Основные приемы развивающего обучения на уроках химии как средство формирования личностных качеств студентов
Основные приемы развивающего обучения на уроках химии как средство формирования личностных качеств студентов
В рамках реализации современной модели образования и планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающей рост благосостояния граждан, необходимыми «становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные приемы развивающего обучения на уроках химии как средство формирования личностных качеств студентов»
Основные приемы развивающего обучения на уроках химии как средство формирования личностных качеств студентов
В рамках реализации современной модели образования и планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающей рост благосостояния граждан, необходимыми «становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения… Причём ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Поэтому, как никогда, в настоящее время актуальна концепция развивающего обучения, которая может решить поставленные государством задачи.
Я считаю, что результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей учащихся.
Ведущая цель педагогической деятельности для меня, как и для любого педагога, использующего технологии развивающего обучения — создать условия для формирования у обучающихся способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.
Для того, чтобы урок сделать развивающим, педагог должен:
заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее обучающихся к поиску;
вовлечь обучающихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Обучающиеся могут выступать ассистентами, помощниками преподавателя, консультантами.
Для планомерного управления учебными действиями студента необходимо составлять учебные задания так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и планируемым результатам обучения. В методической литературе предлагается пять типов заданий, причем каждая последующая группа заданий включает в себя операционный состав предыдущих групп.
Задания, требующие воспроизведения данных (задания репродуктивного характера — узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил...)
Задания, требующие применения мыслительных операций (задания по выявлению, перечислению, описанию фактов, перечисление, описание процессов и способов действий, сравнение, …)
Задания, требующие применения мыслительных действий (задания по трансляции, трансформации, изложению, задания на обоснование, доказательство)
Задания, требующие сообщения данных (задания по разработке обзоров, конспектов, докладов, проектов...)
Задания, требующие творческой мыслительной деятельности (задания по практическому приложению, решение проблемных задач и ситуаций, в том числе требующие переноса знаний).
Данная классификация позволяет мне составлять задания программируемого уровня сложности: использую задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления студентов, задания на поиск закономерностей, общего и различного, на сравнение, обоснование и доказательство. В системе творческих задач по химии особое место занимают исследовательские, в процессе решения которых у обучающихся развиваются умения формулировать выводы на основании приведённых данных, оценивать эффектность найденных решений, самостоятельно экспериментально проверять факты, гипотезы.
Химия – один их самых сложных общеобразовательных предметов, изучаемых в средних профессиональных учреждениях. Большинство обучающихся имеют достаточно низкий уровень подготовки по данной дисциплине. Многие практически с нуля начинают осваивать предмет. Успешно овладеть даже базовым курсом химии невозможно, если у студента недостаточно развит мыслительный процесс. Добиться активной работы в аудитории трудно. Поддержать внимание можно общением, то есть часто обращаться с вопросами и добывать на них ответы. Взаимодействие должно быть непрерывным, поэтому на уроках химии следует использовать задания на развитие внимания.
Примеры таких заданий:
1.На лишние данные.
1. Задание «Исключите лишнее».
а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;
б) антрацит, торф, кокс, нефть, стекло;
в) известняк, мел, мрамор, малахит;
г) кристаллическая сода, мрамор, поташ, каустик.
е) SO3, P2O5, MgO, N2O5,SiO2;
ж) NaOH, Ca(OH)2,H2SO4,Al(OH)3.
2. Задание «Третий лишний». В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений.
HCl
CuO
H2SO4
NaOH
Fe(OH)3
K2O
SO3
Ba(OH)2
N2O5
Al2O3
ZnBr2
CaCO3
3. Задание «Третий лишний»
А) NaOH, KOH, Cu (OH)2
Б) LiOH, H2SO4, Ca (OH)2
В) Fe (OH)3, Al (OH)3, Ba (OH)2
Г) Na2SO4, Mg (OH)2, KNO3
2. На пропуски элементов.
1.Задание. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Где возможно укажите окислитель и восстановитель.
1) 2HNO3+… → Cu(NO3)2+ H2O
2) 4HNO3(Р-Р)+3Ag → 3AgNO3+…+ 2H2O
3) 2HNO3+… →2NaNO3+CO2+ H2O
2. Задание. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Где возможно укажите окислитель и восстановитель.
1) СuO +…….. =CuCl2+ H2O
2) Mg + Cl2=…….
3) Fe(OH)3=………. + H2O
Комбинированные задания могут служить средством развития интеллектуальных умений, которые необходимы обучающимся для нахождения причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами веществ, выяснении сущности химических процессов, построения собственных рассуждений. Они состоят из совокупности заданий, каждое из которых имеет конкретную цель. При выполнении многокомпонентных заданий студенты ставятся в такие условия, когда им приходится проявлять гибкость ума, использовать различные операции и формы мышления.
1.Задание на анализ свойств веществ.
Пользуясь таблицей растворимости, проанализируйте способность различных кислот, солей и оснований диссоциировать в водных растворах на ионы. Результаты работы оформите в тетради, заполнив пропуски в следующих предложениях.
Среди оснований электролитами являются … . 2. Среди кислот электролитами являются … . 3. Среди солей электролитами являются (все, большинство, меньшинство): а) нитраты — …, б) ацетаты — …, в) сульфаты — …, кроме …, г) хлориды — …, кроме … .
2.Задание на выполнение мыслительных операций.
Задание 1. Из предложенных схем распределения электронов в атомах химических элементов выпишите те, которые отражают строение атомов кислорода (элемент второго периода) и серы (элемент третьего периода).
1)1s22s22p32) …3s23p43d03)…3s23p33d0 4) 1s22s22p4
Задание 2
Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы.
1. Угольная кислота A. HgO
2. Оксид ртути (II) Б. Мn2О7
3. Гидроксид цинка В. Ва(ОН)2
4. Азотная кислота Г. Н2СО3
5. Оксид марганца (VII) Д. Zn(OH)2
6. Фтороводородная кислота Е. HF
7. Оксид фосфора (V) Ж. Р2О5
8. Гидроксид бария 3.HNO3
3.Задание на классификацию.
Задание1. Составьте формулы соединений серы, в которых она имеет степень окисления -2, 0, +2, +4, +6. Какие из этих соединений в окислительно-восстановительных реакциях являются а) только окислителями, б) только восстановителями, в) и окислителями и восстановителями?
Задание 2. Определите валентности химических элементов в формулах NH₃ и CaO и составьте формулу соединения кальция с азотом, в которой они проявляют такую же валентность. Назовите все три вещества, встречающиеся в задании.
Для осуществления самоконтроля – важнейшего компонента развивающего обучения могут быть использованы следующие способы: смысловая группировка материала, выделение опорного пункта, составление плана, выделение логической схемы, создание образа.
Способ смысловой группировки материала – это группировка материала, относящегося к одной мысли, идее. Главная мысль (идея) может быть либо задана в тексте, либо студент должен сформулировать её в ходе своей мыслительной деятельности.
Задание. Составьте рассказ о воде, осуществив смысловую группировку данного материала (идея: взаимосвязь состава, строения, свойств вещества и его нахождения в природе).
Способ выделения опорного пункта – это такое выполнение задания, когда началом его служит исходное суждение, высказывание, на основе которого можно сформулировать вывод, умозаключение.
Задание. Из предложенных схем распределения электронов выпишите те, которые отражают строение атомов элементов второго периода; расположите их в порядке возрастания зарядов их атомных ядер. Сделайте вывод об изменении свойств элементов в периоде, укажите причину этого.
(Опорные пункты-элементы второго периода имеют два электронных слоя, заряд ядра совпадает с общим числом электронов).
Способ выделения логической схемы, связи – отображение последовательности, взаимосвязей, отношений между предметами, явлениями, фактами в соответствии со структурой учебного материала.
Задание. Составьте рассказ «Строение атомов химических элементов», располагая понятия в логической последовательности.
Способ создания образа – это результат наглядного отражения в сознании предметов, явлений, их свойств, отношений. Поэтому в заданиях на создание образа предлагается сформулировать определение понятия, выразить его в вещественной, графической или словесной форме.
Задание. Сформулируйте определение понятия «изотопы», сравнивая схемы строения атомов хлора – 35Сl и 37Сl: состав ядра, строение электронных оболочек, свойства ( заряд, масс атома, химические свойства).
Изотопы
Сходство
Различие
Практика показывает, что использование на уроках химии творческих заданий стимулирует интерес обучающихся к предмету, способствует развитию навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности. Приведу примеры творческих заданий интегративного характера, которые могут быть использованы на различных этапах обучения химии, с возможными ответами на них.
На этапе изучения подгруппы углерода целесообразно использовать творческие задания, для выполнения которых необходимо применить знания из других разделов курса химии.
Задание №1.В большую открытую емкость поместили свечу и зажгли ее. Свеча горела нормально. Затем вокруг края сосуда поместили кольцо из ваты и подожгли ее. Вата загорелась, и через несколько секунд свеча погасла. Объясните, почему погасло пламя свечи.
Направление поиска.Вспомните условия, при которых горение прекращается.
Ответ. При горении ваты выделяется углекислый газ; он тяжелее воздуха (необходимо сравнить молярные массы газов), а потому опускается вниз и вытесняет кислород. Без доступа кислорода свеча гореть не будет.
При изучении химии необходимым условием компетентности является овладение студентами основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения курса. Это очень большой пласт учебного материала, нередко абстрактного характера, усвоение которого вызывает у обучающихся немалые трудности. Для преодоления некоторых из них я использую комплект дидактических материалов.
Дидактический материал «Формулы неорганических соединений»
Вариант
1
2
3
4
5
1
СаО
HNO3
NaCl
Pb(OH)2
Ba (OH)2
2
Fe(OH)3
Na2O
Mg(OH)2
HF
HNO2
3
Zn(NO3)2
Cr(OH)3
BaO
CO2
MgCl2
4
H2SO3
H2S
Fe(OH)2
Li2O
Cu(OH)2
5
PbO
LiOH
H3 PO4
H2SO4
CaO
6
Ag3O4
P2O5
KOH
Cu(NO3)2
SO3
7
NaOH
ZnO
HBr
MgO
HI
8
СО2
BaCl2
SO2
AgCl
FeO
9
HC1
H2SiO3
CuO
Ca(OH)2
CaCO3
10
K2SO4
CuSO4
AgBr
Na3PO4
H2CO3
Новые жизненные условия, в которые поставлено современное общество, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и способными самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, творчески решать поставленные задачи, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, проявлять инициативу. Считаю, что именно технология развивающего обучения направлена на развитие всей целостной совокупности качеств личности.