В настоящее время одним из важных направлений работы учителя является работа с одаренными детьми. Кто же такой одаренный ребенок? Это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или ином виде деятельности. Забота об одаренных детях сегодня – сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа-место развития таланта»
Исхакова Р.У. учитель химии и биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа
с. Октябрьского муниципального района Стерлитамакский района
Республики Башкортостан.
Школа – место развития таланта.
В настоящее время одним из важных направлений работы учителя является работа с одаренными детьми. Кто же такой одаренный ребенок? Это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или ином виде деятельности. Забота об одаренных детях сегодня – сохранение и приумножение духовного, интеллектуального и творческого потенциала страны завтра. Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Важную роль в работе с одаренными детьми отводится учителю, потому что увлеченный учитель - находка для учащихся. Учебный материал, изучаемый в школе, можно сравнить с почвой, необходимой для выращивания растений. А душевную теплоту учителя – с той невидимой атмосферой, без которой растение не сможет тянуться вверх. Но и «состав почвы» важен для развития юного дарования. И если учебный материал деформирован в сторону чего-то специального, то от этого страдают ученики, прежде всего одаренные. Наши дети должны знать не только о существовании двери ведущих к разнообразным областям жизни, но и время от времени заглядывать за них.
В своей преподавательской деятельности использую следующие формы работы с одаренными детьми:
использование на уроках современных технологий обучения;
работа экспериментальной площадки «Олимпионик»;
работа во внеурочное время:
работа экологического кружка «Аметист»;
привлечение одаренных детей к активному участию в организации и проведении внеклассных мероприятий (работа творческой группы).
1. Использование на уроках современных технологий обучения.
На уроках использую технологию развивающего обучения. Основной задачей такого обучения состоит в формировании у учащихся приемов умственной деятельности. Такое обучение дает учащимся навыки творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, развивает память, речь, внимание, воображение и тд. Использование такой формы работы в учебной деятельности способствует:
развитию речи и интеллекта;
повышению положительного эмоционального отношения к совместной деятельности;
формирует более дружескую и доброжелательную обстановку в классе;
мышление становиться более четким;
улучшается способность выражать свои мысли;
расширяется круг интересов;
обобщаются и систематизируются представления;
стимулируется аналитическая и синтетическая деятельность мышления;
повышается критичность и логичность мышления, так как обстановка групповой деятельности создает условия для выдвижения гипотез и проверки их истинности;
повышается самооценка и коммуникационная компетентность;
улучшается психическое здоровье учащихся.
Работа по такой технологии позволяет проявить инициативность учащихся (инициативность – это высшая степень развития активности, побуждение новым формам деятельности), при которых поддерживается все возрастающий интерес, познавательной потребности, познавательная активность.
В основе развития активности лежит групповая форма работы, девизом которой служат слова М.М. Бахтина «Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущим, в процессе их диалогического общения». При такой форме работы класс делится для выполнения задания на группы по 4 человека.
Участие в творческой созидательной деятельности групп дает незаменимый вклад в формировании положительной Я – концепции (Я способен, Я творю, Я свободен, Я нужен), т.е. позволяет школьнику достичь высокого уровня развития своего личностного начала. Работа по данной технологии позволяет не только выявить одаренного ребенка, но и в общем добиться успехов в обучении. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен и поддержан. Как распределяются роли в группе:
рулевой (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;
аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
секретарьфиксирует все, что относится к решению проблемы. Обычно он и выступает перед классом со своей позицией;
наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев.
2. Работа экспериментальной площадки «Олимпионик».
Была разработана программа «Олимпионок», целью которой является оказание помощи в подготовке одаренных ребят к олимпиадам посредством ознакомления их с рациональными путями решения сложных задач и упражнений. Целый раздел в данной программе посвящен занимательным задачам.
В рамках этой работы ведется индивидуальная работа с учеником на уроке и во внеурочное время. Предлагаю проблемные задачи, требующие напряженной работы мысли, побуждающие искать пути и средства решения. Своим ученикам я всегда говорю, что способности – это тяжелая ноша, которую вы сможете нести, если будете невероятно требовательны к себе. Здесь хочу отметить, что чем более ребенок одарен, тем более он склонен к самовоспитанию своей личности. Такая форма работы позволяет ученикам успешно участвовать на школьных, зональных, районных и республиканских олимпиадах.
3. Работа во внеурочное время.
Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным. Мой ученик – прежде всего человек с многогранными интересами, запросами и стремлениями. Основная цель такой работы – разбудить в каждом ученике художника. Все желающие делятся на три группы:
Первая группа – «Организаторы» готовит устные журналы, интеллектуальные бои, КВН, устные журналы, предметную неделю и т.д. Девиз для себя ребята выбрали слова Б.Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
Вторая группа – «Пресс-центр» осуществляет информационную поддержку, например презентации, выпускает красочные стенгазеты, бюллетени. Девиз этой группы слова М. Монтеня «Каждый старается в меру своих способностей».
Третья группа – «Исследователи», девизом которой являются слова
У. Шекспира «Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится
Причины
Всему, что совершается
На свете»
Таким образом, формируется и развиваются такие качества как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятие решений, инициативность; развиваются познавательные интересы, повышается общеобразовательный уровень, развитие творческой активности учащихся.
Работа экологического кружка «Аметист» построена на том основании, что каждый человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Одно из главных базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Множество интересных гипотез рождаются и в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы, дает простор для творческой инициативы учащихся, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. В ходе работы над различными исследовательскими проектами школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки, научится анализировать, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему в силу легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, он правильно выберет будущую профессию, и будет жить творческой жизнью. Мой ученик «не пустой сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».