Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии
Аннотация. В статье предложены и охарактеризованы пути повышения мотивации и уровня знаний обучающихся применением личностно-ориентированного подхода, а также показаны конкретные приемы и методы обучения, которые позволяют формировать познавательную активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии»
УДК 372.854
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Яковлева Виктория Владимировна
МБОУ «Стародрожжановская средняя общеобразовательная школа №1», с. Старое Дрожжаное
vladimirovnayavi@mail.ru
Аннотация. В статье предложены и охарактеризованы пути повышения мотивации и уровня знаний обучающихся применением личностно-ориентированного подхода, а также показаны конкретные приемы и методы обучения, которые позволяют формировать познавательную активность.
Ключевые слова. Личностно-ориентированный подход, школьное образование, обучение, формирование, химическое образование.
По статистике уровень знаний и энтузиазм обучающихся по предмету «Химия» достаточно низкий [1]. Это, невзирая на то, что современные учителя в преподавании используют различные методы, способы и существует огромный багаж знаний. Поэтому преподавателю следует повысить интерес к изучению предмета. Существует множество методов повышения увлеченности предметом химии. Но высококвалифицированные учителя нашли дельный способ – это улучшить теоретическую и практическую направленность предмета, научный тип обучения сделать понятным для всех обучающихся. Практика показывает, что использование этого метода значительно повышает уровень увлеченности.
В последнее время в самом современном мире имеет резон, или нахождения новых, или переосмысление старых педагогических способов, обеспечивающие зависимость воспитательной, образовательной и развивающей функции обучения.
Создаваемые новые подходы в обучении часто не имеют под собой психолого-образовательной базы, но их внедрение в процесс обучения обладают бесспорным фуррором [4].
Различают множество подходов, таких как, развивающий, дифференцированный, исследовательский, гуманистический, акустический, индивидуальный, личностный, практико-ориентированный, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, проблемный. Но более подробно рассмотрим личностно-ориентированный подход.
В современном мире учебно-воспитательном процессе чрезвычайно огромное значение имеют субъект-субъектные, партнерские отношения, сотрудничество учителя и воспитанника на базе взаимоуважения и обоюдного понимания. Применение личностно-ориентированного подхода на уроках химии – это постоянное обращение к индивидуальному опыту обучающихся образовательных учреждений, как опыту их жизнедеятельности [2].
Главной целью личностно-ориентированного подхода, которую пытаются решить уже не один год ведущие учителя химии, является брать во внимание успеваемость обучающихся. Личностно-ориентированный подход предполагает соответствие теме, целям и задачам урока [5].
Рассмотрим основные особенности личностно-ориентированного урока, целью которого является разработка критериев для проявления когнитивной активности обучающихся.
Для выработки правильного понимания школьниками данной технологии можно рекомендовать соблюдение следующих требований:
Внедрение всевозможных методик и форм в учебную деятельность, дающий раскрыть индивидуальный опыт обучающихся.
Стимулирование обучающихся изучению предмета химии.
Проявление инициативы обучающимися без страха излагать свою точку зрения.
Возможность самостоятельно подбирать более удобный для обучающихся вид и форму учебного содержания путем внедрения нового дидактического материала.
Оценивание работы ученика на уроке не только по конечному результату, но и по всему процессу достижению этой цели.
Побуждение обучающихся находить собственную методику решения задач, рассматривать и изучать методы своих одноклассников, выбрать наиболее интересные и найти им применение.
Конструирование такой педагогической задачи, которая способствует демонстрированию инициативы, независимости, избирательности в методах работы у совершенно каждого обучающегося. Сделать возможным максимально натурально выражать свои эмоции.
Сравнение целей учителя в организации традиционных и личностно-ориентированных уроков химии в соответствии с ФГОС (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнение традиционного и личностно-ориентированного уроков
Цели традиционного урока
Цели личностно-ориентированного урока
1. Центральной фигурой в образовании является учитель, а не ученик.
1. Ученик является центром в образовании.
2. Учитель даёт полностью готовый вариант решения, а ученики переносят в тетрадь без последующих комментариев.
2. Учащимся дается возможность самим найти путь решения задачи, обсуждая решение со сверстниками.
3. Заинтересовывает учащихся только в том случае, когда материал нравится самому учителю.
3. В выборе типа материала для урока учитывается мнение учащихся.
4. Во время урока ориентируется только на одного ученика (либо на сильного, либо на слабого).
4. Для каждого учащихся предоставляется индивидуальный подход.
5. Учащиеся лишены права самостоятельно планировать деятельность.
5. Помогает детям независимо спланировать свою деятельность на уроке.
6. Учитель сам оценивает работу обучающихся на уроке.
6. Учащиеся оценивают работы, проверяя тетради друг у друга.
7. Позволяет закончить конфликт между учащимися, не разыскивая пути его решения.
7. Побуждает детей спокойно решить возникшую конфликтную ситуацию.
Построение обучающих технологий, адекватных ему лично, задаёт вопрос прежде всего об изменениях в методике общения, характере сотрудничества между его субъектами, в ходе которых происходит самоутверждение личности, обретении собственного значения для данный работы, возникает необходимость для саморазвития. Кажется, что уже нет необходимости обуславливать личностно-ориентированной технологии преподавания только теми, кто исполняет схему обучения и расставляет цель своей жизни – участвовать в определении себя и исправлении своих жизненных навыков. В. В. Сериков считает, что основным критерием личностно-ориентированного подхода является его способность создавать «личностно-утверждающее положение дел», и он также может возникнуть в процессе достижения обучающимися познавательных задач. В данной технологии учитель становится координатором, организатором деятельности воспитанников, в процессе которой он обучает его, как выполнять постановку целей, осваивать методы и приемы учебной деятельности, формировать критерии и навыки для самоанализа [3].
С целью изучения особенностей применения технологии личностно-ориентированного обучения на констатирующем этапе эксперимента была проведена контрольная работа, которая включала в себя диагностику успеваемости и качества знаний у обучающихся 11 «А» класса, определенный экспериментальной группой, в котором проводились личностно-ориентированные уроки и у обучающихся 11 «Б» класса, где были проведены традиционные уроки. В педагогическом эксперименте участвовали всего 28 человек, из них 11 обучающихся из 11 «А» и 17 из 11 «Б» класса.
Используя методику расчета статистических показателей качества образования [6], получили следующие результаты: у обучающихся 11 «Б» класса, в котором проводились традиционные уроки, качество успеваемости составил 96,67 %, качество знаний – 66,67 %. В 11 «А» классе, где проводились личностно-ориентированные уроки, успеваемость составила 100 %, а качество знаний − 93,33 %. В ходе опроса одна обучающ проявили желание сдавать ЕГЭ по химии, одна из 11 «А» класса.
Для изучения особенностей личностно-ориентированного обучения в ходе формирующего этапа эксперимента нами была разработана система уроков по химии [7]. Формирующий эксперимент проводился в течение 6 недель и состоял из 12 уроков. Реализация системы уроков осуществлялась в три этапа:
Вводный этап (3 занятия);
Основной этап (6 занятий);
Закрепляющий этап (3 занятия).
На первом, вводном, этапе велась работа по повышению уровня самостоятельно-познавательной работы обучающихся для решения выделенной проблемы. На основном этапе обучающиеся анализировали свою деятельность на уроке. На третьем этапе эксперимента закреплялось чувство уверенности, подводились итоги урока.
В ходе эксперимента было выявлено, что учащиеся стали более активны на уроках, без страха стали излагать свою точку зрения, анализировать и оценивать работу друг друга.
После завершения формирующего этапа эксперимента провели повторную диагностику обучающихся. Для обработки результатов использовали ту же методику [6], что и на констатирующем этапе эксперимента. В 11 «А» классе при значении качество успеваемости 100 % качество знаний составило 98,0 %. В 11 «Б» классе качество успеваемости 98,10 %, а качество знаний составило 69,32 %.
Таким образом, мы видим положительные результаты в обоих классах, однако в экспериментальной группе они более очевидны. В 11 «А» классе, который являлось экспериментальным, наблюдаем повышение качества знаний на 4,67 %, что является положительной динамикой. В 11 «Б» наблюдаем повышение качества успеваемости на 1,43 %, а качества знаний на 2,65 %, что также показывает положительную динамику, но по сравнению с экспериментальной группой является менее значим отличительным результатом.
Основываясь на результатах проведенного эксперимента, можно прийти к выводу: применение технологии личностно-ориентированного обучения положительно повлияла на динамику успеваемости и качества знаний обучающихся 11«А» класса. Использование личностно-ориентированного обучения повышает интерес к предмету (желающих сдавать ЕГЭ по химии возросло от 1 до 4 человек).
В ходе эксперимента реализованы следующие задачи:
Проведена диагностика, в которой выявлена позитивная динамика успеваемости в процессе учебного процесса.
Выявлена основная часть технологии личностно-ориентированного обучения, широко применяющаяся в школах.
В личностно-ориентированной технологии обучения химии созданы такие условия, которые позволяют учащимися без страха получать плохую отметку; позволяют принимать во внимание все его характерные особенности.
Как показывает статистика, проведенного исследования, технология личностно-ориентированного обучения эффективна. Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, утверждение о применении данной технологии помогает обучающимся самостоятельно ставить цель, осваивать методы, формы и приемы учебной деятельности, формировать критерии и навыки для самоанализа, является правомерным.
Список литературы:
Шабельников В. К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий / В. К. Шабельников // Вестник Московского Университета. – Серия 14. Психология. – 2012. – № 1. – С. 53-72.
Понамарева Т.А. Статья на тему: «Практико-ориентированный подход в преподавании химии как средство формирования познавательной активности учащихся», URL: https://docviewer.yandex.ru/view/489012644/.
Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, URL: https://infourok.ru/lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_uchebno-vospitatelnom_processe-589607.htm.
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии, URL: http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/tehnologiya-lichnostno-orientirovannogo-obucheniya-na-urokah-himii/. Дата обращения – 15.03.2020.
Михайловская Н.А. Деятельностный подход в обучении / Н.А. Михайловская // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – №6 (36). – С.190-192.
Методика расчета статистических показателей качества образования,URL:https://noufirstsch.mskobr.ru/files/metodika_rascheta_statisticheskih_pokazatelej_kachestva_obrazovaniya.pdf.