kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная работа "Мифы мыльной пены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире невозможно представить свое существование без различных моющих и дезинфицирующих средств. Появилось даже такое понятие: бытовая химия. Оно включает в себя различные виды мыла, стиральных порошков, чистящих средств, средств для мытья посуды и т.п.

Разобраться во всем многообразии этих средств очень сложно. Производители в настоящее время выпускают твердое и жидкое мыло для разных типов кожи, стиральные порошки для ручной и автоматической стирки, а также отдельно для детской одежды, чистящие средства для разных видов покрытий.  Мы решили узнать, так ли хороши стиральные порошки, так широко рекламируемые по телевизору, и оправдывает ли известное название качество порошка.

Объект работы: стиральный порошок для ручной стирки.

Предмет работы: отстирывающая способность порошка.

Цель работы: изучение качества стиральных порошков для ручной стирки.

Гипотеза: Дорогие и рекламируемые порошки качественнее, чем дешевые и неизвестные.

Задачи:

- изучить историю возникновения стиральных порошков;

- выяснить, какие порошки являются наиболее популярными, и по какой причине;

- изучить химический состав и внешний вид порошков;

- изучить устойчивость пены, образующейся в растворах порошков;

- изучить отстирывающую способность порошков;

- определить уровень кислотности растворов порошков.

Для выполнения поставленных задач мы будем использовать различные методы исследования: социологический опрос, физические и химические методы анализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«научная работа "Мифы мыльной пены" »

V Ашинский районный конкурс

реферативно-исследовательских работ

для учащихся 5 – 8 классов







Мифы мыльной пены

(естествознание, химия)



Автор: Зеленюк Ирина,

ученица 8 «А» класса

МКОУ СОШ № 3 г. Аши





Научный руководитель:

Кашуба Татьяна Викторовна

учитель химии, МКОУ СОШ № 3 г. Аши.







Аша- 2015

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Появление современных стиральных порошков 4

Глава 2. Химический состав стиральных порошков 5

Щелочные соли 5

Энзимы 5

Химические отбеливатели 6

Пигменты 6

Вспомогательные вещества 6

Глава 3. Составление опроса общественного мнения 7

Глава 4. Изучение состава стиральных порошков и их стоимости. 8

Глава 5. Сравнение устойчивости пены 9

Глава 6. Сравнение отстирывающей способности 10

Глава 7 Сравнение кислотности растворов порошков 12

Глава 8 Обобщение результатов опытов 14

Заключение 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 17

Приложение. 18



ВВЕДЕНИЕ

В современном мире невозможно представить свое существование без различных моющих и дезинфицирующих средств. Появилось даже такое понятие: бытовая химия. Оно включает в себя различные виды мыла, стиральных порошков, чистящих средств, средств для мытья посуды и т.п.

Разобраться во всем многообразии этих средств очень сложно. Производители в настоящее время выпускают твердое и жидкое мыло для разных типов кожи, стиральные порошки для ручной и автоматической стирки, а также отдельно для детской одежды, чистящие средства для разных видов покрытий. Мы решили узнать, так ли хороши стиральные порошки, так широко рекламируемые по телевизору, и оправдывает ли известное название качество порошка.

Объект работы: стиральный порошок для ручной стирки.

Предмет работы: отстирывающая способность порошка.

Цель работы: изучение качества стиральных порошков для ручной стирки.

Гипотеза: Дорогие и рекламируемые порошки качественнее, чем дешевые и неизвестные.

Задачи:

- изучить историю возникновения стиральных порошков;

- выяснить, какие порошки являются наиболее популярными, и по какой причине;

- изучить химический состав и внешний вид порошков;

- изучить устойчивость пены, образующейся в растворах порошков;

- изучить отстирывающую способность порошков;

- определить уровень кислотности растворов порошков.

Для выполнения поставленных задач мы будем использовать различные методы исследования: социологический опрос, физические и химические методы анализа.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Появление современных стиральных порошков

Начало истории современных порошков было положено 28-летним Фритцем Хенкелем. 26 сентября 1876 года он вместе с партнерами основывал компании Henkel & Cie в городе Ахен. Первым продуктом, который был создан в стенах предприятия, становится стиральный порошок.

Спустя год на рынке Ахена появляется мыльный порошок, а в 1878 году на свет выходит первый в Германии стиральный порошок под торговым знаком Henkel's Bleich-Soda (Отбеливающая сода). Основными отличиями нового товара по сравнению с конкурентами были доступная цена и удобная прочная упаковка.

Рис. 1. Первый стиральный порошок, изготовленный в Германии

В 1885 компания «Хенкель» впервые приняла участие в выставке за пределами Германии. На проходивший в то время международной промышленной выставке в Антверпене, компания была удостоена почетного диплома.

В 1905 году в компанию приходит младший сын Фритца Хенкеля – Хьюго Хенкель. Он сразу же приступает к работе в качестве химика. Под его ответственностью было направление «Химические продукты и технологии», а также им была заложена основа научных исследований, и внедрено применение передовых технологий и новых материалов.

А в июне 1907 года появляется первый в мире порошок для стирки одежды в автоматических стиральных машинах, порошок назвали Persil.

Новый порошок довольно успешно завоевал успех у потребителей, и в итоге ежегодный объем производства увеличивается почти до 5 тысяч тонн. А чуть позже появляется и новая мыловаренная фабрика, на которой стала применяться первая расфасовочная машина. Стоит отметить, что в эти же дни начинается экспорт стирального порошка Persil в другие страны мира.

Глава 2. Химический состав стиральных порошков

Сейчас существует множество видов стирального порошка: для белых и цветных тканей, для ручной и автоматической стирки, с отдушками и отбеливателями, но основной состав любого порошка остается неизменным: это поверхностно-активные вещества, или ПАВ, отбеливатели и минеральные соли.

Вода сама по себе не обладает достаточным чистящим действием. Вступая в контакт с пятном, молекулы воды не смачивают грязь.

Стиральные порошки и другие синтетические моющие средства содержат вещества, повышающие смачивающие свойства воды. Эти вещества называются поверхностно активными (ПАВ), поскольку действуют на поверхности жидкости.

Молекулы ПАВ можно представить в виде головастиков.

Головами они "цепляются" за воду, а хвостиками - за жир. Когда ПАВ смешивают с водой, его молекулы на поверхности обращены "головами" вниз, а их "хвостики" торчат из воды. "Раздробив" таким образом, поверхность воды, головастики ПАВ помогают воде проникать в ткань. Этими же хвостиками молекулы ПАВ захватывают попадающиеся им частицы жира.

Рис. 2. Схема действия ПАВ

Кроме ПАВ в состав практически каждого стирального порошка входят следующие компоненты:

взаимодействие с частичками загрязнения



притяжение к поверхности пятна

Щелочные соли

Облегчают удаление жиров, а также умягчают воду. Из отрицательных свойств – вредное действие на кожу рук при стирке и неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Энзимы

Разлагают те или иные органические загрязнения. Энзимы обычно теряют активность при слишком высокой температуре стирки. Способны разрушать не только загрязнения природного происхождения, но и сами ткани при стирке.

Химические отбеливатели

Отбеливатели химически разлагают и обесцвечивают загрязнения, обладающие интенсивным цветом (например, пятна от вина или травы), а также способствуют дезинфекции.

Пигменты

Применяются для улучшения цвета белых текстильных изделий. 

Вспомогательные вещества

К ним относятся: умягчители воды, пенообразователи, пеногасители (при машинной стирке), ароматизаторы и другие.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 3. Составление опроса общественного мнения

Прежде чем приступить к выполнению экспериментальной части работы, необходимо было установить, какие стиральные порошки наиболее популярны среди домохозяек и почему. Для выявления порошков-участников эксперимента было проведено анкетирование 29 женщин, использующих порошки для ручной стирки (Анкетные листы см. приложение 1).

По результатам анкетирования самым популярным порошком назван «Ушастый нянь» (8 человек отдали свои голоса этому порошку). Причинами выбора стали: бережное отношение к коже и низкая цена.

Также среди наиболее популярных были названы следующие порошки: Tide (отдали свое предпочтение 5 опрошенных) – причина выбора: хорошее пенообразование, Биолан (5 опрошенных) – причина выбора: хорошая отстирываемость, Ariel (4 опрошенных) – причина выбора: бережное отношение к коже, Bimax (4 опрошенных) – причина выбора: хорошая отстирываемость, Бос (3 опрошенных) – причина выбора: низкая цена.

Для проведения эксперимента были, выбраны стиральные порошки, относящиеся к самым популярным, и порошки, редко встречающиеся в опросе или не встречающиеся вовсе. Также при отборе порошков учитывалась цена: были выбраны и дешевые, и дорогие порошки.

Таким образом, мне предстояло исследовать следующие стиральные порошки для ручной стирки:

  1. Ушастый нянь

  2. Биолан

  3. Tide

  4. Ariel

  5. Bimax

  6. Бос

Глава 4. Изучение состава стиральных порошков и их стоимости.

У 6 выбранных порошков был изучен химический состав и внешний вид. Данные по химическому составу и стоимости порошка занесены в таблицу (см. приложение 2).

Все порошки состоят из белых частиц с добавлением цветных гранул. В состав каждого порошка входят поверхностно-активные вещества и отбеливатели. Также в состав включены различные ароматизаторы, и вспомогательные вещества.

Глава 5. Сравнение устойчивости пены

Существует мнение, что от количества и устойчивости пены, образованной при растворении порошка в воде, зависит его отстирывающая способность. В ходе исследования мы хотели проверить, верно, ли это утверждение.

Необходимое оборудование и реагенты:

Рис. 3 . Измерение высоты образовавшейся пены

- мензурка,

- мерный цилиндр,

- термометр,

- стиральные порошки.

Ход опыта:

В мерный цилиндр насыпать 5 мл порошка, долить 0,5 л воды с температурой 40-45оС, встряхнуть (встряхивали 10 раз). Высоту образовавшейся пены измеряли 2 раза: в самом начале опыта и через 10 минут. Результаты опыта занесены в таблицу (см. приложение 3).

Также в таблице отражены личные наблюдения по степени растворимости порошков, их внешнему виду и составу и виду пены образовавшихся растворов порошков.

По результатам опыта все порошки мы распределили по местам в порядке убывания пеноустойчивости их растворов. При этом учитывалась стабильность пены, скорость оседания и растворимость:

Таблица 3. Рейтинг порошков по пеноустойчивости

место

в рейтинге

порошок

1

Бос

2

Tide

3

Ariel

4

Bimax

5

Биолан

6

Ушастый нянь

Глава6. Сравнение отстирывающей способности

Для исследования способности порошков отстирывать пятна различного происхождения мною были взяты типы загрязнений, которые наиболее часто встречаются в быту.

Необходимое оборудование и реагенты:

- мензурка,

- мерный цилиндр,

- термометр,

- стиральные порошки,

- емкости для замачивания,

- губная помада,

- чернильная паста,

- кетчуп,

- шоколад.

Ход опыта:

На 6 лоскутов белой ткани были нанесены пятна. Все образцы ткани были высушены и оставлены на 4 дня для большего проникновения загрязнений в волокна ткани.

Затем каждый кусок ткани мы поместили в раствор стирального порошка (1 мензурка объемом 10 мл на 1 литр воды) и оставили для замачивания на 2 часа. По истечении времени ткань достали, прополоскали в чистой воде, высушили и исследовали. Результаты занесены в таблицу (см. приложение 4).

Рис. 4. Лоскут ткани: а) с загрязнениями; б) после стирки

Каждому стиральному порошку присвоено разное количество баллов в зависимости от степени отстирывания пятен:

0 баллов – пятно не отстиралось,

1 балл – пятно отстиралось плохо, его хорошо можно увидеть на ткани,

2 балла – пятно отстиралось хорошо, его трудно различить на ткани,

3 балла – пятно отстиралось полностью, нельзя определить, где оно было до стирки.

В зависимости от того, насколько хорошо тот или иной порошок отстирал пятна, они были распределены в таблице:

Таблица 5. Рейтинг стиральных порошков по моющей способности

место в рейтинге

порошок

1 и 2

Bimax и Ariel

3

Ушастый нянь

4

Бос

5

Биолан

6

Tide



Глава 7. Сравнение кислотности растворов порошков

Кислотность или уровень рН среды показывает, насколько безопасно для кожи рук использование стиральных порошков.

Показатель кислотности рН измеряется в единицах. Принято считать, что в нейтральной среде рН=7, в кислой среде рН 7. Безопасным для кожи рук считается уровень рН = 5,5.

Поверхность нашей кожи покрыта кислотной мантией, образованной из смеси пота и кожного сала, с добавлением органических кислот, образующихся в результате обмена веществ.

Таким образом, наш организм защищается от микроорганизмов: все живые клетки, как и большая часть бактерий, к изменениям pH весьма чувствительны. Известно, что даже слабое закисление может губительно сказаться на них.

Моя руки обычным щелочным мылом, мы разрушаем естественную кислотную мантию кожи. В таком положении вредные бактерии получают преимущество. Правда, ненадолго, так как кислотная мантия здоровой кожи восстанавливается уже через полтора-два часа. Но в то время, пока мы лишены кислой защиты, наша кожа стареет.

Ведь в это время предоставлены самые благоприятные условия для проникновения глубоко внутрь как инфекций, микроорганизмов, так и ультрафиолета.



Необходимое оборудование и реагенты:

- мензурка,

- мерный цилиндр,

- термометр,

- стиральные порошки,

- универсальный индикатор

Из 6 исследуемых стиральных порошков были приготовлены растворы (1 мензурка объемом 10 мл растворена в 1 л воды) с температурой 40оС.

После полного растворения порошков был измерен уровень кислотности каждого раствора.

Результаты занесены в таблицу (см. приложение 5)

Таким образом, из исследуемых порошков самым щадящим признан «Ушастый нянь». Все исследуемые порошки распределены в таблице по уровню безопасности для кожи рук:

Таблица 7. Рейтинг стиральных порошков по уровню рН

место в рейтинге

порошок

1

Ушастый нянь

2

Бос

3

Ariel

4

Bimax

5

Биолан

6

Tide



Глава 8. Обобщение результатов опытов

В ходе исследовательской работы были изучены свойства 6 стиральных порошков: пеноустойчивость, моющая способность, безопасность для использования.

Для проверки промежуточной гипотезы о прямой зависимости отстирывающей способности от высоты и устойчивости пены растворов порошков составим сравнительную таблицу. Места в рейтингах, установленные ранее приравнивались к баллам: за самую устойчивую пену присуждался 1 балл, за самую нестойкую – 6 баллов. (см. приложение 6)

Сравнительная таблица показывает, что устойчивость пены раствора порошка никак не связана с его отстирывающей способностью. Порошок с самой устойчивой пеной «Бос» показал довольно среднюю отстирывающую способность, а «Ушастый нянь» с очень неустойчивой пеной неплохо отстирал загрязнения.

Таким образом, при подсчете итоговых оценок каждого порошка нами решено учитывать только рейтинги по моющей способности порошка и уровню рН его раствора.

По результатам опытов составлена итоговая таблица, в которой отображены все изучаемые свойства, а порошки расставлены по местам в рейтингах всех исследований. Места в рейтингах, установленные ранее приравнивались к баллам. За самую эффективную стирку и низший уровень рН присуждался 1 балл, за противоположные качества – 6 баллов. В случае если два порошка поделили какое-то место, баллы между ними также делились.

Таким образом, победителем среди стиральных порошков стал порошок "Ушастый нянь": у него оказался самый щадящий уровень рН и неплохая отстирывающая способность (итоговое количество баллов 3). Отстал от него всего на один балл порошок "Ariel", причем отстирывающая способность у него меньше, чем у порошка "Ушастый нянь", зато уровень рН раствора значительно выше. На последнем месте с наибольшим количеством итоговых баллов широко рекламируемые и самые дорогие из всех стиральный порошок "Tide" и «Биолан»: у них оказался самый высокий уровень рН в растворе и довольно средняя отстирывающая способность.

Таблица 10. Итоговый рейтинг стиральных порошков

место

в рейтинге

название порошка

1

Ушастый нянь

2

Ariel

3

Бос

4

Bimax

5

Биолан

6

Tide

Заключение

Цель данной исследовательской работы состояла в изучении качества стиральных порошков для ручной стирки.

В ходе работы нами был изучен химический состав порошков, который оказался похожим у разных порошков: основными компонентами являются ПАВ и отбеливатели. Разница заключается в составе ПАВ, отдушках, и количестве вспомогательных веществ.

Проведение данного исследования дало нам не только практические рекомендации по выбору стирального порошка, но и позволило познакомиться с такими методами исследования, как измерение рН раствора, проведение общественного опроса, приготовление растворов.

В ходе исследования при проведении опроса возникла промежуточная гипотеза о зависимости пенообразования и эффективности стиральных порошков. Опытным путем доказано, что порошки с устойчивой пеной могут показать неудовлетворительный результат при стирке (как получилось с порошком "Tide"), в свою очередь, порошок, в итоге оказавшийся лучшим по сумме показателей имел самую неустойчивую пену.

Для исследования были взяты порошки из категории дорогих и рекламируемых (например, "Tide") и из категории, неизвестных кругу потребителей (например "Бос"). В ходе исследования эффективности стирки и уровня безопасности для кожи рук было установлено, что слепо доверять рекламе не стоит: порошок "Tide" оказался самым дорогим, но в числе худших по эффективности стирки.

Порошком, занявшим первое место в итоговых подсчетах, оказался "Ушастый нянь". Таким образом, можно сделать вывод: самым безопасным и, одновременно, довольно эффективным порошком является порошок для стирки детских вещей.

Меня заинтересовала эта зависимость, и, возможно, моим следующим исследовательским проектом станет сравнение линии детских порошков по безопасности для кожи рук и отстирывающей способности.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
  1. Академия домоводства. Выбор стирального порошка (http://www.domovodstvo.com/stir-porosh.html)

  2. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0)

  3. Истории старого быта. Как стирали в старину (http://apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/1/stirka/14-1-0-58)

  4. История создания стиральных порошков (http://vitazone.ru/forum/showthread.php?t=676)

  5. Классная физика. История стирки. (http://class-fizika.narod.ru/stir.htm)

  6. Ру-хим. Тесты стиральных порошков (http://www.ruhim.ru/test/test_conc_st_poroshki.htm)
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
научная работа "Мифы мыльной пены"

Автор: Кашуба Татьяна Викторовна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства