kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение инновационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение инновациронных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла в рамках современной системы образования 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла»

Применение инновационных технологий в преподавании общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла


Плотникова И.В.

учитель химии и географии

МБОУ «Краснопоймовская СОШ»

г.о.Луховицы


На современном этапе развития образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение инновационных технологий в обучении химии объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развитие их творческих способностей, стимуляции их умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между преподавателем и обучающимся складываются «субъект-субъективные» отношения. Преподаватель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагается иное содержание, подходы, поведение в обучении. Процесс обучения превращается в процесс учения/научения. Это противоречия:

  • между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов;

  • между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки обучающихся и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью личностного и психического развития обучающегося и условиями улучшения здоровья детей;

  • между прекрасной идеей гуманизации образования и ее быстрым воплощением в виде сокращения часов по естественным предметам,

  • между необходимостью строить обучение на основе творческой деятельности обучающегося, на основе ориентации «на личностный успех» и репродуктивным характером обучения,

  • между индивидуальными личностными интересами обучающегося, зачастую определяемыми его познавательными возможностями, и существующими организационными формами обучения, ориентированными на работу педагога с группой

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование инновационных технологий, которые и формируют у студентов навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Эти технологии предполагают принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности и базируются на системно-деятельностном подходе, реализуют развивающее обучение, исключают малоэффективные вербальные способы передачи знаний. мотивируют взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующих образовательные результаты.

Исходя из всего сказанного, я поставила перед собой следующую цель: повысить успешность обучения по предмету, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с применением инновационных технологий при обучении химии.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи: ознакомиться с теоретическим обоснованием инновационных технологий обучения; использовать методы и приемы для практического применения технологий; создать диагностический материал для исследования эффективности использования технологий.

При оценке знаний я сталкивалась с постоянными проблемами и противоречиями:

- не хватало времени на устные и письменные опросы при проведении текущего контроля, а одним из методов контроля является его систематичность;

- на проверку письменных тестовых работ, для подготовки к аттестации: при проведении лабораторных и практических работ в виду недостаточности оборудования и невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах, а одним из основных направлений концепции среднего профессионального образование - практическая направленность обучения;

- осуществление формального подхода к решению химических задач - решение их только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике; на каждом уроке трудно было осуществлять быструю обратную связь (ученик-учитель) с тем, чтобы узнать, как организовать работу с отдельными группами обучающихся;

- большинство обучающихся, особенно слабоуспевающих, относятся к контролю негативно.

Все эти недостатки приводили к снижению качества обучения. Это проблемы подтолкнули меня к тому, чтобы создать систему рациональной организации процесса обучения и контроля знаний, обучающихся и для экономии времени на уроках, после урочной проверки и самое главное-нахождение таких средств контроля, которые мотивировали процесс обучения обучающихся и развивали их компетенции.

В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный.

Для обучающего типа деятельности характерно непосредственное взаимодействие обучающихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без педагога.

В преподавании химии компьютер может быть использован на всех этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановлюсь на некоторых из них.

Объяснение нового материала

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении нового материала можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идёт объяснение темы по плану обучающиеся делают необходимые записи. После объяснения темы обучающиеся решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.

Решение задач.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение обучающихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения физики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем, видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

Контроль знаний.

При контроле используются тесты (можно дифференцированные). Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери правильный ответ из предлагаемых вариантов» или «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери правильный ответ из предлагаемых вариантов» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от обучающихся особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных вариантов.

Также на своих уроках я использую следующие интерактивные формы обучения и контроля с применением КТ: создание презентаций мною и обучающимся, компьютерное моделирование, виртуальные лабораторные и практические работы.

Опыт использования программированного контроля знаний обучающихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по химии позволил выделить следующие положительные моменты:

  • устраняется возможность подсказок и списывания; повышается объективность оценки знания; резко возрастает познавательная активность обучающихся при изучении физики, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы; изменяется роль преподавателя, который освобождается от "карательных" функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок;

  • улучшается психологическая атмосфера в группах обучающийся;

  • возникает устойчивая обратная связь — преподаватель — обучающийся — преподаватель; преподаватель может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса обучающиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс; возрастает количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществлять своевременную проверку знаний у всей группы обучающихся по большинству разделов изучаемого курса; студент всегда считает эту оценку объективной, а педагог всегда имеет информацию о степени усвоения материала на уроке.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения обучающихся.

Компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.

Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении химии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Плотникова Ирина Васильевна

Дата: 01.11.2019

Номер свидетельства: 525269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства