукты химии. Научить школьников правильно пользоваться ими в быту – обязанность учителя химии.
Валеологическая направленность уроков химии помогает учащимся лучше, сознательнее беречь своё здоровье от различных химических веществ, таких, как наркотики, алкоголь, никотин и другие токсические вещества.
Благодаря урокам с валеологической направленностью у учащихся формируется сознательное отношение к своему здоровью, непримиримость к вредным привычкам, вырабатывают навыка ведения здорового образа жизни.
Валеологизация преподавания химии на практике осуществляется путём уроков, встреч, классных часов, бесед, здоровье сберегающих технологий, элективных курсов, лабораторных работ, химических опытов кружковых занятий, составления рефератов, научных исследований учащихся.
По итогам проведённых уроков был составлен доклад «Вредные привычки – разрушители здоровья». Этот доклад стал лауреатом улусных, региональных конференций, дипломантом II степени в республиканском смотре «Шаг в будущее».