Краснодарский край
Новопокровский район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Краснодарский край
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
станицы Ильинской
( Полное наименование образовательного учреждения)
«Организация научно- исследовательской работы учащихся НОУ «ЭКОС»
(естественно-научное направление)».
Программа разработана
на основе «Справочника завуча 5-11 классы», Н.И. Дереклеева,
издательство «ВАКО», Москва, 2004 г.
Разработала
Учитель химии Климова А.А.
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа с учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этой цели в нашей школе существует научное общество учащихся (НОУ) «ЭКОС» естественно-научного направления.
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ.
Научное общество дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.
Механизм реализации программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет учитель биологии и химии Климова А.А, которая определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, Обсуждает предложения направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями Программы являются : учитель, учащиеся и их родители.
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств, школьного фонда.
Задачи НОУ:
овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
научиться методам и приёмам научного исследования;
научиться работать с литературой;
стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.
Направления работы НОУ:
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Знакомство и работа с сетью Интернет, компьютером, составление компьютерных презентаций в программе Power Point.
Оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций – промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Научная работа должна быть:
В работе должны быть следующие составляющие:
поставлены задачи;
намечены пути их решения;
работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список используемой литературы, титульный лист;
работа, представленная на конференцию, сопровождается тезисами, презентацией и рецензией (аннотацией) научного руководителя.
План выполнения научно-исследовательской работы
1. Выбрать тему.
2. Найти и изучить литературу по теме.
3. Найти информацию в Интернете.
4. Выбрать главное, касающееся этой темы.
5. Проконсультироваться у учителя с правильностью выбора.
6. Составить вопросы по теме для социологического опроса.
7. Провести соц. опрос.
8. Подготовить эксперимент.
9. Провести эксперимент (фото-подтверждение).
10. Сделать выводы по эксперименту.
11. Набрать имеющуюся информацию на компьютере.
12. Отдать на рецензию учителю.
13. Сделать презентацию по работе.
14. Выступить перед учащимися школы, учителями,
родителями.
15. Выступить на научно-практической конференции районной,
зональной, краевой.
Предлагаемые темы научно-исследовательских работ
1. Демографические перспективы и популяционное здоровье
жителей станицы Ильинской.
2. «No smoking!» - молодежь!
3. Рудеральные – лекарственные растения станицы
Ильинской.
4. Экологическое состояние СОШ № 16.
5. Есть или не есть? Вот в чем вопрос. (о нитратах в продуктах питания кубанского производителя и в привозных продуктах)
6. Свалка по имени «Земля»?
7. Красивая улыбка только в Голливуде? (о качестве зубных
паст)
8. «Монстр» цивилизации. (о мусоре)
9. Чипсы и снеки: вред или польза?
10. Лесополосы- искусственные леса нашей станицы.
11. Кожа и синтетические моющие средства.
12. Шоколад: вред или польза?
13 Радиационный фон нашей станицы. Последствия.
14. Химия и …молоко!
15. Экологическое состояние нашей реки Калалы.
16. Алкоголь, влияние его на организм.
17. Химический состав слюны до, во время и после еды.
18. Химические средства защиты растений, их достоинства и
недостатки. Альтернативные средства.
Памятка №1 «Основы исследования»
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема – отражает характерные черты проблемы.
Объект – это та совокупность связей, отношений, свойств, которые существуют объективно в теории и практике и служат источником необходимой для исследователя информации.
Предмет же исследования более конкретен. Он включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Цель формируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется в задачах исследования.
Памятка №2 «Работа с литературными источниками»
Этапы работы
Общее ознакомление.
Внимательное чтение по главам и разделам.
Выборочное чтение.
Составление плана прочитанного материала.
Выписки из прочитанного.
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний.
Содержание этапов
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника. Выделение наиболее важного текста.
Перечитывание наиболее важного текста. В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.
Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.
Обращается внимание на объективность суждений.
Мероприятия по реализации программы
№ | Мероприятия | Период исполнения | Ответственные |
1 | Разработка программы | Август 2004 года | Климова А.А. |
2 | Привлечение родителей, библиотекаря к оказанию помощи при выполнении научно – исследовательских работ. | Ежегодно | Климова А.А. Библиотекарь |
3 | Участие в научно – практических конференциях МОУ СОШ № 16, ст. Новопокровской, МАН г.Краснодара | Ежегодно | Завуч по учебной работе, Климова А.А. |
4 | Проведение внутриклассных олимпиад по предмету | Ежегодно | Климова А.А. |
5 | Проведение школьных олимпиад по предметам: биологии и химии | Ежегодно | Климова А.А. |
6 | Участие в олимпиадах по биологии, химии, районного и более высокого уровней | Ежегодно | Климова А.А. |
7 | Организация и проведение предметных недель | Ежегодно | Климова А.А. |
8 | Экспериментальная работа с детьми | Ежегодно | Климова А.А. |
9 | Выступление членов НОУ «ЭКОС» перед учащимися, родителями, учителями | Ежегодно | Климова А.А. |
10 | Краеведческая работа НОУ | Ежегодно | Климова А.А. |
11 | Профориентационная работа при выполнении научно – исследовательских работ | Ежегодно | Климова А.А. |
12 | Освещение работы НОУ «ЭКОС» в средствах массовой информации | Ежегодно | Климова А.А.и члены НОУ |
13 | Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района | Ежегодно | Завуч по учебной работе, Климова А.А. |
14 | Обобщение опыта работы с одаренными детьми на школьном и муниципальном уровнях | Ежегодно | Климова А.А. |