Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по химии проект ТОЧКА РОСТА "Растворимость веществ"»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 (8 класс)
ТЕМА: «Растворимость веществ»
Цель: изучение растворимости некоторых веществ при различных условиях; закрепление знаний о явлении растворимости
Рис. 1. Кривые растворимости некоторых солей
Из жизненного опыта вам известно, что растворимость веществ не безгранична. По степени растворимости вещества можно разделить на практически нерастворимые например, хлорид серебра — 0,0015 г/л), малорастворимые (гипс— 2 г/л) и хорошо растворимые (сахар — 2000 г/л). В соответствии с количеством растворенного вещества растворы могут быть ненасыщенные, насыщенные и перена-сыщенные.
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называется насыщенным, а раствор, в котором еще может раствориться добавочное количество данного вещества, — ненасыщенным. Например, - насыщенный раствор поваренной соли при комнатной температуре образуется при растворении в 100 г воды 32 г соли. Если мы добавим еще некоторое количество соли, то она выпадет в осадок. Однако при нагревании смеси соли с водой до 100°С в 100 г воды может раствориться 39,8 г соли. При охлаждении раствора избыток соли не всегда выпадает в осадок. Такие растворы называются перенасыщенными (они очень неустойчивы). Графически зависимость растворимости от температуры выражается так называемыми кривыми растворимости (рис. 1). По ним можно определить растворимость вещества при различной температуре, выбрав соответствующую точку. Например, растворимость калийной селитры при 700 С – 130 г в 100 мл воды. Количественно растворимость характеризуется коэффициентом растворимости – эта масса ( в г) вещества, насыщающаяся при данных условиях 100г растворителя.
Ход работы
Результаты оформляете в таблицу:
Что делали
Что наблюдали
Выводы
I. Зависимость растворимости от природы растворяемого вещества.
2. Пользуясь графиком растворимости, определите коэффициенты растворимости этих веществ при данной температуре (массу веществ, образующую насыщенный раствор в 100 мл воды).
3. По возможности точно отвесьте необходимые количества веществ и отмерьте мерным цилиндром объем воды — 100 мл (три порции).
4. Приготовьте насыщенные растворы: осторожно присыпайте в колбы с водой отвешенное количество веществ, постоянно перемешивая стеклянной палочкой. Убедитесь, что растворы насыщенные (вещества больше не растворяются). Избыток вещества удалите из раствора фильтрованием.
Колбы, в которых находятся насыщенные растворы поваренной соли и калийной селитры, оставьте для дальнейшей работы.
II. Зависимость растворимости твердых веществ от температуры.
1. Возьмите насыщенные растворы калийной селитры и поваренной соли, нагрейте их до кипения и прекратите нагревание.
2. Осторожно добавляйте NaCl и KN03 в соответствующие горячие растворы, пока не получите перенасыщенные растворы (дальнейшего растворения веществ не происходит). Отметьте, какого вещества удалось растворить больше (сравните ваши наблюдения с данными кривых растворимости этих веществ).