Статья на тему "Формирование химической компетентности учащихся по неорганической химии"
Статья на тему "Формирование химической компетентности учащихся по неорганической химии"
В статье представлены теоретические основы формирования химической компетентности, а также условия организации компетентностного обучения в основной общеобразовательной школе. Приведены примеры компетенций, осваиваемых в курсе химии 8-го класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование химической компетентности учащихся по неорганической химии"»
ФОРМИРОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Одним из направлений модернизации образования в настоящее время является внедрение компетентностного подхода, при котором важным показателем качества обучения становится наличие опыта решения жизненных проблем, практических навыков деятельности, социальных функций, то есть сформированности ключевых компетенций. В обязанности учителя теперь входит не только передача предметных знаний учащимся, но и создание условий для личностного развития каждого школьника.
Химическая компетентность личности заключается в её способности демонстрировать не только свои знания, но и уровень овладения умениями – способами действий на основе полученных знаний, а также ценностное отношение к труду, наукам, образованию и другим сферам человеческой деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование универсальных учебных действий – обобщённых действий, обеспечивающих умение учиться [2].
Развитие личности в системе образования также обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения [2].
Компетентностный подход в образовании, заявленный в ФГОС, основан на важных понятиях о компетенции и компетентности. Он предполагает не только усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, но овладение ими в комплексе.
Компетенции рассматриваются как содержательные элементы образования, некие новообразования или социальные нормы к образовательной подготовке. Компетентность – это осведомленность в определенной области, результат овладения компетенцией, включая личностное отношения к ней, реальный уровень образования, достигнутый обучающимся.
Использование компетентностного подхода в химическом образовании подразумевает определение не только ключевых компетенций, но и предметных. Знания дробятся на «порции» – базовые компетенции, включающие в себя базовые понятия. Например, в 8-м классе можно выделить такие базисные компетенции, как: БК- 1 – Химический элемент как вид атомов с определенной массой; БК – 2 – Химический элемент как вид атомов с определенным зарядом ядра; БК – 3 – Периодический закон и периодическая система химических элементов (ПСХЭ); БК – 4 – Характеристика элемента на основе его положения в ПСХЭ; БК – 5 – Вещество как вид материи; БК – 6 – Химическая реакция в атомно-молекулярном учении; БК – 7- Количество вещества. Например, базисными понятиями БК – 1 являются следующие: БП – 1. Понятие об атоме. БП – 2. Химический знак. БП – 3. Относительная атомная масса. БП – 4. Валентность. [1].
Библиографический список
Жафяров, А. Ж. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (химия, математика, физика): учебное пособие / А. Ж. Жафяров, Г.С. Качалова; под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014 – 154 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.: ил.