Просмотр содержимого документа
«Опыт преподавания химии в профильных классах»
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
Шавыкина И.В., МАОУ «Школа № 69«Центр развития образования», г. Рязань, Российская Федерация
Химическое образование в школе переживает сложный этап своего реформирования. В этих условиях главной задачей должно стать воспитание самостоятельной, деятельностной личности. Одним из механизмов решения этой задачи является дифференциация обучения, позволяющая раскрыть индивидуальность учеников, учесть их интересы и возможности. Реализовать идею дифференциации обучения возможно в условиях создания системы профильных классов в старшем звене средней школы. Спектр таких классов в нашей школе весьма разнообразен: экономические, юридические, медицинские, эстетические, гуманитарные. Безусловно, учащиеся химико-биологических, медицинских классов наиболее мотивированы к обучению химии. Но очень важно стимулировать развитие познавательного интереса, активности, творчества к курсу химии у учеников, выбравших другие профили. За годы работы в этом направлении у меня сложилась своя система организации учебного процесса в профильных классах, основу которой составляет компетентностный подход в преподавании химии. Главная идея данного подхода - всё, что изучается, должно быть включено в процесс использования. Как педагог я опираюсь на природные компетенции ученика и работаю над формированием приобретённых и адаптивных компетенций. Ключевой компетенцией является применение знаний, умений в нестандартной ситуации. Для её формирования использую разнообразные формы, средства, способы, приёмы организации учебного процесса, учитывающие профильные интересы учащихся. Это - проблемные ситуации на уроке, эксперимент, проектно-исследовательская деятельность, домашние творческие задания, учебные экскурсии, элективные курсы, различные виды контроля.
В течение многих лет использую авторские интегрированные курсы «Искусство глазами химика», «Химия в криминалистике», «Химическое краеведение», содержательные элементы которых я включаю в процесс обучения учащихся эстетических, юридических, гуманитарных классов.
Создание проблемной ситуации осуществляю через подбор нестандартных теоретических и экспериментальных заданий, учитывающих специфику класса и охватывающих самые различные области жизни ( химия, медицина, здоровье; химия на садовом участке; химия в быту; химия и живопись), например, учащимся медицинского класса даётся задание объяснить химическую сущность использования лекарственного средства «Альмагель» при повышенной кислотности и провести эксперимент. Далее в приложении предлагаю примеры контрольных заданий нестандартного содержания, способствующие формированию познавательной компетенции учащихся.
С первых уроков включаю своих учеников в проектно-исследовательскую деятельность на основе межпредметной интеграции и профиля класса (темы работ: «Химия и древнерусское зодчество», «Выдающийся фармаколог - Н.П.Кравков» и др.).
Применение предметных знаний организую с помощью необычных домашних заданий, имеющих профильную направленность, например, школьникам юридического класса предлагается побывать в роли экспертов и в домашних условиях определить с помощью йодкрахмальной реакции наличие в сметане и майонезе примеси крахмала.
Большой интерес у учащихся всех классов, независимо от профиля, вызывают учебные экскурсии на предприятия города и области: Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию, ОАО « Русская кожа» и другие.
Всё, что я делаю в рамках компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах, направлено на то, чтобы мои ученики, независимо от выбранного профиля, воспринимали химию как нужную и востребованную науку, необходимую каждому человеку в повседневной жизни.
Приложение.
Примеры контрольных заданий по органической и неорганической химии
1. На железной дороге оставлены две цистерны без опознавательных знаков: с машинным и растительным маслами.
Объясните с химической точки зрения, как можно идентифицировать содержимое цистерн?
Приведите уравнения химических реакций, укажите их признаки.
2. Как опытным путем можно различить стеариновую и парафиновую свечи? Дайте химическое обоснование, подтвердите уравнением реакции.
3. Объясните, почему сок спелого яблока даёт реакцию серебряного зеркала? Принимается только химическое объяснение. Составьте уравнение реакции.
4. Завод по производству полимеров недополучил от поставщиков необходимое сырьё. Как, имея карбид кальция и неорганические вещества, продолжить синтез полимеров, какие полимеры можно получить, используя этот минимум расходников? Напишите соответствующие уравнения реакций.
5 .В начале 19 века при производстве сульфата натрия использовали концентрированную серную кислоту и поваренную соль. Растительность вокруг таких заводов гибла, металлические конструкции портились. Объясните происходящие явления и предложите химические способы решения проблемы.
6. За час человек потребляет примерно 2г кислорода на 100г массы тела. А сколько потребуется вам кислорода за сутки?
7. В плазме крови человека массовая доля угольной кислоты 0,16%. Рассчитайте массу углекислого газа, находящегося в плазме крови человека массой 70кг, зная, что массовая доля крови составляет 8% от массы тела, а массовая доля плазмы-55% от массы крови. Сделайте пересчет на свою массу тела.
8. Первый завод по производству купоросов в России был пущен при Петре 1 в 1718 году. Современный способ получения железного купороса основан на взаимодействии железных стружек с раствором серной кислоты. Вычислите, какая масса раствора с массовой долей серной кислоты 40% необходима для получения 278кг железного купороса.
9. Проведите следующие опыты: опустите кусочки сырого и варёного картофеля в раствор пероксида водорода. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции и объясните увиденное.
10. Объясните с химической точки зрения правильность или ошибочность утверждения рекламы о том, что препарат «РЕНИ» «превращает кислоту в воду!». Приведите уравнение реакции.
11. Объясните с химической точки зрения, почему опытный дантист никогда не поставит рядом золотую и железную коронки?