kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Препредметно-ориентированный практикум по химии "Трудная задача?... Начнём по порядку..." 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Практикум  « Трудная задача? Начнем по порядку…» носит предметно-ориентированный характер. Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатываются умения самостоятельного применения приобретенных знаний.
 Актуальность данного курса в том, что он совершенствует умения учащихся  решать расчетные  задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальное казённое образовательное учреждение»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г. Котельниково Волгоградская область











Практикум

«Трудная задача? …Начнём по порядку….»


9 класс




Автор: Л.П. Васильченко

учитель химии и биологии

высшей категории


г. Котельниково

2010г.


« Умение решать

задачи есть искусство;

приобретающееся практикой.»

Д. Пойа


Практикум « Трудная задача? Начнем по порядку…» носит предметно-ориентированный характер. Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатываются умения самостоятельного применения приобретенных знаний.

Актуальность данного курса в том, что он совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся.

Обычно учащиеся решают задачи по образцу, предложенному учителем, и не пытаются сделать это нестандартными способами, по- своему.

Решая задачу, они не осознают собственную деятельность, т. е. не понимают суть задачи и ход ее решения. Не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и и обоснование. Часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначения физических величин. На первое место при решении задач становится получение ответа любым способом, а не объяснение хода решения. При решении химической задачи не выделяют ее химическую часть и математические действия, не различают типы задач. Для тех, кто сможет преодолеть указанные недостатки, решение задач не будет вызывать особых трудностей.

Цели курса:

расширить знания учащихся о способах решения расчетных задач по химии, составлять и применять алгоритмы (последовательность) действий при решении; устранять пробелы в знаниях, способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Задачи:

  • Способствовать развитию содержательной и деятельной сторон мышления(знания и умения выполнять различные операции, действия);

  • развивать логическое мышление, способность выбирать оптимальный способ расчета;

  • добиваться прочности знаний и умений, самостоятельности и активности учащихся.


В результате изучения данного курса учащиеся должны Знать:


  • Стандартный план решения расчетной химической задачи;

  • Основные и дополнительные способы решения химических задач;

  • Графический метод решения задач;

  • Физико-химические величины и их единицы

  • формулы, применяемее при решении задач;

  • Уметь:

  • Схематично записывать условие задачи;

  • Проводить анализ химической части задачи и ее решения;

  • Правильно использовать физико-химические величины и их единицы;

  • Грамотно оформлять решение;

  • Составлять и применять основные способы решения химических задач (соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, величину «количество вещества» и ее единицу «моль», составление пропорции, коэффициент пропорциональности);

  • Использовать дополнительные способы решения задач (вывод алгебраической формулы и расчет по ней, закон эквивалентов);

  • Использовать графический метод решения химических задач;

  • Оперировать понятиями: относительная атомная масса элементов, относительная молекулярная масса вещества, молярный объем газообразных веществ, тепловой эффект химической реакции, молярная теплота образования и молярная теплота сгорания;

  • Применять закон Авогадро и его следствия, закон Гей-Люссака;

  • Использовать уравнение Менделеева-Клайперона;

  • Решать задачи по формулам веществ и по химическим уравнениям;

  • Определять содержание компонентов смеси;

  • Определять молекулярную формулу вещества на основании массовых долей атомов элементов, а также по массе или объему исходного вещества и продуктов сгорания;

  • Решать комбинированные задачи рациональными способами.

Итак, в процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Побуждая учащихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретных представлений. Это необходимо для осмысления восприятия последующего материала.

В процессе решения задач воспитываются трудолюбие и целеустремленность, развиваются чувство ответственности , упорство и настойчивость в достижении поставленной цели; реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, формируется мировоззрение учащихся.

Значительна роль задач в создании поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении. Задачи незаменимы при проверке знаний учащихся и при закреплении учебного материала.

Умение решать задачи достигается одним путем—постоянными и систематическими упражнениями.

Курс рассчитан на 34 часа.



Учебно-тематический план.


Название темы

Количество

часов

Виды деятельности

Введение

3

Лекция. Выбор тем проектных работ.

Тема 1. Химические понятия и физические величины, используемые при решении расчетных задач по химии.

2

лекция

Тема 2. Виды расчетов при решении химических задач.

1

лекция

Тема 3. Расчеты с использованием первоначальных химических понятий.

2

Алгоритм решения задач. Опорный конспект.

Тема 4. Расчеты по химическим формулам веществ.

2










Решение задач различными способами.

Тема 5. Расчеты по химическим уравнениям.

4

Тема 6. Способы выражения состава растворов.

4

Тема 7. Расчеты с использованием газовых законов.

4

Тема 8. Количественное определение содержания компонентов в смеси.

2

Тема 9. Определение молекулярной формулы вещества на основании массовых долей атомов элементов.

1

Тема 10. Определение молекулярной формулы вещества по массе или объему исходного вещества и продуктов сгорания

3

Тема 11. Решение комбинированных задач рациональными способами.

4

Итогое занятие

2

Зачет. Защита проектных работ. Оформление стенда «Способы решения расчетных задач»








Литература.

  • Архангельская О. В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… Химия в школе. 2003, №2. С.51-55

  • Беляев Н.Н. О рациональных приемах расчета массы раствора. Химия в школе, 2003, №9, с. 54-56.

  • Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. М. : Просвещение, 1989, 174с.

  • Кондрашин В.Ю., Немчинова Е. В. Решение задач с нестандартным содержанием. Хмия в школе, 2005, №7, с. 52-57.

  • Кузьменко Н. Е. , Еремин В. В., ПопковВ. А. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы. М. : Экзамен, Оникс21 век, 2001, 719 с Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. Сборник задач и упражнений по химии. М. : Экзамен, Оникс 21 век, 2001, 542 с.

  • Лидин Р. А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001,575 с.

  • Староста В. И. Как обучать осмысленному решению задач. Химия в школе, 2002, №10, с. 53-58.

  • Тишкова Н.В. Об изучении материала укрупненными дидактическими единицами. Химия в школе, 2005, №4 с. 54-55.

  • Хамитова А. И., Половняк В. К., Яблочкина Т. К. О математических методах решения химических задач. Химия в школе, 2002, №6. С. 32-35.

  • Шишкин А. Е. Пути решения расчетных задачи. Химия в школе, 2005, №4, с. 46-53.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Васильченко Любовь Петровна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства