kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа "И может гениев науки - родная Белгородчина давать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: показать глубину и многогранность таланта, личных качеств феномена инженерной мысли – Владимира Григорьевича Шухова.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "И может гениев науки - родная Белгородчина давать"»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАПОУ «Белгородский правоохранительный колледж

имени Героя России В.В. Бурцева»









НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «И может гениев науки - родная Белгородчина давать»











Выполнил:

Фролов Максим Николаевич

Студент 1 курса группы К 112

специальность 35.02.15

Руководитель:

Богачёва Елена Васильевна

преподаватель химии











Белгород, 2019


«Технические идеи Владимира Григорьевича Шухова

принесли русской инженерной школе мировое признание,

и по сей день остаются актуальными»

Владимир Путин

ВВЕДЕНИЕ

Есть особые люди: чем дальше в историю уходят годы их жизни, тем сильнее наше желание узнать о них как можно больше - вплоть до самых мелких подробностей биографии. Таких людей немного. Но среди них, безусловно - Владимир Григорьевич Шухов.

Я решил подробнее познакомиться с биографией первого инженера России, изучить широчайший диапазон его творчества.

Прочитав много интересных событий и фактов из жизни Шухова, я обратил внимание, что о нем писали и продолжают писать как о каком-то обезличенном генераторе инженерных идей, почти роботе, который ничего не видел, кроме формул и своих чертежей. Его интересы, атмосфера того времени, его непростое положение в советское время, наконец, его личные качества, - всегда оставались вне поля зрения исследователей.

Владимир Григорьевич, несомненно, оставил свой след в самых разных областях науки и техники, но еще он был замечательным человеком и патриотом своего Отечества.

Я хочу восполнить этот пробел о своем земляке – уроженце земли Грайворонской, святого Белогорья – Владимире Григорьевиче Шухове как о человеке и личности огромного масштаба, представителе той среды технической интеллигенции, которой славилась Россия начала ХХ века.

Белгородская земля дала нашей стране и всему миру Владимира Григорьевича Шухова, одного из выдающихся русских инженеров, «гения трёх столетий», так часто сейчас о нём говорят.

Природа, математика и расчет, слились в единое гармоничное целое в одном человеке. Имя, которому – В.Г.Шухов.

Сотни изобретений Шухова сейчас служат человечеству. По сути, всё то, что окружает нас в повседневной жизни, придумано или разработано русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым. Нашим земляком.

Таким образом, я считаю, что для всех нас гражданский подвиг великого россиянина Владимира Шухова является ярким примером личного, конкретного участия, в возрождении великой державы России на творческих принципах и новых подходах.

Поэтому я выбрал  тему исследовательской работы  «И может героев науки - родная Белгородчина давать»

Цель исследования: показать глубину и многогранность таланта, личных качеств феномена инженерной мысли – Владимира Григорьевича Шухова.

Сформулированы задачи:

  • Отобрать и проанализировать литературу по данной теме;

  • Знакомство с личностью В.Г Шухова;

  • Показать характер этого человека, его внутренний мир;

  • Узнать диапазон увлечений Шухова;

  • Выяснить особенности личных качеств В.Г.Шухова;

  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за величие русского человека

Объект исследования: первый инженер России - В.Г.Шухов.

Предмет исследования: личность В.Г. Шухова.

Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем:

  • Личностные качества – одно из составляющих выдающейся деятельности В.Г. Шухова.

Методы исследования:

Анализ научной и популярной литературы, документальных материалов о жизни и деятельности В.Г. Шухова.

Теоретическими источниками исследования стали статьи о В.Г. Шухове, работы ученых, посвященные исследованию научно-практической деятельности В.Г. Шухова, воспоминания внучки Аллы Сергеевны, материалы из книги правнучки Елены Сергеевны и внука Владимира Федоровича Шуховых, материалы из музея школы имени В.Г. Шухова города Грайворона.

Актуальность работы заключается в систематизации сведений по теме исследования, способствующих формированию патриотического воспитания у моих сверстников, гордости, тем, что их небольшой красивый городок дал миру удивительного человека, талантливого ученого и изобретательного инженера, настоящего человека и патриота своего Отечества.

Глава 1. Становление Владимира Шухова как личности.

1.1. Происхождение.

Будущий выдающийся ученый, гений инженерного искусства Владимир Григорьевич Шухов родился 28 августа 1853 года в небольшом городе Грайвороне, находившимся тогда в Курской губернии, а сейчас являющимся центром одноименного района в Белгородской области. Владимир Григорьевич Шухов был выходцем из образованной, интеллигентной дворянской семьи. Его отец, Григорий Петрович Шухов, происходил из рода, в котором на протяжении многих поколений мужчины были офицерами русской армии. Мать инженера Шухова, в девичестве - Вера Пожидаева тоже происходила из семьи военных

1.2. Детские увлечения Володи.

Родители воспитывали в своем сыне целеустремленность, трудолюбие, прилежание и проницательность. Наряду с этим в семье поощрялось желание учиться, узнавать что-то новое. Уже к четырем-пяти годам бабушка научила его читать, и с тех пор мальчик часами просиживал в тиши старинной домашней библиотеки

Первое проявление блестящего ума были в семь лет: он догадался при подъёме тяжестей применять рычаг, а во дворе дома построил фонтан, используя ключевую воду и старые трубы. А однажды даже сделал маленькую ветряную мельницу.

В 11 лет поступил в Санкт-Петербургскую гимназию, проявлял способности к точным наукам, особенно к математике. Однажды на уроке он доказал теорему Пифагора способом, который сам придумал.  Обучение закончил в 1871 году с блестящим аттестатом.

1.3. Первые нравственные уроки или примерка «пифагоровых штанов.

Первые нравственные уроки Владимир Шухов получил в детстве. Об этом говорит такой случай. В 1864 году, в одиннадцатилетнем возрасте, Володя поступил в Петербургскую гимназию. В гимназии Владимир занимался хорошо и проявил способности к точным наукам, особенно к математике. Однажды на уроке он доказал теорему Пифагора способом, который сам придумал. Вызванный к доске, Володя сделал чертеж и бойко изложил доказательство. Константин Дмитриевич Краевич внимательно выслушал его, погладил по голове, но сказал: «Следовало сначала изложить существующее доказательство и только потом свое. Твое решение более кратко и потому заслуживает внимания, но помни: Пифагор жил более двух тысяч лет назад и первым открыл свойство прямоугольного треугольника, ты же сделал только усовершенствование. Нельзя забывать о предшественниках». Мальчику был снижен балл. Дома отец похвалил сына за оригинальный ход мысли, но тоже сказал: «Ты забыл о незаменимом качестве – скромности, главном признаке культурного человека. Поблагодари учителя за сделанное замечание от своего и моего имени».

Нравственные уроки, подобные этому, не пропали даром.



1.4. Студенческие годы – пора взросления.

Кроме выдающихся математических способностей, у Володи Шухова была уже к той поре мечта стать инженером. Поступает в Императорское московское техническое училище. Полный курс училища В.Г.Шухов окончил в 1876 году со званием инженера-механика и золотой медалью и был премирован, как лучший выпускник, годичной командировкой в США.

1.5. Теория или практика?

Выбирая между теорией и практикой Шухов - практику. Тем более что время было прекрасное – «золотой век» техники. Инженеры в то время были товаром штучным. И в 1876 г. он уезжает для углубления знаний и ознакомления с достижениями промышленности в Филадельфию.

Глава 2. Величие инженерной мысли В.Г.Шухова

2.1. «Гиперболоид инженера Шухова.

Самый большой коммерческий успех имела выставленная в Нижнем Новгороде конструкция башни в форме гиперболоида. Это была водонапорная башня, снабжавшая водой всю выставку. Толчком к ее изобретению, стала увиденная Шуховым, в своем кабинете перевернутая вверх дном ивовая корзинка для бумаг, и стоящий на ней тяжелый горшок с фикусом.

2.2. В.Г.Шухов – «человек-фабрика».

-Ещё студентом Шухов сделал и зарегистрировал - «Паровую форсунку»

-Окончив училище с золотой медалью, и получив диплом инженера-механика, Шухов стал автором проекта и главным инженером строительства первого нефтепровода в России длиной в 10 км.

-Для хранения нефти и нефтепродуктов Шухов создал резервуары для хранения нефтепродуктов.

- Спроектировал нефтеналивные танкеры

- Нефтянные насосы

- Величайшим изобретением стала первая в мире промышленная установка для непрерывного получения бензина.

С начала 1890-х годов развернулась деятельность Владимира Григорьевича в сфере железной архитектуры. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки.

В 1892 г. Шухов спроектировал несколько типов мостов. Под его руководством было построено 417 мостов на различных железнодорожных линиях (через Оку, Волгу, Енисей и др.)

Не будет преувеличением сказать, что инженер Шухов согрел Россию: больше ста лет тепло производится в котлах именно его конструкции. Разработанные Шуховым конструкции водотрубного парового котла в горизонтальном и вертикальном исполнении встречаются в сельских окраинах. Источником вдохновения для этого изобретения послужил русский самовар

ГЛАВА 3. Многогранность таланта В.Г.Шухова.

3.1. «Не мыслю инженера вне культуры»

Последней имевшей колоссальное значение инженерной работой Шухова стало выпрямление пострадавшего в результате землетрясения минарета медресе Улугбека в Самарканде, построенного в XV веке и являющегося жемчужиной среднеазиатской архитектуры. Выпрямление минарета по методу Шухова началось 7 января 1932 года и продолжалось три дня. «Во время работ не обвалилось ни одного кирпичного осколка и, не появилось ни одной новой трещины" на стволе минарета.

3.2Великий русский инженер В.Г. Шухов - выдающийся фотограф.

Владимир Григорьевич был заботливым отцом пятерых детей, любил велопрогулки и был членом общества велосипедистов, и российского, и международного. Выступал на соревнованиях, тогда еще на велосипеде с огромным передним колесом, однажды он даже стал чемпионом Москвы по велогонкам. «Я по профессии инженер, а в душе фотограф» - так сам В.Г.Шухов определял место, которое в его жизни занимала фотография. Он прекрасно разбирался в искусстве фотографии, литературе, знал пять иностранных языков, был широко образованным человеком. Фотография становится важным вспомогательным средством в инженерной деятельности Шухова. Владимир Григорьевич всегда выписывал большое количество иностранных журналов и из них узнавал многое из того, о чем не писалось в России.

3.3. Русский Дон-Кихот.

По воспоминаниям родных, любимым литературным героем Владимира Григорьевича был Дон-Кихот.

3.4. Шухов В.Г. – гражданин государства Российского.

Начинается первая мировая война. И Владимир Григорьевич поспешил на помощь своей стране как инженер.

-проектирует для Севастополя батопорт – плавучие ворота для доков, где производился ремонт поврежденных кораблей.

-платформы для осадных орудий

-А минные поля из мин системы Шухова были непреодолимой преградой для неприятельских кораблей.

3.5. В.Г. Шухов и политика.

Грянула Октябрская революция. Было подписано постановление установить в срочном порядке в г. Москве радиостанцию, оборудованную приборами и машинами. При строительстве башни произошло обрушение секции, повлекшее разрушение. Комиссия ВЧК приговорила Шухова к расстрелу, «за вредительство". Но расстрел отложили, т.к. не нашлось смельчаков и умельцев достраивать башню. А она была нужна, в том числе и для престижа. Потом компетентная комиссия установила, что ошибок в расчете и технологии не было. Виной была усталость некачественного металла. Башня была достроена успешно.

"В. Г. Шухов – пример служения своему делу и своему отечеству.

В память о великом инженере 3 октября 2001 года на территории Белгородской государственной технологической академии строительных материалов состоялось открытие памятника выдающемуся инженеру ХХ века, нашему земляку В. Г. Шухову.

Весной 2003 года, БГТУ было присвоено имя В. Г. Шухова. В университете чтят память великого ученого: создан музей, где собраны его личные вещи.

На территории Грайворонского района названы в честь Шухова и носят его имя Парк и Школа в городе Грайворон.

Улица в Старом Осколе носит имя универсального гения Григория Шухова.

Теперь в регионе имя великого учёного будет носить и Белгородский международный аэропорт.

Правительство высоко оценило знания, труд и опыт выдающегося инженера. Он был избран членом ВЦИК, в 1927 и 1928 годах его избирали членом Московского Совета депутатов трудящихся, Шухову было присвоено звание Героя Труда, а в 1929 - одному из первых – звание заслуженного деятеля науки и техники, лауреата премии имени В.И. Ленина.

















Список литературы


1. Боголюбов А.Н. Математики. Механики: Библиографический справочник. – М., 1983. – С.541-542.

2.“Белгородский алфавит” – Борис Осыков. Воронеж. Центрально-Чернозёмное издание 1990 г.

3. В. Г. Шухов – выдающийся инженер и ученый: Труды объединенной научной сессии АН СССР, посвященной научному и инженерному творчеству почетного академика В.Г. Шухова. – М.: Наука,1984. – 96с.

Гиперболоид Владимира Шухова // Экономика и жизнь. – 1999. – №26. – С.31.

4.Морозов Е. П. Гиперболоиды инженера Шухова: металлостроительство в XX веке // Монтажные и спец. работы в стр-ве. – 2001. – №2. – С.2-12.


























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательская работа "И может гениев науки - родная Белгородчина давать"

Автор: Богачева Елена Васильевна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства