~~Практикум « Трудная задача? Начнем по порядку…» носит предметно-ориентированный характер. Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатываются умения самостоятельного применения приобретенных знаний.
Актуальность данного курса в том, что он совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся.
Просмотр содержимого документа
«Муниципальное казённое образовательное учреждение»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Котельниково Волгоградская область
Практикум
«Трудная задача? …Начнём по порядку….»
9 класс
Автор: Л.П. Васильченко
учитель химии и биологии
высшей категории
г. Котельниково
2010г.
« Умение решать
задачи есть искусство;
приобретающееся практикой.»
Д. Пойа
Практикум « Трудная задача? Начнем по порядку…» носит предметно-ориентированный характер. Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатываются умения самостоятельного применения приобретенных знаний.
Актуальность данного курса в том, что он совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными способами их решения, углубляет знания учащихся.
Обычно учащиеся решают задачи по образцу, предложенному учителем, и не пытаются сделать это нестандартными способами, по- своему.
Решая задачу, они не осознают собственную деятельность, т. е. не понимают суть задачи и ход ее решения. Не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и и обоснование. Часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначения физических величин. На первое место при решении задач становится получение ответа любым способом, а не объяснение хода решения. При решении химической задачи не выделяют ее химическую часть и математические действия, не различают типы задач. Для тех, кто сможет преодолеть указанные недостатки, решение задач не будет вызывать особых трудностей.
Цели курса:
расширить знания учащихся о способах решения расчетных задач по химии, составлять и применять алгоритмы (последовательность) действий при решении; устранять пробелы в знаниях, способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Задачи:
Способствовать развитию содержательной и деятельной сторон мышления(знания и умения выполнять различные операции, действия);
развивать логическое мышление, способность выбирать оптимальный способ расчета;
добиваться прочности знаний и умений, самостоятельности и активности учащихся.
В результате изучения данного курса учащиеся должны Знать:
Стандартный план решения расчетной химической задачи;
Основные и дополнительные способы решения химических задач;
Графический метод решения задач;
Физико-химические величины и их единицы
формулы, применяемее при решении задач;
Уметь:
Схематично записывать условие задачи;
Проводить анализ химической части задачи и ее решения;
Правильно использовать физико-химические величины и их единицы;
Грамотно оформлять решение;
Составлять и применять основные способы решения химических задач (соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, величину «количество вещества» и ее единицу «моль», составление пропорции, коэффициент пропорциональности);
Использовать дополнительные способы решения задач (вывод алгебраической формулы и расчет по ней, закон эквивалентов);
Использовать графический метод решения химических задач;
Оперировать понятиями: относительная атомная масса элементов, относительная молекулярная масса вещества, молярный объем газообразных веществ, тепловой эффект химической реакции, молярная теплота образования и молярная теплота сгорания;
Применять закон Авогадро и его следствия, закон Гей-Люссака;
Использовать уравнение Менделеева-Клайперона;
Решать задачи по формулам веществ и по химическим уравнениям;
Определять содержание компонентов смеси;
Определять молекулярную формулу вещества на основании массовых долей атомов элементов, а также по массе или объему исходного вещества и продуктов сгорания;
Решать комбинированные задачи рациональными способами.
Итак, в процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Побуждая учащихся повторять пройденное, углублять и осмысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретных представлений. Это необходимо для осмысления восприятия последующего материала.
В процессе решения задач воспитываются трудолюбие и целеустремленность, развиваются чувство ответственности , упорство и настойчивость в достижении поставленной цели; реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, формируется мировоззрение учащихся.
Значительна роль задач в создании поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении. Задачи незаменимы при проверке знаний учащихся и при закреплении учебного материала.
Умение решать задачи достигается одним путем—постоянными и систематическими упражнениями.
Курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план.
Название темы | Количество часов | Виды деятельности |
Введение | 3 | Лекция. Выбор тем проектных работ. |
Тема 1. Химические понятия и физические величины, используемые при решении расчетных задач по химии. | 2 | лекция |
Тема 2. Виды расчетов при решении химических задач. | 1 | лекция |
Тема 3. Расчеты с использованием первоначальных химических понятий. | 2 | Алгоритм решения задач. Опорный конспект. |
Тема 4. Расчеты по химическим формулам веществ. | 2 | Решение задач различными способами. |
Тема 5. Расчеты по химическим уравнениям. | 4 |
Тема 6. Способы выражения состава растворов. | 4 |
Тема 7. Расчеты с использованием газовых законов. | 4 |
Тема 8. Количественное определение содержания компонентов в смеси. | 2 |
Тема 9. Определение молекулярной формулы вещества на основании массовых долей атомов элементов. | 1 |
Тема 10. Определение молекулярной формулы вещества по массе или объему исходного вещества и продуктов сгорания | 3 |
Тема 11. Решение комбинированных задач рациональными способами. | 4 |
Итогое занятие | 2 | Зачет. Защита проектных работ. Оформление стенда «Способы решения расчетных задач» |
Литература.
Архангельская О. В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… Химия в школе. 2003, №2. С.51-55
Беляев Н.Н. О рациональных приемах расчета массы раствора. Химия в школе, 2003, №9, с. 54-56.
Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. М. : Просвещение, 1989, 174с.
Кондрашин В.Ю., Немчинова Е. В. Решение задач с нестандартным содержанием. Хмия в школе, 2005, №7, с. 52-57.
Кузьменко Н. Е. , Еремин В. В., ПопковВ. А. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы. М. : Экзамен, Оникс21 век, 2001, 719 с Кузьменко Н. Е., Еремин В. В. Сборник задач и упражнений по химии. М. : Экзамен, Оникс 21 век, 2001, 542 с.
Лидин Р. А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2001,575 с.
Староста В. И. Как обучать осмысленному решению задач. Химия в школе, 2002, №10, с. 53-58.
Тишкова Н.В. Об изучении материала укрупненными дидактическими единицами. Химия в школе, 2005, №4 с. 54-55.
Хамитова А. И., Половняк В. К., Яблочкина Т. К. О математических методах решения химических задач. Химия в школе, 2002, №6. С. 32-35.
Шишкин А. Е. Пути решения расчетных задачи. Химия в школе, 2005, №4, с. 46-53.