"Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения на примере предмета химия"
"Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения на примере предмета химия"
В данной статье говоритяс о методике совершенствования учебно-воспитательного-процесса на основе идейи развивающего обучения на примере предмета химии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения на примере предмета химия"»
Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения
Автор: Ватолина Людмила Валерьевна,
учитель химии МОУ «СОШ п. Возраждение»
В новых социально-экономических условиях производство требует от современного рабочего высокой квалификации в выполнении сложных производственных задач, умения мыслить, умения анализировать ситуацию, умения творчески применять свои способности.
Научить этому наших детей необходимо в рамках школьной программы. Задача эта для педагогов будет облегчена, если реализовать развивающее обучение в преподавании общеобразовательных дисциплин, а особенно химии, так как для учащихся химия – это одна из наук, помогающая им в освоении профессиональных знаний.
Пути реализации принципа контроля знаний на уроках химии различны, как различны средства и методы, с помощью которых достигается конечная цель. Важнейшим условием в решении этой задачи является наличие материально-технической базы, наличие химических реактивов и химической посуды для проведения демонстрационных опытов, практических работ.
Вот уже много лет моя жизнь, так или иначе связана с химией. Химия окружает нас повсюду. Что бы мы не делали, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ, то есть химические реакции. Открыли кран, чтобы наполнить чайник, из крана потекла прозрачная холодная вода, но чтобы вода стала питьевой, ее подвергли неоднократной очистке, и при этом происходили различные химические реакции. Поднесли спичку к газовой горелке, повернули кран и вспыхнуло голубоватое пламя – это тоже химическая реакция. Положили в стакан крепкого чая ломтик лимона – чай заметно посветлел: произошла химическая реакция. Все эти процессы подчиняются законам химии и объясняются законами химии. Итак, химия интересна и всеобъемлюща.
Но одно дело – любить и знать химию, и совсем другое – научить ребят видеть химические явления, осознать важность данной науки в приобретаемых ими профессиях. Тем более что многие ребята покинули стены школы и пришли к нам именно потому, что не смогли понять и оценить по достоинству знания по предметам общеобразовательного цикла. Я не ставлю. перед собой цель оценивать контингент, с которым приходиться работать, а хочу поделиться некоторыми приемами реализации принципа контроля знаний на своих уроках.
Любое обучение призвано быть развивающим, а иначе – зачем оно? Поэтому методическая цель в нашей школе звучит следующим образом «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения». Поэтому и тема моей работы связана с развивающим обучением. И здесь разумно сразу определить, что я подразумеваю, как педагог, под развивающим обучением.
Существует довольно много трактовок, что же такое развивающее обучение. Но мне ближе та, по которой сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения учащийся становится его субъектом. Учащийся должен ощущать потребность и способность к самоизменению, он должен приобретать мотив к саморазвитию. В этом случае учеба для него станет осмысленным делом, имеющим прямое и важное значение; иначе учащийся выполняет учебные задания по принуждению, веря учителю наслово, что это когда-то пойдет ему в какое-то благо. Субъективность учащегося означает, что он знает свои действия на уроке: как, с помощью каких средств и для чего он выполняет задания, что при этом изменится в нем самом и нужно ли это ему.
При такой организации учебно-воспитательного процесса в учащемся меняются все психические функции: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление, а также отдельные качества личности – нравственность, ответственность, самостоятельность Но чтобы это произошло, необходимо специально ориентировать проектируемый урок, нацеливая его на выделенный аспект личности учащегося
Ведущие методы, используемые мной в процессе преподавания химии, из развивающей модели обучения являются: проблемное изложение материала, частично-поисковый, исследовательский методы.
Следуя следующим принципам, я стремлюсь сделать обучение развивающим.