Трансляция педагогического опыта учителя химии и биологии по теме : "Применение проектной технологии в условиях внедрения ФГОС"
Трансляция педагогического опыта учителя химии и биологии по теме : "Применение проектной технологии в условиях внедрения ФГОС"
Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трансляция педагогического опыта учителя химии и биологии по теме : "Применение проектной технологии в условиях внедрения ФГОС"»
Сообщение на тему:
«Проектная деятельность
в рамках ФГОС ООО»
Цели (для обучающихся):
*познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности,
*вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс,
*учить представлять свой творческий труд в виде презентации, доклада, сообщения и т.д.,
*отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,
*учить применять свои знания в новых условиях,
*формировать общеучебные компетенции,
*воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,
*учить ориентироваться в мире информации.
Задачи: формирование УУД:
*активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенных тем, систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы,
*развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,
делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал,
реферировать его,
использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования,
публично представлять результаты исследования,
*создание продукта, востребованного другими.
Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Сегодня вы увидели, насколько трудна эта работа с первого по пятый класс. Контингент обучающихся в сельской местности требует особого подхода, терпения со стороны учителя. Много неблагополучных семей, семей с очень низким прожиточным минимумом. У многих детей нет дома элементарных детских книг. Исходя из этого, понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:
· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб
· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
· учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»
Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности.
В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик
Ученик
Определяет цель деятельности.
Открывает новые знания или способы деятельности.
Экспериментирует.
Выбирает пути решения.
Активен.
Помогает определить цель деятельности.
Рекомендует источники получения информации.
Предлагает возможные формы работы
Содействует прогнозированию результатов.
Создает условия для активности школьника.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся
умение ориентироваться в информационном пространстве
умение самостоятельно конструировать свои знания
умение интегрировать знания из различных областей наук
умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
самостоятельную деятельность ученика
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные, практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью. Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.
Монопроекты– реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Задачи: формирование УУД:
*активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенных тем, систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы,
*развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,
делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования,
*создание продукта, востребованного другими.
Этапы работы над проектом или исследованием.
Содержание работы на этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1 Этап: подготовка
Проведение вводной беседы с целью:
-формирования первичного представления об изучаемом объекте
-формирования интереса к данной теме
-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
2Этап: организация проектной и исследовательской деятельности
Актуализация знаний
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.
2.Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.
Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.
Плановые работы
1.Определение источников информации.
2.Планирование способов сбора и анализа информации.
3.Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт:
-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)
-фильм, макет, сборник и т.д.
-конференция, праздник и т.д.
4.Выработка критериев оценки результатов работы.
5.Распределение обязанностей среди членов команды.
Выработка плана действий (как можно это сделать?).
Определение основных методов:
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Формулировка задач (для чего?)
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.
Исследовательская деятельность
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.д.
Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы, закладки и т.д.
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.
Результаты и выводы
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.
Анализ информации. Оформление результатов.
Наблюдение, советы.
3 Этап: представление готового продукта (презентация).
Представление результата работы в разнообразных формах.
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.
4 Этап: оценка процессов и результатов работы.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Оценивание усилий учащихся, мышления, качества использования источников информации.
Возможные темы для исследований в начальной школе:
«Моя фамилия». «Любимый семейный праздник».
«Обязанности членов семьи».
«Что я могу сделать с мусором?»
«Мир растений нашего края» «По страницам Красной книги»
«Береги здоровье смолоду»
«Растения моего класса» «Питание школьника» и т.д. «Моя школа»
«Одежда» «Алфавит»
Организация проектной деятельности учащихся в начальных классах имеет свои особенности, имеются и «подводные камни» при осуществлении данного вида деятельности. Как создать условия успешности и эффективности проектной деятельности младших школьников? На этот вопрос я долго искала ответ.
Изучая литературу, материалы Интернета и опыт коллег, для себя составила «Условия успеха в организации проектной деятельности в начальных классах» Более подробно рассматриваю следующие условия:
Организация подготовительной работы
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Обеспечение мотивации.
Создание небольших микрогрупп учащихся.
Учет возможностей учебных предметов в реализации проектной деятельности младших школьников.
Учет и избегание подводных камней.
Одним из условий является и создание методического инструментария. Это памятки для учащихся и их родителей, «банк идей» (список возможных тем проектов), образцы лучших проектов и т. д.
Критерии оценивания мультимедийных презентаций
Критерии оценивания мультимедийных презентаций, выполненных младшими школьниками, разработаны на основе рекомендаций программы Intel и учитывают, что дети впервые знакомятся с программой Microsoft Power Point.
Параметры оценивания презентации ученика
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов
Содержание
- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
- Использование коротких слов и предложений.
- Заголовки привлекают внимание.
5
5
5
15
Оформление
- В презентации есть фотографии, рисунки или диаграммы.
- Текст легко читается на фоне презентации.
- Используются анимационные эффекты.
- Все ссылки работают.
5
5
5
5
20
Грамотность
- Нет орфографических и пунктуационных ошибок.
- Используются научные понятия (термины).
- Информация дается точная, полезная и интересная.
- Есть ссылки на источники информации.
5
5
5
5
20
40-55 баллов оценивается как «отличная работа» 25-40 баллов оценивается как «хорошая работа»
МАТРИЦА ПРОЕКТА
Руководитель проекта_________________________________________________________
Название проекта: __________________________________________________________
Учебные предметы, содержание которых включено в проект: базовый предмет
Название учебного предмета
Раздел программы
Тема
дополнительные предметы:
Название учебного предмета
Раздел программы
Тема
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:__________
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап
Содержание деятельности
Кол-во часов
Поисковый
Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта.
Аналитический
Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.
Практический
Выполнение запланированных действий по реализации проекта.
Презентационный
Подготовка и проведение презентации.
Контрольный
Анализ результатов. Оценка качества проекта.
Организационные формы работы над проектом:
Форма работы
Кол-во часов
Групповое обсуждение
Самостоятельная работа обучающихся
Консультации с руководителем проекта
Консультации с экспертами (педагогами, внешними экспертами и т.п.)
Другое:
13. Форма проведения презентации: ______________________________________________
Мои впечатления от работы над проектом_________________________________________________________________________________
Памятка для подготовки публичного выступления
Общие рекомендации.
Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
Употребляйте только понятные вам термины.
Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
Подумайте и составьте возможные вопросы.
Техника подготовки.
Проведите репетицию своего выступления.
Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
Заранее продумайте детали своего рабочего места.
Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
Рекомендации выступающему.
Начните свое выступление с приветствия.
Огласите название вашего проекта, основную идею и причину выбора темы.
Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления.
Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
Старайтесь ответить на все вопросы.
Вопросы оппонентов.
Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с исполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
Работа с литературными источниками
Этапы работы
Содержание этапов
1.
Общее ознакомление
Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо изучить.
2.
Внимательное чтение по главам и разделам
Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Читать следует про себя. Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить. Выделите наиболее важные тексты.
Изучая книгу (журнал), надо обращать внимание на схемы, чертежи, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
3.
Выборочное чтение
Перечитайте наиболее важные тексты. Это поможет лучше понять и усвоить изучаемый материал.
4.
Составление плана прочитанного материала
В пунктах плана запишите наиболее важную (существенную) мысль.
5.
Выписки
Читая книгу (журнал), следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, разделенной на абзацы и пункты.
Помните основной принцип выписывания из книги или журнала: лишь самое существенное (важное) и в кратчайшей форме! Не забывайте о ссылках на источники информации.
При работе с книгой или журналом Вы можете использовать три основные формы выписывания: дословная выписка (цитата), выписка «по смыслу» (тезис), конспективная выписка (конспект).
Знайте, что карточная система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной. Карточками удобно пользоваться при докладах, выступлениях.
7.
Критичес
кая оценка
Обратите внимание на объективность суждений.
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
Структура
Требования к содержанию
1. Информационный раздел
1.1. Титульный лист
Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).
Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
Область научных знаний, рассмотренных проекте.
Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).
Данные о руководителе.
Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).
Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).
1.2. Оглавление
Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
2. Описание работы
2.1. Введение
Актуальность выбранной темы.
Проблема.
Цель проекта.
Задачи, поставленные для реализации проекта.
План (содержание) работы.
2.2. Описание проектной работы и ее результаты
Теоретическая часть
Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)
Назначение и применение проекта.
Выводы
Список использованной литературы, электронные адреса.
- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
Информация
- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).
- Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).
- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).
- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.
- Современность источника.
- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).
Текст
- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).
- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).
- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).
- Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).
- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего).
- Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Оформление
- Заголовки привлекают внимание.
- Использование коротких слов и предложений.
- Наличие иллюстраций по заданной теме.
- Текст легко читается на фоне презентации.
- Используются анимационные эффекты.
- Все ссылки, анимационные эффекты работают.
- Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя.
- Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.
- Использование единого стиля оформления.
- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).
- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.- Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).
- Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде).
- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).
Требования к буклету
Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
Размещены наиболее важные сведения.
Краткость изложения информации.
Достоверность информации.
Лаконичность текста.
Завершенность.
Доступность текста.
Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.
Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.
Объем информации.
Правильно подобранные шрифты.
Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
Наличие иллюстраций по теме.
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Указание автора и руководителя проекта.
Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
Эстетичность оформления.
План подготовки проекта
Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.
Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
Продумай этапы деятельности.
Решите, кто и за что будет отвечать.
Выясните, что нужно подготовить заранее.
Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.