kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Построение урока химии на основе проблемно-интегративного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблемно-интегрированному обучению, направленного на формирование навыков и опыта творческой проблемно-поисковой деятельности обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Построение урока химии на основе проблемно-интегративного обучения»

Построение урока химии на основе проблемно-интегративного обучения


Приоритетной целью современного российского образования является образование личности на протяжении всей жизни. Для успешной адаптации и социализации в стремительно меняющемся обществе ребенок должен научиться самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать, применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивая свою деятельность. Таким образом, переход на обучение в соответствии с ФГОС был вызван тенденциями, существующими в обществе, и призван учесть потребности и интересы как государственные, так социальные и личностные. Его методологической основой стал системно-деятельностный подход, при котором учебная деятельность основывается на принципах сотрудничества и взаимопонимания, а обучающиеся являются активными субъектами педагогического процесса. Кроме того, в ФГОС был сделан акцент на требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные, предметные, достижение которых осуществляется за счёт формирования универсальных учебных действий. Таким образом, результатом обучения химии, согласно ФГОС основного общего образования, становится не только система приобретаемых обучающимися знаний, практических умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в различных сферах.

Проектирование учебного процесса при этом опирается на современные технологии обучения деятельностного типа: развивающее обучение, проблемное, технологии сотрудничества, критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, проектно-исследовательская деятельность. Следует так же отметить, что в последние годы активно развивается проблемно-интегративное обучение. Причинами его возникновения стали взаимосвязь наук естественного цикла и возрастающая роль интеграции в процессе познания, высшим уровнем развития которого является творческая деятельность на основе межпредметных связей. Усвоение программного материала при этом осуществляется в процессе постановки и решения школьниками взаимосвязанных интегративных проблем, объединяющих как предметные, так и межпредметные знания, способы действий, приемы по их формированию. Таким образом, обучающиеся усваивают не изолированную информацию, а воспринимают знания, умения, навыки как единую систему.

При этом инновационные модели проблемно-интегративного обучения могут быть разными:

  • модель, основанная на межпредметной интеграции, предполагает взаимосвязь содержания и других компонентов обучения на основе межпредметных связей;

  • исследовательская модель предполагает отказ от передачи знаний в готовом виде, ученик ставится в положение исследователя;

  • модель личностно-значимого обучения направлена на установление взаимосвязи между содержанием образования и жизненным опытом обучающегося;

  • диалоговые модели обучения (решение учебных проблем в малых группах, проблемно-дикуссионное, проблемно-игровое).

Указанные модели отличаются целевыми установками, предполагаемыми результатами обучения, характером учебных проблем, способом организации познавательной деятельности. Но каждая из них включает в себя элементы остальных: для всех характерно решение межпредметных учебных проблем, организация учебного исследования либо в виде работы творческих групп, либо в виде учебной дискуссии.

В проблемно-интегративном обучении проблемные ситуации и учебные проблемы являются основой вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность. Они могут быть внутрипредметными, межпредметными (строятся на материале смежных с химией дисциплин), комплексными (строятся одновременно на внутрипредметном и межпредметном материале).

При изучении химии обучающиеся могут быть привлечены к решению проблемных ситуаций разного типа:

  • ситуация конфликта, в основе которой лежат противоречия между ранее усвоенным материалом и изучаемым на уроке;

  • ситуация затруднения, при которой обучающимся можно указать на недостаточность или отсутствие необходимых для достижения поставленных целей знаний.

В 8 классе при изучении основ общей и неорганической химии обучающиеся сталкиваются с большим количеством новых понятий и фактов, явлений и процессов, которые необходимо объяснять. Поэтому от активизации и системной мотивации познавательной деятельности обучающихся будет зависит эффективность обучения предмету. Особое внимание здесь следует уделить установлению причинно-следственных связей на межпредметном и внутрипредметном уровнях, межпредметным связям, химическому эксперименту, объяснению важности химических знаний для жизни, историческому и занимательному материалу. При этом преобладающая в самом начале изучения курса репродуктивная деятельность обучающихся, направленная на накопление опорных базовых знаний, должна быть постепенно вытеснена проблемно-поисковой.

Таким образом, обучение химии должно быть нацеленно на глубокое осмысление и понимание ключевых основ предмета, на формирование навыков и опыта творческой проблемно-поисковой деятельности, что может быть достигнуто в условиях проблемно–интеграционного обучения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Построение урока химии на основе проблемно-интегративного обучения

Автор: Ермолова Елена Евгеньевна

Дата: 19.01.2018

Номер свидетельства: 451057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства