Методические рекомендации для педагогов по подготовке к ЕГЭ по химии
Методические рекомендации для педагогов по подготовке к ЕГЭ по химии
Цель рекомендации - помочь в подготовке обучающихся к успешной сдаче Единого государственного экзамена по химии.
Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо:
1.Выявить число учащихся, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии.
2. Проанализировать содержание ЕГЭ по спецификации
3.Проанализировать учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты) для подготовки учащихся к ЕГЭ.
4.Выявить уровень усвоения учащимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии ЕГЭ.
5. Обеспечение целеполагания и мотивации учащихся.
5.1.Сформулировать задачи для учащихся по подготовке к ЕГЭ.
5.2. Обеспечить мотивацию деятельности учащихся.
6. Планирование деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ.
6.1.Составить календарно-тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к ЕГЭ.
6.2.Повторение материала рекомендуется осуществлять крупными тематическими блоками.
6.3. В процессе занятий рекомендуется не только повторение теоретических вопросов, но и практическая отработка материала.
6.4. При проведении занятий рекомендуется использование активных форм организации познавательной деятельности: диалоговых, групповых, практических и т.д.
7. Контроль и диагностика осуществляются на каждом занятии; по завершении повторения крупных блоков; всего учебного материала в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Свердловский областной медицинский колледж», 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рекомендации - помочь в подготовке обучающихся к успешной сдаче Единого государственного экзамена по химии.
Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо:
1.Выявить число учащихся, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии.
2. Проанализировать содержание ЕГЭ по спецификации
3.Проанализировать учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты) для подготовки учащихся к ЕГЭ.
4.Выявить уровень усвоения учащимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии ЕГЭ.
5. Обеспечение целеполагания и мотивации учащихся.
5.1.Сформулировать задачи для учащихся по подготовке к ЕГЭ.
5.2. Обеспечить мотивацию деятельности учащихся.
6. Планирование деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ.
6.1.Составить календарно-тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к ЕГЭ.
6.2.Повторение материала рекомендуется осуществлять крупными тематическими блоками.
6.3. В процессе занятий рекомендуется не только повторение теоретических вопросов, но и практическая отработка материала.
6.4. При проведении занятий рекомендуется использование активных форм организации познавательной деятельности: диалоговых, групповых, практических и т.д.
7. Контроль и диагностика осуществляются на каждом занятии; по завершении повторения крупных блоков; всего учебного материала в целом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Важнейшим умением, которое выпускнику нужно проявить на экзамене - умение организовывать свое время. Общая продолжительность работы составляет 180 минут. На каждое задание части А отводится 2-3 минуты, части В - до 5 минут, части С до 10 минут. Может возникнуть необходимость в отмене каких-либо ответов, а на это требуется определенное время. Участник экзамена не только должен решить задания, но и занести решения в чистовик, оставив время на их проверку (не менее 15 минут). Поэтому, приступая к решению теста, необходимо распределить время. Если почему-либо не удается дать ответ на вопрос задания, следует его пропустить. Потом можно будет вернуться к этому заданию и снова сделать попытку его выполнения.
Задания части А:
Например:
Раздел курса химии скорость химических реакций необходимо разобрать:
1) факторы влияющие на скорость химической реакции (концентрация, площадь поверхностного соприкосновения, катализатор, природа реагирующих веществ, температура)
2) факторы влияющие на смещение химического равновесия (давления для газообразных веществ, температура и концентрация).
Пример:
При выполнения задания с выбором ответа А обвести кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
1. Скорость реакции азота с водородом понизится при:
1) уменьшении температуры
2) увеличении концентрации азота
3) использовании катализатора
4) увеличении концентрации водорода
2. На смещение химического равновесия в системе N2+3H2↔2NH3+Q не оказывает влияния
1. понижение температуры
2. повышения давления
3. удаление аммиака из зоны риска
4. применение катализатора
3. При увеличении давления химическое равновесие не смещается в системе:
1. СО(г)+Сl2(г)=СОСl2(г)
2. СО2(г)+С(тв)=2СО(г)
3. 2СО(г)+О2(г)=2СО2(г)
4.С(тв)+О2(г)=СО2(г)
Т.к. объемы твердых соединений берутся за ноль.
При выполнении заданий части В многие выпускники невнимательно читают рекомендации перед блоками заданий. Так, ответом к заданиям части В1-В10 является набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби необходимо записывать в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Задания В1-В8 оцениваются двумя баллами. Если одна цифра в приведенной последовательности не является верной, такой ответ оценивается 1 баллом. Две неверные цифры в ответе оцениваются 0. Особенно необходим анализ приведенных данных при выполнении заданий, В 5 в которых ответы содержат массивы информации (названий веществ, формул). Если одно вещество, указанное в этом массиве, не подходит, не следует проверять (анализировать) остальные.
Пример:
1.Установите соответствие между названием вещества и формулами реагентов, с которыми оно может взаимодействовать.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ФОРМУЛЫ РЕАГЕНТОВ
А) гидроксид калия 1) CO2,Ca
Б) кислород 2) ZnO, HCl
В) хлор 3) Cl2, NaOH
Г) фосфор 4) Kl, HBr
5) H2SO4,Ag
А
Б
В
Г
2
4
4
3
2. Установите соответствие между исходными веществами и основным продуктом их взаимодействия.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) Al (OH)3+NaOH (водн.р-р) 1) NaAlO2
Б) Al(OH)3+Na2O сплавл. 2) Na3 [Al(OH)6]
В) Al(OH)3+KOH сплавл. 3) KAlO2
Г) Al(OH)3+Na2CO3сплавл. 4) K3[Al(OH)6]
А
Б
В
Г
21
1
3
1
Следует помнить, что ответом к заданиям В6-В8 является последовательность трех цифр (а не двух или четырех), которые должны быть записаны в порядке возрастания без пробелов и других символов. В том случае, если номера записаны верные, но не в порядке возрастания (например, не 246, а 426),выпускник лишится так необходимого ему балла.
Например: Ответами к заданиям (В4-В5) является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В4 Из перечисленных ниже соединений с хлороводородом взаимодействуют:
1) этан 4) аланин
2) пропен 5) муравьиная кислота
3) бензол 6) -аминопропионовая кислота
(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания)
Ответ: 246.
В5 Метаналь может реагировать
1) N2 4) C6H5CH3
2) Ag[(NH3)2]OH 5) Na
3) C6H5OH 6) H2
Ответ: 236.
(Запишите цифры в порядке возрастания)
В структуре экзаменационной работы задания с развернутым ответом самые малочисленные (их только 5 в каждом варианте работы) и относятся к заданиям высокого уровня сложности. Они ориентированы на проверку достаточно сложных элементов содержания по общей, неорганической и органической химии. Выполнение этих заданий предполагает применение знаний в новой ситуации для:
- объяснения причин многообразия веществ и химических явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением, взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязи неорганических и органических веществ; сущности и закономерности протекания всех видов окислительно-восстановительных реакций;
- проведения расчетов по уравнениям химических реакций и по определению молекулярной формулы веществ.
Содержание этих заданий во многих случаях ориентирует учащихся на использовании различных способов их выполнения. Тем самым выбранный способ выполнения задания может выступать в качестве показателя способности выпускника к осуществлению творческой учебной деятельности.
Не выходя за пределы «Обязательного минимума содержания образования по химии», задания с развернутым ответом предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух или более) элементов содержания из содержательных блоков «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». Комбинирование проверяемых элементов содержания в этих заданиях осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии прослеживалась необходимость последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий, выявления причинно-следственных связей между элементами содержания, формулирования ответа в определенной логике и с аргументацией отдельных положений. Отсюда становится очевидным, что выполнение заданий с развернутым ответом требует особого внимания к оформлению самого ответа на вопросы, сформулированные в условии.
И, наконец, важно отметить, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, последовательно строить ответ, делать выводы и заключения, приводить аргументы в пользу высказанной точки зрения и т.п.
Все перечисленные выше особенности заданий с развернутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.
В задании С1 необходимо не просто расставить коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции, но и завершить его, т.е. вставить пропущенные формулы.
Например:
1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
5P2H4 + 14HIO3 10H3PO4 + 7I2 + 2H2O
Определите окислитель и восстановитель.
2.Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
K2Cr2O7 + 14HI 2CrI3 + 3I2 +2KI+ 7H2O
Определите окислитель и восстановитель.
Особое внимание учащихся следует обратить на поведение окислителя - перманганата калия КМnО4 в различных средах. Это связано с тем, что окислительно-восстановительные реакции в КИМах встречаются не только в заданиях С1 и С2. В заданиях СЗ, представляющих цепочку превращений органических веществ нередки уравнения окисления-восстановления. В школе часто окислитель записывают над стрелкой как [О]. Требованием к выполнению таких заданий на ЕГЭ является обязательное обозначение всех исходных веществ и продуктов реакции с расстановкой необходимых коэффициентов.
Следует обратить внимание на то, что в первом случае реакция окисления пропилена перманганатом калия протекает в нейтральной среде, что не приводит к разрыву двойной связи, образуется гликоль (двухатомный спирт). Окисление же пропена сильным окислителем - перманганатом калия в кислой среде - приводит к разрыву двойной связи и образованию СО2 и уксусной кислоты.
Если в молекуле алкена атом углерода при двойной связи содержит углеводородный заместитель (например, 2-метилбутен-2), то при его окислении происходит образование кетона.
Расчетные задачи С4 предполагают проверку умения выпускников решать задачи, в которых одно из исходных веществ дано в избытке. При определении избытка исходного вещества необходимо обратить внимание на стехиометрические коэффициенты и учесть их при определении того вещества, которое находится в избытке. Расчет массовой доли вещества в растворе после реакции рационально проводить с использованием закона сохранения массы: масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ после реакции. При этом следует учитывать, что продукты реакции могут покидать сферу реакции в виде осадка или газа.
Пример:
1. На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20 % раствора гидроксида калия (плотность 1,20 г/мл). Рассчитайте массу уксусной кислоты и ее массовую долю в исходной смеси кислот.
Задание С5 предполагает проверку знания выпускниками общих формул классов органических соединений, умение записывать уравнения реакций в общем виде и производить расчеты, связанные с определением молекулярной формулы. Большое количество ошибок при выполнении задач С5 связано с неверным определением общей формулы дигалогенопроизводных, галогенопроизводных углеводородов. Экзаменуемые путают реакции галогенирования и гидрогалогенирования алкенов.
Пример:
1. При взаимодействии предельного альдегида массой 5,8 г с избытком гидроксида меди (II) при нагревании образовалось 14,4 г осадка оксида меди (I). Установите молекулярную формулу альдегида.
СnH2nO+2Сu(OH)2 Cu2O+H2O+CnH2nO2 М (Cu2O)= 144 г/моль
Для отработки учебно-организационных умений рекомендуется часть самостоятельных или контрольных работ оформлять используя принцип ЕГЭ: А) задания с выбором ответа; В) набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби необходимо записывать в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами; последовательность трех цифр; С) задания с развернутым ответом.
Пример: (контрольная работа по теме «Углеводороды»
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А13) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Часть А
А1. Какие из перечисленных веществ являются гомологами метана
C2H2
C3H6
C4H10
C5H10
А2. Геометрические (цис-транс-) изомеры имеет
2-метилбутен-1
пентен-2
пропин
бутан
А3. Длина связи углерод – углерод в алканах равна
0,154 нм
0,140 нм
0,132 нм
0,120 нм
А4. Назовите соединения CH3-C(C2H5)=C(C2H5)-CH2-CH3
3-этил-4метилгексен-3
2,3-диэтилпентен-2
3-метил-4-этилгексен-3
2,3-диэтилпентен-3
А5. При взаимодействии пропилена с водой образуется
пропанол-1
пропанол-2
пропаналь
2-метилпропанол
А6. Межклассовыми изомерами являются
алканы и алкены
алкены и циклоалканы
алкадиены и алкены
алканы и алкины
А7. Является гомологом этина
C4H6
C5H10
C3H8
C2H4
А8. Реакциями замещения и присоединения соответственно являются:
CH4+Cl2 и C2H2+Cl2→
CH3COONa+HCl → и C6H6+Br2
H2SO4+Zn → и H2SO4 + CuO →
C8H18 и C2H6 + Cl2
А9. С бромной водой взаимодействует каждое из двух веществ:
этилен и бензол
бутадиен-1,3 и бутан
этан и этен
бутин-1 и пентадиен-1,3
А10. Определите вещество В в следующей цепочке превращений:
CH2-CH=CH2 A Б B.
1,2-дипромпропан
пропен
пропан
пропандиол-1,2
А11. В ходе реакции Лебедева бутадиен-1,3 получают из
этанола
этилена
бутана
бутена-1
А12. При гидратации пропина образуется
пропанол-1
пропанол-2
пропанон
пропаналь
А13. В соответствии с термохимическим уравнением реакции 2CH3OH+3O2=2CO2+4H2O+1452 кДж, при сгорании 16 г метанола выделится:
181,5 кДж
363 кДж
726 кДж
1452 кДж
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях В1 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов. (Цифры в ответе могут повторяться)
В1. Установите соответствие между структурной формулой вещества и названием его гомологического ряда
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД
а) C6H5- CH2-CH3
1. алкадиены
б) C6H5-C(CH3)2-CH2-CH3
2. алканы
в) CH2=C=CH-CH3
3. арены
г) CH3-CC-CH3
4. алкены
5. алкины
А
Б
В
Г
Ответом к заданиям В2-В4 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти выбранные цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В2. Для пропена характерны:
наличие в молекуле сопряженной электронной системы
sp2-гибридизация всех атомов углерода
реакция замещения
обесцвечивания раствора MnO4
горючесть
хорошая растворимость в воде
Ответ: ______________________
В3. Толуол вступает в реакцию с
аммиаком
хлороводородом
хлором при освещении
аммиачным раствором оксида серебра
хлором в присутствии катализатора AlCl3
хлорэтаном в присутствии катализатора AlCl3
Ответ:________________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
В4. И для этилена, и для ацетилена характерны:
взаимодействие с оксидом меди (II)
наличие σ и π-связей в молекулах
sp2- гибридизации атомов углерода в молекуле
реакция гидрирования
горение на воздухе
реакции замещения
Ответ:____________________________
(Запишите выбранные цифры в порядке возрастания).
Часть С
С1. При сжигании газообразного углеводорода с плотностью по кислороду 1,312 получено 16,8 л углекислого газа и 13,5 г воды.
Определите молекулярную формулу углеводорода.
С2. Осуществите превращения:
CaC2 →C2H2 →C2H3Br→C2H4Br2 →C2H2 →CH3-CH = O.
C3. Для нитрования 18,4 г толуола взято 50 г раствора азотной кислоты, содержащего 94,6% (по массе) кислоты. Определите массу полученного тринитротолуола, если выход продукта реакции составляет 75% от теоретически.
Пример:
Контрольная работа «Неметаллы» 11 класс
Задания уровня А
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня А (часть 1) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа
А1
Электронная конфигурация 1s22s22p2 соответствует частице
O2-
O2+
C2+
C2-
А2
В ряду элементов азот кислород фтор увеличивается
1) атомный радиус
2) число неспаренных электронов в атоме
3) число s-электронов в атоме
4) электроотрицательность
А3
Степень окисления серы в соединении FeSO3 равна
-1
+2
0
+4
А4
Какой из перечисленных металлов не реагирует с концентрированной серной кислотой?
медь
цинк
кальций
железо
А5
В какой из приведенных пар оба вещества реагируют с разбавленной серной кислотой?
сера и оксид серы (IV)
медь и гидроксид меди
оксид меди (II) и хлорид меди (II)
оксид меди (II) и гидроксид бария
А6
В качестве реагента на сульфат-ион можно использовать раствор, содержащий катионы
Ba2+
H+
Cu2+
Fe2+
А7
Cтепень окисления азота может быть равна
+1
- 4
+6
+7
А8
Сравните устойчивость водородных соединений азота и фосфора
Водородное соединение азота более устойчиво
Водородное соединение азота менее устойчиво
оба соединения неустойчивы
оба соединения одинаково устойчивы
А9
Верны ли следующие суждения о сере?
А. Сера легко взаимодействует с хлором и фтором
Б. Продукт взаимодействия кислорода и серы имеет формулу SO2
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А10
Кристаллическую структуру, подобную структуре алмаза, имеет
кремнезем SiO2
оксид натрия Na2O
оксид углерода (II) СО
белый фосфор Р4
А11
Верны ли следующие суждения о серной кислоте?
А. Концентрированная серная кислота относится к водоотнимающим реагентам.
Б. Разбавленная серная кислота растворяет медь, но не растворяет серебро.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
А12
Общим свойством азота и кислорода является:
легкость взаимодействия с фтором
образование молекулярной кристаллической решетки в твердом состоянии
высокие температуры плавления и кипения
проявление высшей валентности, равной номеру группы
А13
Азотная кислота
1) относится к довольно слабым электролитам
2) разлагается при хранении и при нагревании
3) не растворяет металлическую медь
4) получается в промышленности из нитратов
А14
При взаимодействии 40 л кислорода и 40 л водорода останется в избытке
20 л водорода
10 л водорода
10 л кислорода
20 л кислорода
А15
В системе SO2 (газ) + Cl2 (газ) SO2Cl2(газ) +Q смещение равновесия в сторону продукта реакции будет происходить при