Статья "Использование дидактического и раздаточного материала в целях активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках химии"
Статья "Использование дидактического и раздаточного материала в целях активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках химии"
В статье предлагаются апробированные дидактический и раздаточный материал по химии, который позволяет автивизировать познавательную активность учащихся и прививает любовь к предмету, развивает умение логически мыслить, рассуждать, обобщать и делать выводы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование дидактического и раздаточного материала в целях активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках химии" »
«Использование дидактического и раздаточного материала в целях
активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках химии» …Нам как никогда необходимо всемерно наращивать
бесценный капитал знаний и образования,
придавая ему современные формы…
Президент Республики Казахстан
Н.А. Назарбаев
«Казахстан 2030»
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями собственной мысли,
а не только памятью»
Л.Н. Толстой
Дидактический материал призван оказать помощь учителю в стимулировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках при изучении и повторении материала. Эффективность процесса обучения в большей степени зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. Систематический контроль и коррекция знаний- важнейшие условия успешного обучения. Контроль в данном случае выступает как средство управления учебной деятельностью учащихся. Оперативно проводить постоянную проверку знаний всех учащихся с помощью традиционных методов бывает затруднительно из-за лимита времени, в связи с этим всё большее распространение получают такие формы контроля, как разноуровневые контрольные работы, тестирование, химические диктанты и дидактические игры.
Контрольные работы Один из показателей успешного усвоения материала - хорошие оценки, полученные за контрольные работы. Наиболее ответственный момент подготовки контрольных работ- подбор и составление задач и упражнений. Важно, чтобы работа включала задачи и упражнения как по только что изученному материалу, так и по наиболее важному ранее пройденному. Число и трудность задач и упражнений необходимо строго соизмерять с временем, отводимым на выполнение контрольной работы. Для того чтобы обеспечить самостоятельность работы учащихся на уроке, желательно предлагать им контрольную работу в 2-4 вариантах.
В последнее время всё чаще говорят о разноуровневом образовании. И это оправдано, ведь в любом классе есть ученики очень способные и усваивающие материал с трудом. Этот факт учитывается в контрольных работах трёхуровневой сложности. Ученики сами выбирают тот или иной уровень сложности. Усложнённые будут способствовать развитию учащихся, интересующихся химией, а доступные создадут для слабоуспевающих ситуацию успеха и желание глубже понять материал. Если задание окажется слишком сложным, ученик может взять задание более лёгкого уровня. Возможна замена задания и более сложным.
Используя результаты контрольной работы можно сравнить степень овладения учащимися учебным материалом, выделив по тексту контрольной работы 8- 10 основополагающих знаний и умений. Например умение составлять формулы сложных веществ, находить молярную массу вещества, знание валентности элементов и т.д. Анализируя результаты контрольной работы, в каждом классе можно определить процент овладения учащимися теми или иными знаниями и умениями, а затем подвести общий итог по всем классам одной параллели. Проведение такого анализа позволяет учителю выработать систему мер, направленных на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся, запланировать индивидуальную или групповую дополнительную работу по различным разделам программы.
Тесты в обучении- это специальные задания, по результатам выполнения которых можно судить об уровне знаний и умений учащихся. Тестовый контроль привлекает внимание учителей как наиболее оперативный, действенный и объективный вид контроля. Он способствует повышению уровня самостоятельной деятельности учащихся, эффективности обучения. Тестирование формирует навыки самоконтроля и самокоррекции, способствует активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся, выявлению пробелов в усвоении ими изученного материала, позволяет рационально использовать время на уроке. Тест сокращает время проверки и оценки ответа. Альтернативный выбор ответа освобождает учителя от трудоёмкой рутинной работы по проверке письменных заданий. В процессе выбора правильного ответа учащиеся имеют возможность сравнивать явления, свойства, классифицировать их, что активизирует мыслительную деятельность, способствует развитию. Для каждого тестового задания должен быть дан эталон ответа, сравнение с которым устанавливает правильность его выполнения. Тестовые задания, используемые чаще всего, имеют закрытую форму, при которой учащемуся представляется возможность выбрать правильный ответ среди нескольких предложенных. Главное преимущество тестов в том, что они позволяют провести объективную независимую оценку уровня обученности учащихся в соответствии с едиными образовательными требованиями. Главный недостаток тестовых заданий возможность угадывания правильного ответа не знающими материала учащимися. Для уменьшения вероятности угадывания наряду с правильным ответом должно быть предоставлено достаточно много неправильных. Но с возрастанием числа ответов увеличивается время выполнения задания и осложняется работа учащихся. Как показывают расчёты, оптимальное число ответов для заданий закрытой формы – четыре. Задания «по ключу» могут проверять и сами учащиеся. Оценка учащимися своей работы позволит учителю видеть их критическое отношение к своим знаниям. Но, разумеется, окончательные оценки выставляет только учитель.
Карточки способствуют организации закрепления и проверки усвоения знаний, с помощью которых учитель может своевременно обнаружить плохо усвоенный материал и организовать закрепление изученного. Большое значение приобретают карточки для осуществления индивидуального подхода и дифференцированного обучения, так как они включают задания различной степени трудности. В зависимости от степени подготовленности, овладения предшествующим учебным материалом, развития познавательного интереса к химии учитель может предложить одним учащимся менее сложные задания, другим- более сложные.
Химические диктанты (графические и цифровые) активизируют мыслительную деятельность учащихся и помогают закрепить в памяти изученный материал. Кроме того, химические диктанты позволяют эффективно выявлять знания учащихся, затрачивая минимум времени. Химические диктанты дают возможность во время контроля знаний учащихся экономить учебное время, 100% охват учащихся во время опроса. Развивают мышление через осмысление заданий и нахождения правильного ответа. На каждый вопрос возможны два ответа: «да» (в этом случае учащиеся рисуют дугу или ставят цифру 1) и «нет» (учащиеся рисуют отрезок прямой линии или ставят цифру 0).
Дидактические игры Учитель химии непременно сталкивается с тем, что уже учащиеся 8 класса утрачивают интерес к предмету, не желают учиться с полной затратой необходимых усилий. Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к учебному предмету. Несмотря на огромные диспропорции в индивидуальных темпах и содержании развития учащихся, подростковый возраст характеризуется рядом общих чёрт, проявляющихся с достаточным постоянством. В исследованиях психологов отражены некоторые общие особенности развития познавательных потребностей учащихся. Так, установлено, что у старших подростков познавательная потребность проявляется преимущественно в форме любознательности, связанной со стремлением к знаниям об окружающей действительности. Высокий уровень познавательной потребности, а следовательно, и познавательной мотивации свойственен очень небольшой части учащихся. Практически у 66% восьмиклассников развитая любознательность не сформирована. До 38% учащихся не имеют даже сколько-нибудь выраженных познавательных интересов. Практически у подавляющего большинства восьмиклассников интереса к учению нет, учебная и познавательная мотивация почти отсутствуют. В мотивационной сфере преобладает внешняя мотивация, связанная не с процессом познания, а с его формальным следствием- оценкой. Уровень развития познавательной потребности у учащихся 9 класса почти тот же. Преимущественно формой его выражения по-прежнему является любознательность. Неустойчивость и неопределённость интересов свойственна 45% учащихся 9 класса. Специалисты полагают, что слабое развитие познавательных интересов учащихся в какой-то мере обусловлено позицией взрослых, их ориентацией на формальные показатели успешности учения. Это смещает интересы учащихся с собственно процесса познания, радости открытия нового на получение высокой отметки, возможное поощрение. Если успех в учёбе не достигается, подросток нередко переключается на поиск средств самореализации вне школьного учебного процесса.
Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Выбирая те или иные формы обучения необходимо помнить, что перед нами дети, хотя со свойственным им юношеским максимализмом они стараются доказать обратное.
В своей практике я широко использую игровые формы обучения и организации контроля знаний, и могу убеждённо говорить о том, что они дают устойчивые положительные результаты. Атмосфера игры создаёт условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда. Когда имеешь определённый запас знаний.
Для создания у учащихся новой мотивационной направленности могут быть широко использованы занимательные дидактические игры. В процессе решения дидактических игровых заданий учащиеся творчески применяют на практике свои знания или определяют каких навыков им не хватает для решения тех или иных заданий. Игровая деятельность позволяет интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, формирование и развитие умений и навыков в ходе изучения химии. Положительные эмоции, которые возникают у учеников в процессе дидактических игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Таким образом, включение в урок занимательных элементов помогает заинтересовать учащихся химией, повысить их активность, разнообразить виды деятельности и в конечном счёте сделать урок химии долгожданным.
«Шестиклеточный логикон» («Развивающий конон») это загадка, требующаяна основе анализа информации, заложенной в пяти клетках, найти логическую связь между верхними и нижними рядами клеток и заполнить шестую клетку, вставив соответствующую букву или цифру.
Mg
P
Cl
H2SO4
Zn(OH)2
CuCO3
2
5
?
К
о
?
Mg 2 группа H2SO4кислота
P 5 группа Zn(OH)2 основание
Cl ? – 7 группа CuCO3 ? – соль
«Третий лишний» необходимо определить какая формула лишняя.
CaO, P2O3, Na2O
Лишняя формула P2O3 так как это кислотный оксид, а оставшиеся два оксида основные
«Крестики- нолики» учащиеся должны найти формулы веществ, проявляющих одинаковые свойства и соединить их прямой линией
«Волшебные слова» для того, чтобы их разгадать нужно расставить коэффициенты в схемах уравнений. Каждому коэффициенту соответствует одна из букв алфавита. Если учащиеся расставят коэффициенты правильно. То легко отгадают волшебные слова.
к ё и Р и о
… P + … O2 = …P2O5 Fe2O3 + … HCl = … FeCl3 + …H2O
2
3
4
5
6
7
И
О
К
Ё
Р
Л
и л и
… Br2 + …O2 = …Br2O7
Волшебные слова: Лорики Ёрики
«Магические кольца» применяю для отработки умений составлять уравнения химических реакций (правильно составлять формулы веществ, расставлять коэффициенты). Необходимо вписать в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 2NH3 = N2 + 3H2
«Найди ошибку» необходимо найти и исправить ошибку в уравнениях химических реакций.
3CO + Fe2O3 = Fe + 3CO2 (неправильная запись)
3CO + Fe2O3 = 2Fe + 3CO2 (правильная запись)
«Осуществи превращения» вместо букв X и Y необходимо вставить подходящий (по валентности) химический элемент и написать соответствующие химические реакции.
X (OH)3 YO3 Al(OH)3 SO3
X2O3 H2YO4 Al2O3 H2SO4
X2(YO4)3 Al2(SO4)3
«Установи соответствие» Эти задания позволяютпроверить ассоциативные знания элементов двух множеств. В этом задании содержится, по существу, несколько заданий на установление соответствия элементов одного множества (например кислот) элементам другого множества (фор мул).
Кислота Формула Ответ
азотистая А. H3PO4 1 Б
фосфорная Б. HNO2 2 А
угольная В. H2CO3 3 В
«Химический лабиринт» необходимо найтиверный путь к финишу и отметить его последовательно цифрами. Если суждение, вписанное в клетку, правильно, то необходимо продолжать путь по стрелке с обозначением «да», если ошибочно, то по стрелке с обозначением «нет».
«Сигнальные карточки» хорошо развивают зрительную память позволяют быстро проверить усвоение нового материала в конце урока, проверить знания по пройденным темам, развивать творческое мышление у учащихся путём постановки логических задач, ключи- ответы к которым находятся на доске.