Разнообразие форм работы с обучающимися для повышения мотивации к обучению на уроках химии
Разнообразие форм работы с обучающимися для повышения мотивации к обучению на уроках химии
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Встает вопросом: как это сделать?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разнообразие форм работы с обучающимися для повышения мотивации к обучению на уроках химии»
Разнообразие форм работы с обучающимися для повышения мотивации к обучению на уроках химии
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Встает вопросом: как это сделать?
Успешность современного урока во многом зависит от личности учителя, его мастерства и профессионализма, от методик и индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. На уроке должны использоваться разные методы и формы работы, а также урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, что в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безинициативен, ко всему относится спустя рукава. И есть такие, которые даже спрашивают: "А зачем учить предмет?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен конечно давать урок. Когда школьники только приступают к занятиям химией, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем интерес значительно ослабевает.
Однако, такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у учащихся, Предмет Химия очень специфичен и сложен в изучении, а это не способствует повышению мотивации к изучению предмета у ребят. И, как результат, слабые знания по химии.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и нам, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях и нет интереса к учению.
Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны знать и владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Ведь все зависит от нашего мастерства и от умения организовывать учебный процесс.
Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели учиться?
Как заинтересовать детей? Как развить их интерес к химии? Как добиться повышения мотивации к предмету?
Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?» Ведь, ни программа, ни учебник не дает готовых схем
Можно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, учиться с удовольствием.
Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и психологической картины класса. Отсюда процесс обучения химией не превратится в скучное и однообразное занятие. И если нашу жизнь без химии уже представить трудно, значит необходимо изучать этот предмет так, чтобы полученные знания учащиеся могли применить в повседневной жизни, а потом и в работе.
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Мотивы, побуждающие учеников к деятельности, в основном, внешние: получить хорошую отметку, сдать экзамены, не обидеть родителей.
Задача учителяорганизовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности( анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях.
И как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к предмету?
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий:
-интерактивных технологий, которые дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю;
-технологии сотрудничества, позволяющие в полной мере реализовать потенциал каждого ребенка, способствующие развитию коммуникативных, речевых и рефлексивных умений, повышающие уровень активности учащихся на уроке;
-элементы проблемного обучения, позволяющие организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний.
Большую роль играют и приемы мотивации учебной деятельности
Загадка, тайна
Проблемный вопрос, проблемная ситуация
Противоречие фактов
Опора на жизненный опыт
Опорные схемы
ИКТ-технологии
Наличие соревновательных элементов
Комплекс поощрительных действий
На уроках применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих
2. Метод самостоятельной работы с учеником. В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации. В ходе обсуждения исправляем, дополняем, убираем все лишнее.
При таком виде работы развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание. Использую карточки-задания для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями считаю необходимо, т. к. они могут повысить мотивированность к учению.
Так, в 8 классе, у ребят, впервые пришедших на урок химии, глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные задания. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого и легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение ребят в учебный предмет. Главное не упустить в данный момент ребят.
Игровые формы организации и обобщения знаний дают положительные результаты. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний
ПРИМЕР.
Задание на поиск закономерностей, решение которых логически обусловлено регулярностью меняющихся признаков. Среди них можно выделить задачи на определение последовательности, и задачи на умозаключение по аналогии, в них учащиеся сравнивают предметы и понятия не только по внешним признакам, но и по смыслу, их внутренним признакам
Дополни по аналогии
Продолжи ряд химических элементов:
А) Be Mg Ca … … … (элементы одной группы)
Б) H He В С … … … (элементы- неметаллы в порядке увеличения порядкового номера)
В) At Br C Dy … … … (элементы по латинскому алфавиту их знаков)
Г) Pu Np Se U … … (элементы, названные в честь астрономических объектов)
Д) Po Os Co … … (элементы, в химических символах которых встречается буква О)
Наблюдая за учебной деятельностью старших классов, я сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация.
Причин здесь много:
Во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют. И тогда уже возникает не только негативное отношение к предмету. И с этим проявлением думаю, что вы также сталкиваетесь часто. Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены».
Как в таких условиях повысить мотивацию? Конечно, разнообразием форм, методов, приемов.
Например, использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют учащиеся с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий. Например: 9 класс тема « Азот» расскажите о физических свойствах азота, используя опорную схему.
Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).
Например:- Запишите эти уравнения реакции (работа у доски) -Расставьте коэффициенты использованием электронного баланса. -Что можно сказать о химической активности азота? Почему? -В каких реакциях азот-окислитель, в каких - восстановитель. -Запишите самостоятельно реакции взаимодействие азота с водородом и кислородом. Укажите условия, при которых происходят эти реакции. -Классифицируйте реакцию получения аммиака и оксида азота(II) .
Возможность сделать выводы и найти причинно-следственные связи, дается учащимся высоким уровнем мотивации. На своих уроках я использую и другие педагогических приемов, которые формируют и развивают мотивацию.
Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Я не претендую на новизну предложенных здесь приемов. Многие из них широко известны. Предлагаемые приемы педагогической техники могут быть успешно использованы в любой предметной области, так как являются универсальными. Легко выстраиваются в уроки любого типа и могут быть использованы на разных этапах урока.
При изучении ряда тем, использую загадки ,например:
1.Достаточно известный прием, который называетя «Черный ящик».
При изучении темы «Вода» предлагаю отгадать загадку, отгадка на которую спрятана в ящике. - Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Образовано атомами самого распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле. (Вода)
При изучении темы: «Алюминий», использую интересные факты из истории.
«Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке Наполеон III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки».
А в настоящее время посуду из этого металла можно встретить в обиходе (в черном ящике - алюминиевая ложка).
2.Еще один из известных приемов приём «Мозговой штурм».
Этот прием хорош для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую.
Работая в группе или в паре, учащийся зачастую получает гораздо больший заряд энергии и уверенности в своих силах. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается. После завершения работы учащиеся называют один признак, связанный с темой урока.
Пример: Урок в 8 классе по теме «Кислоты».. На экране слайд -яблоки, мандарины, апельсины, лимоны, виноград, т.д и вопрос: Как вы думаете, что их объединяет?
Правильно, в них есть кислота. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»?
На доске слова из предложенного перечня: «кислые», «едкие», «жидкие», «опасные», «несъедобные», «соленые», «сладкие», «газообразные».
А сейчас мы вспомним, с какими кислотами мы встречаемся в повседневной жизни.
3) Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке -прием «Отсроченная отгадка».
Например. Химия 8 класс, тема «Химические свойства воды»
В книге Ж. Верна «Таинственный остров» написан этот удивительный диалог, послушайте:«-Какое топливо заменит уголь?- Вода, - отвечает инженер.- Вода? – переспросил Пенкроф…- Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей… ода – это уголь грядущих веков». О каком процессе идет речь в рассказе? Какой газ будут использовать как топливо и какими преимуществами он обладает перед другими видами топлива?
Прием «Логические операции»
Тема: «Классы неорганических соединений»,
8 класс Задание «Классификация» Распределите предложенные вещества по классам: КОН, H2S, ВаО, СО2,Н2SO4, Na 3PO4, Cu(OH)2, HNO3,SO2, CaCO3, AlCl3, MgO, HCl, NaOH, AgCl
Прием «Поиск лишнего». Тема. Оксиды», 8 кл. Задание: Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от четырех других: Na2O, BaO, CuO, CO2, P2O5.
Проблемность обучения
На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся, основой которого является создание на уроке проблемной ситуации. Основная движущая сила проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Учащиеся выдвигают свои гипотезы решения данной проблемной ситуации.
Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к химии, рождает множество вопросов. На уроке создается своеобразная «ситуация ожидания», когда учащиеся настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к усвоению изучаемого материала.
Можно применить
а) ситуацию неожиданности при ознакомлении учащихся с информацией, вызывающей удивление, поражающей своей необычностью.а) При изучении темы «Состав воздуха» учащимся можно сообщить следующий факт: в Италии существует получившая широкую известность пещера, которую назвали «Собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет.
б) ситуации предположениякогда требуется доказать справедливость предположения или высказывания б) При изучении темы «Кислород» учащимся можно предложить объяснить смысл общеизвестной народной поговорки: «Биться как рыба об лед».
Эмоциональная реакция учащихся является дополнительным мотивационным фоном создания проблемной ситуации и последующей постановки учебной проблемы.
Примеры проблемных вопросов и заданий
1.Вы прокипятили белое бельё со стиральным порошком и содой в старом баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось на дне бака, появились желтые пятна, а на стенках бака - белый рыхлый налёт. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно удалить пятна с белья и налёт со стенок бака? Что надо было сделать чтобы не испортить бельё?
Ответ:раствор в баке имеет щелочную среду вследствие гидролиза соды: Na2C03 + 2Н20 = 2NaOH + С02 + Н20
Цинк - химически активный металл, легко растворяется в кислотах, а при нагревании и в щелочах:
Zn + 2NaOH + 2H20 = Na2[Zn(OH)4] + Н2Кроме этого следует учитывать, что оцинкованная поверхность бака покрыта тонкой плёнкой оксида цинка, который является амфотерным оксидом и может растворяться как в кислотах так и в щелочах:ZnO + 2NaOH + H20 = Na2[Zn(OH)4],
Так что белый рыхлый налёт на стенках бака - это цинкаты натрия. Возможно так же присутствие в налёте Zn(OH)2
Растворить этот налёт можно в любой слабой кислоте, например в уксусной или в разбавленной соляной:
Na2[Zn(OH)4] + 4HC1 = ZnCl2 + 4H20 + 2 NaCl
При длительном использовании бачка тонкий слой цинка постепенно растворяется, и обнажаются участки жести. Жесть, как и все сплавы железа, легко подвергается коррозии с образованием соединения Fe2О3 * nH20, которое обуславливает цвет ржавчины. Так что жёлтые пятна на белье - это следы ржавчины. Обесцветить их можно, капнув несколько капель лимонного сока, т.к. лимонная кислота образует с ионами трёхвалентного железа бесцветные комплексы.
Чтобы не испортить бельё, надо положить на дно бака тряпку, чтобы более ценные вещи не соприкасались с ржавчиной.
2. Для лечения малокровия(пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народные рецепт средства от малокровия -«железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?
Ответ:железо применяют для лечения малокровия, так как оно входит в состав гемоглобина. Железо, входящее в состав сплава, из которого сделаны гвозди, растворяется, хотя и медленно, в органических кислотах, содержащихся в яблоке. Яблоко обогащается железом. Считается, что из всех сортов яблок больше всего железа в антоновских, много в них и кислот, что облегчает растворение железа.
Проблемный эксперимент, который позволяет формулировать проблему, гипотезы, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, на основе эксперимента делать выводы и умозаключения.
Занимательные опыты. Играют важную роль в формировании и развитии интереса учащихся к химии. Они яркие и интересные, всегда вызывают интерес к предмету на начальных этапах изучения химии.
1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.
3. Для развития положительной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
4. Развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д