kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рыбчинская Марина Васильевна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы курса по выбору "Химия в быту" под редакцией Жильцовой Н.В. г. Краснодар, Мир Кубани, 2018.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рыбчинская Марина Васильевна»

Краснодарский край, город Армавир, х. Первомайский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа № 21





УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

от -----протокол № ------

председатель

__________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса по выбору

«Химия в быту»


Уровень образования (класс): основное общее образование 9 класс

Количество часов: 17 ч

Учитель химии Рыбчинская Марина Васильевна



Программа разработана на основе авторской программы курса по выбору «Химия в быту». Автор: Жильцова Н.В. г.Краснодар ДОН КК_ОООРИЦ «Мир Кубани» 2010 г.











Рецензия

на элективный курс «Химия в быту»

Данный элективный курс разработан Рыбчинской Мариной Васильевной, учителем химии и биологии МБОУ – ООШ № 21 на основе программ элективных курсов по предпрофильной подготовке для учащихся 9 классов департамента образования и науки Краснодарского края.

Содержание учебного материала обладает новизной для учащихся Курс является предметно – ориентированным, направлен на углубление знаний, расширение представлений учащихся о практическом применении химических явлений и процессов.

Программа включает как теоретический материал по неорганической и органической химии, так и практические занятия, направленные на развитие навыков применения химических знаний в повседневной жизни.

Часть времени отводится на обобщение и защиту реферативных работ, что позволяет развивать исследовательские способности и ориентироваться на выбор профессии.

Практические работы проводятся при строгом соблюдении техники безопасности.

Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам элективных предпрофильных курсов, и позволяет решить задачи:

- реализация способностей учащихся;

- выбор профиля обучения;

-возможность проявления и достижения успеха.

Программа разработана может быть рекомендована к апробации и использованию для преподавания химии в школе в рамках предпрофильной подготовки.

Рецензенты-

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Пояснительная записка

В настоящее время ситуация с восприятием химии меняется. Все больше требуется химических знаний.

Поэтому возникла необходимость данного курса как предметно – ориентированного.

На введение в мир химии по типовой программе отводится всего несколько уроков. Сразу после этого изучаются понятия, требующие высокого уровня абстрактного мышления и способности к моделированию – валентности, моль, относительная атомная масса и т.д.

Неблагоприятная и резко ухудшающаяся экологическая обстановка, прессинг СМИ указывает на резкое снижение мотивации к изучению химии. Поэтому этот предмет нуждается в дополнительном кратком изучении, каким может являться этот курс.

Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.

Курс по выбору «Химия в быту» носит межпредметный характер. Содержание курса предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к предмету химии, создает базу для ориентации в мире современных профессий. Каждое занятие насыщено интересными заданиями. Предлагаемые темы, разделы, задачи касаются разных сторон нашего быта, повседневной жизни и досуга, условий жизни человека и сохранения окружающей среды. Прорабатываются важные сведения о здоровье и гигиене человека, советы по рациональному использованию различных веществ, проблемы экологии.


Некоторые темы авторской программы расширены темами, находящими большее применение в жизни и в сельской местности. К ним относятся: Тема 2. «Химия чистит, стирает, убирает» Тема 4. «Сам себе мастер» Тема 6. «Садовая химия»

Тема 3. « Химия и красота» актуальна для здоровья. Тема «Соли» в авторской программе расширена темой «СМС и моющие средства». Кроме того сокращено количество часов в рабочей программе.

Основная цель курса – развитие у школьников любознательности, интереса к химии, явлениям окружающей жизни, обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту.

Программа курса направлена на решение следующих задач:

- создавать мотивацию к изучению химии;

-воспитывать у учащихся бережное отношения к природе и своему здоровью;

-развивать творческие способности учащихся, воображение, фантазию;

-формировать и развивать логические способности учащихся, навыки применения химических знаний в практической деятельности.

Темы занятий актуальны для учащихся. Они позволяют на конкретных примерах осуществлять экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта.

Учащиеся снабжаются полезными сведениями по химии для грамотного и обоснованного применения их в повседневной жизни.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Главной особенностью программы является деятельностный подход: лабораторные и практические занятия, выполнение и защита рефератов.



Программа курса состоит из:

- теоретической части – 11 ч.

- практической части – 6 ч.


Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету.

При отборе содержания, конкретизирующего про­грамму курса, учитывалось, что перед общим образованием стоит задача профессиональной подготовки обучающихся. Это определило построение курса как направленного на выбор профессии.

  1. Общая характеристика курса.

Курс раскрывает один из способов гуманитаризации обучения химии на основе включения знаний из области естествознания, медицины, анатомии и физиологии человека. Курс информирует учащихся о необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность жизни человека, помогает разобраться в обширном ассортименте товаров бытовой химии, формирует умение работать с веществами и материалами, грамотно применять свои знания в повседневной жизни, дает информацию по охране здоровья.

Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными веществами.

Формы и методы изучения курса: наряду с лекционной формой особую роль в изложении материала курса играют примеры, насыщенные реальной современной информацией. Предусматривается активная форма обучения с использованием практических знаний, с непосредственным вовлечением каждого учащегося индивидуально или в малой группе в процессе проведения практических занятий.



Форма оценки знаний, умений и навыков учащихся: устный опрос учащихся, оценивание сообщений, докладов, рефератов, презентаций творческих работ.

  1. Место курса в учебном плане

Программа курса «Химия в быту» предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение: из расчета 17 часов - по 1 часу в неделю в первом полугодии.


КЛАСС


Количество часов в неделю


Общее количество часов

9 класс


1 час


17 часов









  1. Содержание программы

Класс

п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Кол-во часов

Авторская программа

Рабочая программа

Авторская программа

Рабочая программа

9















Итого:

1




2


3

4

5


6


Введение (т/б при обращении с бытовыми веществами)

Вода


Соли

Жиры и масла

Химический состав пищи.

Бумага. Чернила. Карандаши.

Введение (т/б при обращении с бытовыми веществами)

Химия чистит, стирает, убирает.

Химия и красота

Сам себе мастер

Химия на кухне


Садовая химия


2




4


7

5

8


8





34

1




5


2

2

3


4





17




Результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога;

- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью;

- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в различных жизненных ситуациях;

- Формирование чувства гордости за российскую химическую науку.


Метапредметные результаты:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения, абстрагировать;

- Осознание учебной задачи, постановка цели, построение алгоритма деятельности, организация рабочего места, рациональное размещение учебных средств, учебного времени;

- Слушать, запоминать, владеть приёмами рационально запоминания, работать с различными источниками информации, представлять информацию в различных видах;

- Планировать и проводить опыты, практические работы, анализировать и обобщать результаты, представлять результаты в различных видах;

- Владеть монологической и диалогической речью, составлять план, конспект, описывать рисунки, модели, схемы, задавать вопросы и отвечать на них.

Предметными результатами освоения курса явля­ются:

Учащиеся должны знать:

-ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи;

- технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды;

- состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, способы смягчения воды и удаления накипи;

-назначения зубных паст, порошков, макияжа;

- назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи);

- состав жиров, белков, углеводов и их значение в питании человека, сущность рационального питания;

- классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста;

Учащиеся должны уметь:

- оказывать первую медицинской помощь при отравлении бытовыми веществами;

- выводить пятна различного происхождения, подбирать СМС по виду ткани и загрязнениюочищать верхнюю одежду, мебель, мех;

- умягчать воду, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь;

- накладывать макияж, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года, подбирать зубную пасту, щетки;

-изготавливать вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру;


-определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания, пользоваться разрыхлителями;


-определять кислотность почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гирбицидов, инсектицидов, стимуляторов роста, приготовление растворов для обработки растений с целью защиты от вредителей.



Содержание обучения:

Теоретическая часть:

Введение-1час

Т/б при обращении с бытовыми химическими веществами.

Тема 1. Химия чистит, стирает, убирает – 5часов

СМС. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и её устранение. Образование и удаление накипи.

Тема 2. Химия и красота – 2 часа

Декоративная косметика (макияж). Духи. Помада. Кремы. Лаки. Дезодоранты. Средства ухода за зубами.

Тема 3. Сам себе мастер – 2 часа

Краски. Лаки. Лакокрасочные материалы: их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.

Тема 4. Химия на кухне – 3 часа

Проблема питания в современном мире. Рациональное питание. Белки. Жиры. Углеводы. Денатурация белков. Обнаружение белков и углеводов в пище. Искусственная пища.

Химические процессы в технологии приготовления пищи.

Тема 5. Садовая химия – 4 часа

Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода.

Практическая часть:

Практическая работа № 1 «Удаление различных пятен»

Практическая работа № 2 «Способы смягчения воды. Удаление накипи»

Практическая работа № 3 «Наложение макияжа. Уход за зубами»

Практическая работа № 4 «Затвердевание цемента и гипса»

Практическая работа № 5 «Обнаружение углеводов и белков в продуктах питания»

Практическая работа № 6 «Приготовление бордоской жидкости для обработки растений»



Тематическое планирование

№ п/п

Содержание учебного предмета (разделы, темы)

Основное содержание по темам

1

Введение

Т/б при обращении с бытовыми химическими веществами.

2

Химия чистит, стирает, убирает

СМС. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и её устранение. Образование и удаление накипи.

3

Химия и красота

Декоративная косметика (макияж). Духи. Помада. Кремы. Лаки. Дезодоранты. Средства ухода за зубами.

4

Сам себе мастер

Краски. Лаки. Лакокрасочные материалы, их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.

5

Химия на кухне

Проблема питания в современном мире. Рациональное питание. Белки. Жиры. Углеводы. Денатурация белков. Обнаружение белков и углеводов в пище. Искусственная пища.

Химические процессы в технологии приготовления пищи.

6

Садовая химия

Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Печатная литература

1.Артюнин А.М., Державин Л.М. Краткий справочник по удобрениям. – М.: Колос, 2009.

2.Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. – М.: Химия, 2009.

3.Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту.- Волго – Вятское книжное издательство, 2010.

4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 2011.

5. Крикнин Н.Я. Ваш сад. – Горький: Волго – Вятское книжное издательство, 2012.

6.Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории – М.: Арти, 2012.

7. Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. – М.: Московский рабочий, 2009.

8. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2010.

9. Габриелян О.С. Химия. 9 класс.- М.; Дрофа, 2010.

10.Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. – Ярославль: Академия К: академия холдинг, 2009.

11. Габриелян О.С. Вода в нашей жизни : элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов / О.С. Габриелян // Химия. – 2009.

12. Звягин А.С. Элективный курс “Химия в нашей жизни» : предпрофильная

подготовка уч-ся 9 кл. / А.С. Звягин // Химия. – 2009.

Оборудование

  1. Микролаборатория


Технические средства



1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Экран проекционный





























Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи;

- технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды;

- состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образования накипи, способы смягчения воды и удаления накипи;

-назначения зубных паст, порошков,макияжа;

- назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи);

- состав жиров, белков, углеводов и их значение в питании человека, сущность рационального питания;

- классификацию удобрений, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста;

Учащиеся должны уметь:

- оказывать первую медицинской помощь при отравлении бытовыми веществами;

- выводить пятна различного происхождения, подбирать СМС по виду ткани и загрязнениюочищать верхнюю одежду, мебель, мех;

- умягчать воду, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь;

- накладывать макияж, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года, подбирать зубную пасту, щетки;

-изготавливать вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру;


-определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания, пользоваться разрыхлителями;


-определять кислотность почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гирбицидов, инсектицидов, стимуляторов роста, приготовление растворов для обработки растений с целью защиты от вредителей.






































Календарно - тематическое планирование курса «Химия в быту»

п/п

Кол-во

часов

Дата

Тема

Практическая работа

Оборудование

план

факт


1



Введение



1

1

07.09


Введение. Т/Б при обращении с бытовыми химическими веществами.




5



Химия чистит, стирает, убирает



2-3

2

14.09

21.09


Скорая химическая помощь (химчистка на дому).

П.р. № 1 «Удаление различных пятен»

Хим. лаборатория


4-6

3

28.09

05.10

12.10


СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.

П.р. № 2 «Способы смягчения воды. Удаление накипи»

Хим. лаборатория



2



Химия и красота



7-8

2

19.10

26.10


Будьте красивыми.

П.р. № 3 «Наложение макияжа. Уход за зубами»

Средства макияжа.

Средства ухода за зубами


2



Сам себе мастер



9-10

2

02.11

16.11


Строительные материалы (ремонт своими средствами)

П.Р. № 4 «Затвердевание цемента и гипса»

Строительные средства


3



Химия на кухне



11-13

3

23.11

30.11

07.12


Проблема питания в современном мире. Рациональное питание. Химические процессы в технологии приготовления пищи.

П.р. № 5 «Обнаружение углеводов и белков в продуктах питания»

Хим. лаборатория



3



Садовая химия



14-15

2

14.12

21.12



Сад и огород.

П.р. № 6 «Приготовление бордоской жидкости для обработки растений»

Хим. лаборатория


16-17


1

28.12

18.01


Обобщение тем. Защита рефератов – зачет.



Итого

17 час



Теория – 11 часов

Практика – 6 часов




Курс рассчитан на 17 часов. Завершает курс защита рефератов – зачет.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рыбчинская Марина Васильевна

Автор: Рыбчинская Марина Васильевна

Дата: 06.10.2022

Номер свидетельства: 614469


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства