Образование — это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
(Макс Теодор Феликс фон Лауэ)
Для многих школьников предмет химия является достаточно сложной естественнонаучной дисциплиной со множеством терминов, законов, фактов, формул и правил, значение которых им ранее были неизвестны и их надо запоминать, а это очень непросто. И как показывает практика, не заучив данную информацию, учащийся не сможет эффективно изучить школьный курс химии, успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, освоить естественнонаучную грамотность, которая является одним из направлений международного исследования PISA.
В последнее время наблюдается тенденция снижения интереса к изучению химии и вследствие этого нежелания понимать, осмысливать, запоминать необходимый материал.
Задача учителя заключается в грамотном использовании таких приёмов и средств обучения, которые бы повышали интерес к изучению предмета, помогали достигать понимания, а также запоминания учебного материала.
Для классов, начинающих изучать химиюи с низкой мотивацией к обучению, можно использовать мнемотехнику (мнемонику) - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание большого объёма информации.
Основная часть
При заучивании в химии мнемотехника обеспечивает понимание материала, поскольку запоминание происходит на уровне ассоциативного мышления, при переводе громоздкой информации: формул или правил на язык созвучных фраз, стихов или ассоциаций.
Приведем основные приёмы запоминания:
1) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Например, правило для запоминания процессов окисления и восстановления, где слова начинаются с одинаковых букв:
Отдать – Окислиться, Взять – Восстановиться
или при заучивании понятий ионов:
Катионы – Положительные (+) буквы согласные,
Анионы – Отрицательные (-) буквы гласные.
2) Рифма - перевод информации в стихи, в строки.
Например, правила для запоминания химических формул, структуры или свойств веществ, типов реакций, окраски индикаторов:
Загорелся, всем на диво Фосфор в колбочке красиво - Получился, надо знать, Ангидрид Р2О5!
*
Сапоги мои того - пропускают Н2О!
*
Розовая жидкость в склянке
Лечит ссадины и ранки,
Победит микробов ловко
КMnO4 – розовая марганцовка!
*
Мы говорим спокойно: жир.
А между прочим, он — эфир,
Он из кислот и глицерина. Такая вот у нас картина…
*
Запомним, друг, и я, и ты, Чем отличаются спирты — В них углерод и гидроксид, И каждый спирт легко горит.
*
Среди карбоновых кислот Известных «лиц» невпроворот. В кислотах — группы карбоксильные, Но все кислоты здесь — несильные.
*
Не помирятся с рожденья Основанье с кислотой. В результате их сраженья Получилась соль с водой.
*
Если выделится газ — это раз,
Иль получится вода — это два,
А еще — нерастворимый осаждается продукт.
«Есть осадок» — говорим мы.
Это третий важный пункт.
*
Ни к чему овации Для диссоциации. Так процесс был назван тот, Где распад произойдет.
*
Индикатор лакмус — красный Кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус — синий, Щёлочь здесь — не будь разиней, Когда ж нейтральная среда, Он фиолетовый всегда.
*
От щелочи я желт как в лихорадке, Я розовею от кислот, как от стыда. И я бросаюсь в воду без оглядки, Здесь я оранжевый практически всегда.
*
Фенолфталеиновый — в щелочах малиновый Но несмотря на это в кислотах он без цвета.
*
Попасть в кислоту для других — неудача, Но он перетерпит без вздохов, без плача. Зато в щелочах у фенолфталеина Настанет не жизнь, а сплошная малина!
3) Нахождение ярких необычных, а порой и фантастических ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Например, картинки: как правильно разбавить кислоту водой: льют кислоту в воду или наоборот, нужно представить как в чай (в воду) кладём дольку лимона (кислоту)
Или оксид азота (IV), окрашенный в бурый цвет, назван Лисий Хвост
Запомнить специфику экзо- и эндотермических процессов помогут ассоциации в картинках (тепло/холодно)
Фразы:
по технике безопасности в химической лаборатории:
Химик, запомни, как оду — льют кислоту в воду!
Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!
по окислительно-восстановительным процессам:
Окислитель — грабитель (присоединяет электроны).
Восстановитель — сам отдает электроны грабителю, злодею-окислителю.
4) Тренировка зрительной памяти по методу Айвазовского.
На уроках химии мы практически всегда пользуемся Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева и непроизвольно запоминаем написание химических символов.
Заключение
Мнемонические приемы в школьной химии – это вспомогательное средство для повышения интереса к предмету. Их использование способствует обучению правильности произношения слов, развитию речи и расширению словарного запаса, развивает и тренирует память, улучшает воображение и активизирует внимание, формирует образное мышление и улучшает интеллектуальные способности учащихся. При обучении с помощью мнемотехники важно обращаться к личному опыту учащихся, к их эмоциям и чувствам, поскольку такой личностно окрашенный материал по законам психологии запоминается прочнее и хранится в памяти дольше. Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного запоминания механическим заучиванием.