kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Любопытные реакции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа реализует естественно-научную направленность и предусматривает дополнительное обучение и воспитание по развитию творческих способностей и мотивации детей к научным видам деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Любопытные реакции"»

КРАСОНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

от «___» _____________ 2018г.

Протокол № __________________



Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №14

______________ Грицук Н.С.

«___» _______________ 2018г.




Дополнительная общеобразовательная программа

«Любопытные реакции»

естественно-научной направленности


срок реализации 1 год

для детей 15-17 лет






Автор-составитель:

учитель химии

Рубцова Нина Ивановна









г. о. Красногорск,

2018 г.




Пояснительная записка


Данная программа реализует естественно-научную направленность и предусматривает дополнительное обучение и воспитание по развитию творческих способностей и мотивации детей к научным видам деятельности.

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

«Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41;

Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р;

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России (письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242);

Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844);

Устава муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №14 микрорайона «Павшинская пойма» городского округа Красногорск Московской области (далее – Учреждение);

Инструктивное письмо Министерства образования МО от 26.08.2013 г. № 10825 – 13 в/ 07 «Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях МО»

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных программ муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №14 микрорайона «Павшинская пойма» городского округа Красногорск.


Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению и применению знаний по химии в повседневной жизни.

Программа реализует связь школы с жизнью, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивая интерес и создавая связи между предметами, изучаемыми в школе, такими как информатика, химия, биология, экология, география.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Темы «Вода», «Поваренная соль», «Спички». «Бумага» дают возможность актуализации экологического просвещения школьников. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием.


Цели курса:

1.Определить творческий интерес учащихся к предмету.

2.Показать, что в лаборатории химии и дома содержится много нужной и полезной человеку информации.


Задачи курса:

расширение и углубление знаний учащихся,

развитие познавательных интересов и способностей,

формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ,

формирование информационной культуры.


Программа рассчитана на 1 год обучения.

Количество детей – 15 человек в группе

Режим занятий – 36 часов, один раз в неделю по 1 академическому часу.


Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:

составе и свойствах химических веществ, и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;

составе стекла, видах стекол и способах их получения;

истории возникновения керамики и ее видов;

составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;


В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

применять методы качественного и количественного анализа;

самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

составлять отчет о проделанном эксперименте.

Форма организации образовательного процесса:

Формы контроля: анкетирование, фронтальный опрос, вопрос-ответ, дискуссия, наблюдения,» круглые столы», устные опросы, рефераты, презентации.

Методы контроля: словесные, наглядные, практические, инлуктивные, дедуктивные, репродуктивные.

Основные методы работы: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы работы: лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Материально-техническое обеспечение

Пособия: видеофильмы «Вода», «Кристаллы», «Глобальные проблемы человечества», электронные презентации «Кристаллы». Таблицы и карточки о вредных веществах, домашняя аптечка, коллекция препаратов бытовой химии, набор упаковок от чипсов, жевательной резинки, шоколада, напитков и т.д., коллекции природных кристаллов и минералов, таблицы и цветные иллюстрации по изучаемым темам.

Средства обучения: реактивы и оборудование: весы и разновесы, мерные цилиндры, пробирки, хим. стаканы, палочки стеклянные, фильтры бумажные, набор стиральных порошков, реактивов для их качественного анализа, образцы чая, оксид магния, сера, прибор для возгонки, медный купорос, поваренная соль, железный купорос и т.д., электрическая плита или спиртовки, «термосы»; образцы строительных материалов; коллекции различных видов топлива.

Техническое оснащение

Необходимые составные реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии, оборудование учебного кабинета (доска, маркеры, методические таблицы, демонстрационные материалы, приборы и реактивы для практических работ).

Для реализации программы имеется: компьютер, телевизор, видеомагнитофон, мультимедийный проектор.

Учебный план


Наименование тем

Всего

часов

Теория

Практика

Тип контроля

1

Вводное занятие

1

1

-

Стандартизированный контроль

2

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

3

2

1

Стандартизированный контроль

3

Вода

4

3

1

Стандартизированный контроль

4

Смеси в жизни человека

3

2

1

Стандартизированный контроль

5

Поваренная соль

3

2

1

Стандартизированный контроль

6

Химия пищи

8

4

4

Стандартизированный контроль

7

Спички

3

2

1

Стандартизированный контроль

8

Бумага

2

1

1

Стандартизированный контроль

9

В мире красок и карандашей

4

2

1

Стандартизированный контроль

10

Стекло

1

1

-

Стандартизированный контроль

11

Керамика

2

2

-

Стандартизированный контроль

12

Химия и ювелирные украшения

2

1

1

Стандартизированный контроль

Итого часов:

36

22

14









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: соли, кислоты, щелочи, вещества из которых сделаны посуда, спички, карандаши и т. д. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Многие вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс расширяет кругозор учащихся, повышает уровень общей культуры, дает возможность интеграции в национальную и мировую культуру, дает химическую картину природы, ориентирует на некоторые профессии, например, связанные с медициной, бытовым обслуживанием, химическим анализом. Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение. Занятия проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий— лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, сообщения. Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения. Важная роль отводится духовно — нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (3 ч).

теория: Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас.

Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Тема 2. Вода (4 ч).

теория: Вода в масштабе планеты. Круговорот воды.

Вода в организме человека.

Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Смеси в жизни человека (3 ч).

теория: Разновидности смесей, способы разделения однородных и неоднородных смесей.

Области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (3 ч).

теория: Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи (9 ч).

теория: Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.

Химия продуктов растительного и животного происхождения.

Физиология пищеварения.

Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Анализ прохладительных напитков.

Практическая работа № 7: Определение содержания жиров в семенах растений.

Практическая работа № 8: Качественные реакции на присутствие углеводов.

Практическая работа № 9: Химические опыты с жевательной резинкой.

Тема 6. Спички (3ч).

теория: Пирофорны. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички.

Виды спичек. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 10: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

Тема 7. Бумага (2ч).

теория: От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 8. В мире красок и карандашей (5 ч).

теория: Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок.

Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 12-13: Изготовление минеральных пигментов разных цветов. -2ч

Практическая работа № 14: Изготовление темперных красок на основе минеральных пигментов разных цветов.

Тема 9. Стекло (1 ч).

теория :История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Тема 10. Керамика (2 ч).

теория: Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Глиняные игрушки в русском народном творчестве.

Тема 11. Химия и ювелирные украшения (2 ч).

теория: Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 13: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.


Методическое обеспечение программы

Основные методы работы: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы работы: лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Применяемые технологии:

Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

Игровые технологии

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся в области химии, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру.







Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №14

_______________ Грицук Н.С.

«___» ________________ 2018г.



Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа

«Любопытные реакции»

(стартовый уровень)

год обучения: 2018-2019

группа:15-17 лет


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

сентябрь

3

15:15-16:00

лекция

1

Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

415 каб

анкетирование

сентябрь

10

15:15-16:00

беседа

1

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас

415 каб

Вопрос-ответ

сентябрь

17

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

415 каб

выводы

сентябрь

24

15:15-16:00

дискуссия

1

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды

415 каб

дискуссия

октябрь

1

15:15-16:00

лекция

1

Вода в организме человека

415 каб

Вопрос-ответ

октябрь

8

15:15-16:00

дискуссия

1

Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

415 каб

дискуссия

октябрь

15

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

415 каб

выводы

октябрь

22

15:15-16:00

лекция

1

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

415 каб

Вопрос-ответ

октябрь

29

15:15-16:00

лекция

1

Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности

415 каб

Вопрос-ответ

ноябрь

5

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

415 каб

Вопрос-ответ

ноябрь

12

15:15-16:00

беседа

1

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли

415 каб

Вопрос-ответ

ноябрь

19

15:15-16:00

лекция

1

Химия продуктов растительного и животного происхождения

415 каб

Вопрос-ответ

ноябрь

26

15:15-16:00

лекция

1

Физиология пищеварения.

415 каб

Вопрос-ответ

декабрь

3

15:15-16:00

беседа

1

Продукты быстрого приготовления и особенности их производства

415 каб

Вопрос-ответ

декабрь

10

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

415 каб

выводы

декабрь

17

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 6: Анализ прохладительных напитков.

415 каб

выводы

декабрь

24

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 7: Определение содержания жиров в семенах растений

415 каб

выводы

январь

14

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 8: Качественные реакции на присутствие углеводов

415 каб

выводы

январь

21

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 9: Химические опыты с жевательной резинкой.

415 каб

выводы

январь

28

15:15-16:00

лекция

1

Пирофорны. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор.

415 каб

дискуссия

февраль

4

15:15-16:00

лекция

1

Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички.

415 каб

Вопрос-ответ

февраль

18

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 10: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

415 каб

выводы

февраль

25

15:15-16:00

беседа

1

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

415 каб

Круглый стол

март

4

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов бумаги.

415 каб

выводы

март

11

15:15-16:00

беседа

1

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок.

415 каб

Вопрос-ответ

март

18

15:15-16:00

лекция

1

Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

415 каб

Вопрос-ответ

март

25

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 12-13: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

415 каб

выводы

апрель

1

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 12-13: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.

415 каб

выводы

апрель

8

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 14: Изготовление темперных красок на основе минеральных пигментов разных цветов.

415 каб

выводы

апрель

15

15:15-16:00

беседа

1

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол

415 каб

Вопрос-ответ

апрель

22

15:15-16:00

лекция

1

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

415 каб

Вопрос-ответ

апрель

29

15:15-16:00

лекция

1

Глиняные игрушки в русском народном творчестве.

415 каб

Круглый стол

май

6

15:15-16:00

лекция

1

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

415 каб

проект

май

13

15:15-16:00

Лаб.раб

1

Практическая работа № 13 Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.


415 каб

выводы

май

20

15:15-16:00

лекция

1

Виды бумаги и их практическое использование.

415 каб

дискуссия

май

27

15:15-16:00

беседа

1

Подведение итогов курса

415 каб

Вопрос-ответ


Литература


Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г. Кукушкин Ю.Н.

“Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г. Петрянов И.В.

“Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г. Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г. Ольгин О.В.

“Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г. Быстров Г.П.

“Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г. Розен Б.Л.

“Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г. Титова И.М.

“Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г. Сопова А.С.

“Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г. Дудоров И.Г.

“Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г. Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа дополнительного образования "Любопытные реакции"

Автор: Рубцова Нина Ивановна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства