Методологические основы модульно-компетентностного подхода в процессе обучения химии
Методологические основы модульно-компетентностного подхода в процессе обучения химии
Для появления интереса к изучаемой дисциплине и повышения качества обучения необходимо включить каждого обучающегося в осознанную учебную деятельность в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Модульное обучение помогает реализовать эти подходы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса»
Методологические основы модульно-компетентностного подхода в процессе обучения химии
(из опыта работы)
Василенко Т.И.,
преподаватель химии
Чита
2016
Содержание
Введение 3
1. Психолого-педагогические основы модульного обучения 3
1.1 Назначение модульной технологии 4
1.2. Общая структура модуля 5
1.3.Функции педагога и обучающихся в процессе обучения 6
2. Практические примеры модульного обучения в курсе химии по программе О.С. Габриеляна 7
2.1.Построение модуля по теме: «Химические свойства белков» 7
2.2. Формы и методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся 11
2.3. Организация контроля 12
2.4. Рефлексивная часть модуля 14
3. Результаты апробации модульной технологии 14
3.1. Компетентностный подход в организации модульного обучения 15
Заключение 16
Литература 16
Приложения 18
Введение
Ускорение темпов развития российского общества активно воздействует на образование. Обществу нужны разносторонне развитые, самостоятельно мыслящие, образованные личности.
В учреждениях среднего профессионального образования обучаются дети подросткового и раннего юношеского возраста. Анализ результатов входного контроля показывает слабую школьную базу у 58% обучающихся, низкую мотивацию на учебу. Неуспеваемость обучающихся предотвратить можно и необходимо! Конечно, для этого надо строить и проводить учебный процесс, процесс воспитания и обучения обучающихся принципиально иначе, чем обычно.
Повышение качества обучения связывают с разработкой компетентностного подхода.
При таком подходе обучающийся не усваивает «готовые знания», предложенные преподавателем, а прослеживает условия их происхождения. Впервые, на государственном уровне, предложено использовать компетенции, определённые образовательным стандартом для оценки качества содержания образования.
Закон «Об образовании» Российской Федерации утверждает принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный вариант, конструировать педагогический процесс по любой модели. Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.
1. Психолого-педагогические основы модульного обучения
В настоящее время предметная система обучения является главной в образовании. Она является результатом интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности. Всё это и привело к созданию огромного количества учебных дисциплин. Наглядно это проявилось в профессионально-техническом обучении, где студенты изучают большое количество дисциплин: специальных и общеобразовательных, которые слабо связаны между собой. Специальные дисциплины представляют собой синтез фрагментов научно-технических и производственных знаний и видов производственной деятельности. Общеобразовательные дисциплины, дающие знания школьного курса, органично вписалась в классно-урочную форму организации обучения. Но системность знаний в учебных дисциплинах связана с большим объёмом фактического учебного материала, терминологической перегруженностью, что усложняет у обучающихся систематизацию знаний, приводит к перенагружению памяти, к невозможности реального усвоения учебного материала всеми, затрудняет формирование у них целостной картины окружающего мира. Это не обеспечивает эффективность обратных связей и, как следствие, усложняется управление обучения студентов, что приводит к снижению его качества. Для появления интереса к изучаемой дисциплине и повышения качества обучения необходимо применение современных развивающих технологий. Внедрение новых педагогических технологий стало удачной альтернативой существующей классно-урочной системе обучения. В своей практической работе наряду с другими современными технологиями обучения химии довольно успешно использую технологию модульного обучения, основы которой разработаны современным исследователем П.А Юцявичене. Каждый студент отличается индивидуальным способом присвоения знаний и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности. Необходимо применить такую систему обучения, которая удовлетворяла бы образовательные потребности каждого обучающегося, повышала интерес к изучаемой дисциплине, а также результативность обучения. Модульное обучение – одна из многочисленных педагогических технологий, помогающих реализовать эти подходы.
Чтобы всегда была возможность найти подход к каждому студенту, педагогу очень важно быть великолепным психологом. Психика имеет очень большое значение в процессе обучения. Модульная технология ориентирована и на этот факт, поэтому можно судить о ее гибкости, индивидуализации обучения, быстроты, лучшего качества.
1.1 Назначение модульной технологии
Цель данной технологии: включить каждого студента в осознанную учебную деятельность в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями.
Для реализации данной цели можно выделить следующие задачи:
Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
Повышение мотивации к учению через изучаемую дисциплину.
Создание системы творческих заданий по химии для организации совместной творческой деятельности.
Развитие умений наблюдать и объяснять явления и закономерности, проявляющиеся в природе, лаборатории, в повседневной жизни; воспитание элементов эколого-химической культуры.
Формирование у обучающихся основных понятий и законов химии, фактов, научного языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера, т.е. овладение основами знаний химическойнауки.
Развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, мотивационно управлять учением.
1.2. Общая структура модуля
Один из основателей модульного обучения Дж. Рассел представляет модуль как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме.
Структура каждого модуля по химии содержит:
Цель изучения модуля
Химическое содержание, отобранное в соответствии с целью
Методические указания о деятельности, которую надо осуществить, чтобы добиться успеха
Информация об имеющихся средствах обучения, которыми следует воспользоваться (с приложением инструкции)
Обобщение знаний
Контроль знаний (взаимоконтроль, самоконтроль)
Опыт работы показал, что данная структура модуля способствует полной проработке учебного материала студентами.
Успешная работа с модулем зависит от представленного учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы студент эффективно его усваивал.
Структура модуля состоит из учебных элементов, которые являются основным дидактическим материалом в модульной системе обучения. Каждый учебный элемент содержит в себе практические умения и навыки или теоретические знания, которые необходимо усвоить.
Самостоятельная работа с учебными элементами (УЭ) и есть основная деятельность студента на уроке. Основой структуры модуля является структура его УЭ плюс три элемента: УЭ-О, его предназначение – постановка и раскрытие интегрированных дидактических целей; УЭ “Резюме” - второй дополнительный элемент предназначен для обобщения информационного материала; УЭ “Контроль” - третий дополнительный элемент и его назначение – контроль усвоения знаний и умений.
1.3.Функции педагога и обучающихся в процессе обучения
Что необходимо педагогу и обучающемуся при модульном обучении?
Педагогу: изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, и результативной работы каждого студента, стать его помощником в достижении поставленных целей.
Обучающемуся:
владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
научиться выполнять большой объем самостоятельной работы;
усвоить, что он сам несёт ответственность за свое обучение.
Учебный материал студентами усваивается по-разному: те, кто быстрее его усвоит, могут выполнять роль консультантов для своих одногруппников; выполнять домашние задания на опережение – готовить сообщения и доклады, микроисследования, проектные работы.
Для подготовки и проведения модульного урока требуется большая предварительная работа преподавателя:
тщательно проработать весь учебный материал темы для каждого занятия в отдельности;
выделить главные основополагающие идеи;
сформулировать для обучающихся интегрирующую цель;
определить содержание, объем и последовательность учебных элементов, указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы;
определить необходимость использования технических средств обучения;
составить контролирующие задания по всему содержанию учебного модуля;
обеспечить всех обучающихся дидактическими материалами;
создать на уроке атмосферу психологической поддержки, психологического комфорта для каждого студента;
организовать рефлексивную деятельность.
С применением модульной технологии функции педагога меняются, т.к. акцент делается на активную учебную деятельность обучающихся. Больше времени и внимания он уделяет стимулированию, мотивации обучения, личным контактам в процессе обучения.
Данная технология - личностно - ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность студента, которая и является основной целью образовательной системы. Студент работает максимум времени, самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Таким образом, функции педагога и обучающегося при модульном обучении меняются: студент должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять правление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
2. Практические примеры модульного обучения в курсе химии по программе О.С. Габриеляна 2.1.Построение модуля по теме: «Химические свойства белков»
“Белки, жиры и углеводы, Пройдут века, эпохи годы, К вам мы прикованы на век, Без вас немыслим человек”
Учебный элемент – 0
Интегрирующая цель: в результате работы над учебными элементами закрепить знания об азотсодержащих органических веществах, написания молекулярных и ионных уравнений реакций, совершенствовать умения работать с текстом инструкции, с химическими реактивами, составлять конспект по плану, работать парами.
Каждый обучающийся читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу. Выполнение, цели он будет отслеживать для себя в течение всего занятия.
Учебный элемент – 1
Входной контроль
Цель: проверить уровень сформированности знаний - о составе, строении, структуре белков, функциях белков в организме;
умений и навыков - в составлении реакций образования дипептида и полипептида
Обучающиеся читают цель УЭ-1, отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы преподавателя:
1.Какие вещества являются “носителями жизни”? 2.Каков состав белков?
3.Каковы функции белков в организме?
4. Каково строение белков?
5. Какими связями связаны аминокислоты в молекуле белка?
6. Охарактеризуйте первичную структуру белка.
7. Охарактеризуйте вторичную структуру белка.
8.Охарактеризуйте третичную структуру белка.
9. Запишите реакцию образования дипептида.
Выполняют письменные задания на бланках. Проводят самоконтроль. Подсчитывают количество набранных баллов.
Если набрали от 0 до 3 баллов, повторяют § 27, стр. 226-230
Если студенты набрали 4-5 баллов, то можно переходить к УЭ-2.
Учебный элемент – 2
Цель: актуализировать знания о качественных реакциях в органической химии.
4. Какие качественные реакции вам известны для определения непредельных углеводородов, спиртов одноатомных и многоатомных, альдегидов?
Учебный элемент – 3
Изучение новой темы
Цель: изучить химические свойства белков
Обучающиеся читают цель УЭ-3, отвечают на вопросы, ответы записывают в тетрадь, выполняют лабораторные опыты в паре, оформляют их в своих тетрадях по плану:
а) название опыта
б) описание опыта
в) наблюдение
І. Прочитайте в § 27 с. 232.
Посмотрите видеосюжет “Денатурация на кухне” (запись по приготовлению яичницы – домашнее задание студента)
ІІ. Подготовьте ответы на вопросы:
Что называется денатурацией белка?
Какие воздействия на белковую молекулу приводят к денатурации?
Обсуждают с группой
ІІІ. Проделайте лабораторный опыт№1
«Денатурация белка»
В пробирке №1 налит раствор куриного яйца, нагрейте на пламени спиртовки до кипения (соблюдайте правила ТБ! Обращение с нагревательными приборами). Отметьте помутнение раствора.
Охладите содержимое пробирки.
Разбавьте водой в 2 раза.
Ответьте на вопросы:
1. Почему раствор белка при нагревании мутнеет?
2. Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой?
Ученые предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией.
Опыт 1: Биуретовая реакция (распознавание пептидных связей). К 2 мл раствора белка добавьте 2 мл 10% раствора NaOH (соблюдайте правила ТБ! Обращение со щелочами), а затем 2–3 капли CuSO4. Наблюдайте изменение цвета.
Опыт 2: Ксантопротеиновая реакция (обнаружение бензольных ядер в аминокислотных остатках). К 2 мл раствора белка добавьте 0,5 мл конц. HNO3 (соблюдайте правила ТБ! Обращение с концентрированными кислотами, с нагревательными приборами) и нагрейте. Наблюдайте за реакцией.
VI. Прочитайте § 27, стр. 233
Гидролиз белков – разрушение первичной структуры. В лаборатории этот процесс проводится в присутствии кислот и щелочей при нагревании. В организме он проходит под действием ферментов. Запишите в тетради реакцию гидролиза в общем виде.
Учебный элемент – 4
Выходной контроль
Цель: проверьте полученные знания о химических свойствах белка.
Обучающиеся читают цель УЭ-4, работают индивидуально, выполняют тест, ответы записывают на бланке модуля.
Для взаимопроверки выполнения теста берут ключи у преподавателя, проверяют правильность выполнения и выставляют оценку в бланк модуля.
Выполните тест: (вариант І вопросы №1,3,5,7,9;
вариант ІІ вопросы №2,4,6,8,10)
1. Денатурация белка происходит под действием:
а) высокой температуры, б) щелочей, в) альдегидов; г) все предыдущие ответы верны.
2. К денатурации белка может привести:
а) добавление воды,
б) нагревание, в) физическое воздействие,
г) все предыдущие ответы верны.
3. При денатурации белка не разрушается структура:
а) вторичная, б) третичная,
в) четвертичная, г) первичная.
4. При денатурации белка не разрушается структура:
а) первичная, б) третичная,
в) четвертичная, г) все разрушаются.
5. Для качественного обнаружения белка можно использовать реакцию:
а) биуретовую, б) «серебряного зеркала»
в) любую из перечисленных.
6. Для проведения биуретовой реакции потребуется реактив:
а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.
7. При горении белков ощущается запах:
а) горелой резины, в) аммиака,
б) жженых волос, г) тухлых яиц.
8. При горении белков ощущается запах:
а) аммиака, в) тухлых яиц,
б) формалина, г) жжёной шерсти.
9. Для проведения ксантопротеиновой реакции потребуется реагент:
а) НNО3, б) (СН3СОО)2РЬ, в) Н2S04, г) СuSО4.
10. В результате, какой реакции образуется пептидная связь а) реакции гидролиза, б) гидратации, в) конденсации, г) все вышеперечисленные реакции.
Ответы
Вариант І: 1-а, б; 3-г; 5-а; 7-б; 9-а
Вариант ІІ: 2-б; 4-а; 6-г; 8-г; 10-а
Учебный элемент – 5
Рефлексия
Цель: подведите итог урока.
Обучающиеся еще раз читают цель занятия, отвечают на вопросы:
1. Что осталось непонятым на занятии?
2. Что усвоилось хорошо?
3. Оцените свою работу (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)
Обсуждают результаты по модулю, озвучивают свои оценки.
Выбирают себе домашнее задание:
Если Вы оценили свою работу на уроке “плохо”, проработайте материал модуля еще раз. Если удовлетворительно, прочитайте параграф 27 учебника. Если хорошо, выполните задания № 2,7, 9 после параграфа.
Если отлично, выполните творческое задание: составьте кроссворд по теме: «Белки»
Домашнее задание: §27
2.2. Формы и методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся
Сегодня у педагога есть возможность отобрать и выявить для себя оптимальный набор приемов и методов обучения, адаптировать их в соответствующие технологии, в том числе и модульную.
Из многообразия современных методов и приёмов, используемых на уроке, особое место в преподавании химии занимает исследовательская деятельность, которая, как никакая другая формирует интерес к познанию.Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к дисциплине, требует тщательной организации как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.
От практической работы учебные исследования отличаются целями, задачами и алгоритмом действий, который включает:
анализ условия поставленной задачи;
изучение информации о составляющей задачи;
выдвижение предположений;
составление плана исследования;
осуществление плана;
выводы на основе полученных результатов.
анализ успехов и ошибок.
Обучающимся предлагаются небольшие исследования с доступным и реальным содержанием.
При изучении тем «Жиры», «Углеводы», «Белки» это могут быть задания по исследованию пищевых продуктов:
определить содержание углеводов в моркови, мёде, молоке, сахаре, овсяных хлопьях, в зёрнах риса;
определить жирность и кислотность молока;
определить, в какой из пробирок находится сливочное масло; в какой - маргарин;
провести анализ минеральной воды и прохладительных напитков.
Студенты учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем.
В жизненных же ситуациях обучающийся оказывается в позиции исследователя, следовательно, и лабораторные работы необходимо построить так, чтобы они осуществили микроисследование.
Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности, повышает уровень их активности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы студентами, позволяет повысить успешность обучения.
В последнее время все больше подростков включаются в проектную деятельность, и все больше выполняется практико-ориентированных проектов.
Как правило, принимать участие на уроке в исследовательской лабораторной работе, в подготовке сообщений может и должен каждый студент, а за подготовку исследовательского проекта возьмётся только способный. К примеру, можно выбрать любой аспект жизнедеятельности человека и природы и рассмотреть его с точки зрения протекания химических процессов, превращения веществ и их влияния на жизнь человека и природы. Студентам дается определенный алгоритм проектной деятельности, сообщаются заранее темы проектов, проводится инструктаж преподавателя. Проекты могут быть краткосрочными. (Пример: «Исследование лекарственного препарата на пригодность») и долгосрочными, выполняются несколько месяцев, иногда весь учебный год (Пример: «Анализ экологической обстановки в учебном заведении)
Самая сильная сторона метода проектов: создание положительной мотивации; поиск нужной информации, требует систематической работы с учебно-методической литературой, сетью Интернет, так как представление студентом проекта обязательно включает презентацию.
Защита проекта: (краткосрочного – на занятии (в течение 2-3 минут), долгосрочного - на научно-практической конференции) оказывается самой главной, и справедливой оценкой труда студента.
Проектная исследовательская деятельность при модульном обучении раскрывает потенциал творческих способностей обучающихся.
2.3. Организация контроля
Компетентностный подход требует от педагога не только переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, но и предъявляет определенные требования к методике организации системы контроля в учебном процессе. При модульном обучении, наряду с отработанными традиционными методами проверки знаний, умений и навыков, использую задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, многовариантностью исходных данных и путей решения. Актуален на занятиях практический контроль (при выполнении лабораторной или практической работы), компьютерный контроль. Для реализации обратной связи модуль необходимо снабдить средствами не только входного, но и текущего, промежуточного, обобщающего контроля. Текущий и промежуточный контроль можно проводить в виде самоконтроля и взаимоконтроля, формы могут быть самыми разнообразными – фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа, диктант, тест, игра.
Пример проверочной работы по теме: «Основные классы неорганических соединений» Приложение №1
Цель обобщающего контроля – выявить уровень усвоения модуля. Если показатель усвоения низкий, то обучающемуся предлагается повторить материал недостаточно усвоенного учебного элемента (УЭ). Выходной контроль можно осуществлять в виде контрольной работы или теста.
Пример теста по теме: « Кислородосодержащие органические соединения»
Приложение №2
При модульном обучении применяеются дифференцированные задания разного уровня сложности. Задания уровня «С» базовый стандарт. Это задание должен уметь выполнять каждый студент. Задания уровня «В» нацеливает на овладение обучающимися общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Выполнение задания уровня «А» обеспечивает достижение осознанного, творческого уровня применения знаний. Выбор задания предоставляется самим студентам, таким образом обеспечивается базовый минимум знаний и открывается возможность для творческого развития личности обучаемого.
Пример дифференцированной карточки по теме: «Углеводы»
Приложение №3
Компьютерный контроль
Метод компьютерного контроля и оценки знаний позволяет формировать умения самостоятельно оценивать знания, анализировать их качество. Объективность компьютерной оценки способствует также развитию позитивного отношения к химии.
При компьютерном контроле включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер. В случае неудовлетворительной оценки, студент здесь же самостоятельно находит правильные решения, полистав страницы электронного учебника.
Смена форм контроля, выполнение заданий различного уровня сложности, устраняют психологическую нагрузку, позволяют студентам максимально реализовать себя на занятии.
2.4. Рефлексивная часть модуля
Педагогу очень важно знать, как чувствует себя обучающийся на занятии, при изучении данной темы или понятия. Известно, что 50% успеха – это интерес к дисциплине со стороны студента. Рефлексия необходима как перед изучением модуля для определения базовых знаний и мотивации, так и как завершающий элемент модуля.
Способы диагностики интереса разные. Резюмировать информацию в нескольких словах – большое умение.
3. Результаты апробации модульной технологии
Модульный подход в обучении химии, как показало исследование, имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для студентов, так и для преподавателей.
Отношение учащихся к модульным урокам
Положительное
Безразличное
Отрицательное
100%
0%
0%
Исследование применения модульной технологии на занятиях, подтвердило, что модульное обучение создаёт преимущества для студентов: точное знание того, что они должны усвоить и уметь после изучения модуля, в каком объёме эффективное использование своих способностей, самостоятельное планирование времени. Также создаёт преимущества и для преподавателей:концентрирует внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; своевременно идентифицирует проблемы в обучении; выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления обучающихся; активизирует их внимание, мышление, память, нужные реакции; оказывает всевозможную помощь.
Практика применения модульной технологии даёт существенные позитивные результаты:
на занятии создается темповая комфортность;
ликвидируется перегрузка обучающихся;
используются разные формы контроля;
широко используется дифференцированный подход в обучении;
повышается интерес к изучаемой дисциплине;
повышается качество знаний;
формируются ключевые компетентности студентов;
достигается 100 % успеваемость;
формируются умения и навыки самообразования;
растет творческая активность обучающихся.
Модульное обучение хорошо сочетается с традиционной системой обучения. Кроме того, оно развивает умения работать коллективно, в группе и индивидуально, оценивать работу как свою, так и товарищей, умело пользоваться учебником, дополнительной литературой, Интернетом, осуществлять эксперимент, анализировать, делать выводы. Таким образом, модульное обучение – это управляемое самообучение.
3.1. Компетентностный подход в организации модульного обучения
В основе нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, лежит компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход в организации модульного обучения основывается именно на компетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта, которые эффективно используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях.
Указанная система модульного обучения, построенная на основе компетентностногоподхода, даст возможность сделать обучение более близкимстуденту, отвечающим его познавательным потребностям, и, вместе с тем, сформировать ключевые компетенции, необходимые для получения новых знаний и применения имеющихся знаний к новым требованиям и условиям. Такими являются:
грамота;
использование теоретических знаний на практике;
умение учиться;
умение находить и обрабатывать информацию;
умение сотрудничать и работать в команде;
умение решать проблемы;
умение работать творчески;
ответственность за собственное обучение;
коммуникативные умения;
ответственность за результат обучения;
инициативность.
Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного. В обучении, основанном на компетенциях используются активные методы обучения, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая, в том числе и проектную работу.
Основная идея компетентностного подхода заключается в предоставлении студентам максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет адаптироваться к реальной действительности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Такой подход в преподавании химии просто необходим! Всегда нужно помнить, что обучающиеся запоминают: 20%услышанного; 40% увиденного; 60% увиденного + услышанного; 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими.
Заключение
Следуя модульной технологии, можно организовать деятельность студента так, чтобы он получал основную часть информации самостоятельно в урочное и внеурочное время. В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%
Модуль обеспечивает развитие интеллекта, самостоятельности, коллективизма, умения управлять учебно-познавательной деятельностью. Дифференцированное обучение наиболее полно воплощается в модульном обучении.
Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
Модульно-компетентностный подход в процессе обучения химии – один из способов достижения качества образования. При традиционном подходе главное - дать знания, а при компетентностном – главное научиться работать, уметь применять знания, умения и навыки, научиться находить информацию.
Ломать стереотипы трудно. Внедрение модульной технологии значительно облегчает труд преподавателя в последующих циклах обучения, так как модули можно легко дорабатывать и корректировать, использовать в последующие годы.
Внедрение модульно-компетентностного подхода в процессе обучения химии не должно быть односторонним, в этом процессе должны принимать участие все те, кто состоит в педагогическом сообществе. Только взаимодействие и взаимопонимание приведет к желаемому результату.
Важнейшая черта модульно-компетентностного в обучении химии увязана с актуальной задачей современного времени – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.
Литература
Закон об образовании РФот 01.12.2007
Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии Текст. / К.А. Абульханова // Психология: журн. Высш. шк. экономики. -2005. Т.2, №4. - С.3-21.
Ахметов М. А. Контрольно-измерительные материалы по химии за курс основной школы (стандарт основного общего образования 2004), Ульяновск: УИПКПРО, 2004 – 63 с.
Бархатова, Е. Технология блочно-модульного обучения как средство перехода на альтернативную форму обучения Текст.: [химия в сред, шк.] / Е. Бархатова // Педагогическая техника: Секреты пед. мастерства. 2006. — №2.-С. 32-39.
Бобрышов, C.B. Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания Текст.: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / C.B. Бобрышов; Росс. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2007. 44 с.
Богданова Н.Н., Мещерякова Л.М. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 10-11класс, под ред. Оржековского П.А., Татура А.О. – М.: Интеллект-Центр, 2005
Воронина, М.Г. Блочно-модульная педагогическая технология обучения в учреждениях начального профессионального образования Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Воронина Марина Григорьевна. М., 2002.-248 с.
Галочкин А.И., Базарнов Н.Г., Маркин В.И., Касько Н.С. ... Структура и содержание модульных программ по курсу «Органическая химия». Барнаул, 2004.
Каверина А.А., Снастина М.Г., Богданова Н.Н. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1,2.– М.: Вентана-Граф, 2006.
Каверина А.А., Снастина М.Г., Богданова Н.Н.. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1,2.– М.: Вентана-Граф, 2006.
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
Сажнева Т.В. Пути повышения качества химического образования.- МОУ Методический центр образования г. Ростов-на-Дону, 2006.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий Текст.: в 2 т./ Г.К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий: Нар. образование, 2006.Т. 1.-816 с.-ISBN 5-87953-211-9.
Снастина М.Г., Богданова Н.Н. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3,4,5. /– М.: Вентана-Граф, 2007.
Снастина М.Г., Богданова Н.Н. Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3,4,5.– М.: Вентана-Граф, 2007.
Соколов В.С. Оценка качества подготовки специалистов в российской высшей школе// Педагогика, 2006, № 6, с.3
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе:Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001.- 352 с.
Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.- 2003.-№2 – С.58-64.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия, 2006. – 384 с.
Приложение №1
Проверочная работа по теме: «Основные классы неорганических соединений»
Вариант 1. (Включает задания репродуктивного уровня).
Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:
3. (3 балла) Укажите функциональную группу карбоновых кислот
а) ОН
б) СООН
в) СОН
г) NН2
4. (3 балла) Укажите название соединения CH3OH
а) крахмал
б) муравьиная кислота
в) метанол
г) этаналь
5. (3 балла) Укажите изомер пентанола-1.
а) пентанол-2
б) пентан
в) пентановая кислота
г) пентен-2
6. (3 балла) Вещество, для которого характерна реакция «серебряного зеркала»
а) метанол
б) крахмал
в) метаналь
г) метиловый эфир уксусной кислоты
7. (3 балла) Вещество Х в цепочке превращений относится к классу
С2Н4 → C2H5ОH→ X → CH3СООH-относится к классу:
а) карбоновых кислот
б) сложных эфиров
в) альдегидов
г) спиртов
8. (3 балла) Качественная реакция на фенол – это реакция с
а) гидроксидом меди
б) раствором йода
в) нитратом серебра
г) хлоридом железа (III)
9. (3 балла) Природным полимером является
а) целлюлоза
б) пропаналь
в) глюкоза
г) бутанол
10. (3 балла) При сгорании 2,3г органического вещества образуется 4,4г оксида углерода (IV) и 27г воды. Относительная плотность газа по кислороду равна 1,44. Молекулярная формула данного вещества:
а) С2Н4О
б) С2Н4О2
в) С3Н8О
г) С2Н6О
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11 (10 баллов) Дана генетическая цепочка:
Этанол — этаналь — уксусная кислота — этилацетат.
Записать уравнения реакций превращения веществ, указать условия их протекания и названия веществ.
12.(10 баллов) Неприятный запах горелого масла и любых перегретых жиров объясняется образованием акролеина, который является продуктом дегидратации глицерина. Какие реакции, протекающие при жарке пищи, приводят к образованию акролеина из жиров?
13. (10 баллов) Решите задачу. Образец предельной одноосновной органической кислоты массой 3,7 г нейтрализовали водным раствором гидрокарбоната натрия. При пропускании выделившегося газа через известковую воду было получено 5,0 г осадка. Какая кислота была взята и каков объём выделившегося газа
2.Какие углеводы называются полисахаридами? Приведите примеры.
3.Как углеводы образуются в природе?
4.Какова роль глюкозы в жизненных процессах животных и человека?
III уровень (на «5»)
1.Запишите формулу α – формы глюкозы.
2.Поясните: почему организм человека не способен переваривать целлюлозу?
3.Как влияет строение крахмала на его свойства?
4.В какой форме молекула глюкозы может принимать участие в реакции гидрирования?
Этап«Творческое задание»
I уровень (на «3»)
Раздобыв на кухне у мамы немного белого порошка, школьник принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Учитель исследовал данный порошок, и когда он прилил к нему раствор йода, порошок окрасился в синий цвет. Что это за вещество?
II уровень (на «4»)
Хозяйка забыла поставить банку с вареньем в прохладное место. Постояв неделю в тёплом месте, в ней стали выделяться какие-то пузырьки. Произошла химическая реакция. Напишите уравнение реакции, как она называется?
III уровень (на «5»)
Опоздав на занятие химического кружка, на котором получали окрашенные осадки, ученик успел записать только одну формулу правой части уравнения. Помогите ему восстановить уравнение реакции полностью:
…+… → …+ Cu2O +…
Этап« Расчётная задача»
I уровень (на «3»)
Рассчитайте массовую долю углерода в глюкозе.
II уровень (на «4»)
При молочнокислом брожении 144 кг глюкозы получили 120 кг молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от теоретически возможного?
III уровень (на «5»)
Сколько глюкозы (в мг) можно окислить аммиачным раствором оксида серебра, если он содержит: 20,88 мг Ag2O?
2.Какие углеводы называются моносахаридами? Приведите примеры.
3.Где глюкоза содержится в организме человека?
4.Можно ли считать линейную и циклическую формы глюкозы изомерами? Ответ объясните.
III уровень (на «5»)
1. Запишите формулу β – формы глюкозы.
2. Поясните сущность процесса фотосинтеза.
3. Как влияет строение целлюлозы на её свойства?
4. Какие особенности строения молекулы фруктозы позволяют назвать её кетоноспиртом?
Этап«Творческое задание»
I уровень (на «3»)
В одной из контрольных лабораторий проверяли образец колбасы на содержание в ней крахмала. Для этого её обработали раствором иодида калия. Отсутствие окрашивания позволило «экспертам» сделать вывод об отсутствии крахмала во взятой колбасе. А что думаете по этому поводу вы?
II уровень (на «4»)
Вернувшись из магазина, хозяйка по ошибке поставила пакет с молоком в шкаф с продуктами. Через несколько дней обнаружила свою оплошность. Что произошло с молоком? Объясните и запишите уравнение реакции.
III уровень (на «5»)
Решив исследовать, в какие реакции может вступать глюкоза, ученик прилил к её раствору 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра (I) и нагрел пробирку на кипящей водяной бане. На стенках пробирки он обнаружил серебряный налёт. Напишите уравнение данной реакции.
Этап« Расчётная задача»
I уровень (на «3»)
Рассчитайте массовую долю водорода в глюкозе.
II уровень (на «4»)
Из 200 кг древесных опилок, массовая доля целлюлозы в которых равна 60%, было получено 72 кг глюкозы в результате гидролиза. Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?
III уровень (на «5») Сколько глюкозы (в мг) можно окислить аммиачным раствором оксида серебра, если он содержит: 1,5 ммоль Ag2O?