Методическая разработка по теме "Классы соединений в уравнениях химических реакций" для суворовцев 8 - 9 классов
Методическая разработка по теме "Классы соединений в уравнениях химических реакций" для суворовцев 8 - 9 классов
Данная методическая разработка написана в помощь учащимся 8 - 9 классов при изучении основного курса химии, но к ней могут обращаться суворовцы и более старшего возраста, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Здесь кратко систематизирован и обобщён материал по классам неорганических соединений, но основная часть материала направлена на самостоятельное изучение. Для этой цели здесь содержится комплекс упражнений и тестов на каждый класс неорганических соединений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
преподавателя отдельной дисциплины (химия, биология)
Суриковой Ольги Викторовны
пгт Звёздный
2017
Пояснительная записка
Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Школьный курс химии – это основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; развитие их интеллектуальных и творческих способностей; привитие ценностных ориентаций и подготовку к жизни в условиях современного общества.
Большую роль химия играет и в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества.
Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, правильного поведения в окружающей среде.
Курс неорганической химии невозможно успешно усвоить без фундаментальных знаний по классам неорганических соединений.
Цельметодической разработки заключается в изучении и закреплений знаний о классах неорганических соединений.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
способствовать формированию знаний о химической формуле вещества;
дать представление о классах неорганических соединений;
сформировать знания о правилах номенклатуры классов неорганических соединений и их классификации;
познакомить с типичными свойствами оксидов, оснований, кислот и средних солей;
показать генетическую связь между классами неорганических веществ;
закрепить алгоритм составления уравнений химических реакций;
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность и ответственность;
Развивающие:
развивать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;
способствовать развитию логического и самостоятельного мышления; коммуникативных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
Данная методическая разработка написана в помощь учащимся 8-9 классов при изучении основного курса химии, но к ней могут обращаться суворовцы и более старшего возраста, а также при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Здесь кратко систематизирован и обобщён материал по классам неорганических соединений, но основная часть материала при этом направлена на самостоятельное закрепление. Для этой цели здесь содержится комплекс упражнений и тестов на каждый класс неорганических соединений.
I.Оксиды
Все сложные вещества делятся на классы: оксиды, основания, кислоты и соли.
Оксиды – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов кислорода в степени окисления -2 и другого элемента (металла или неметалла).
Общая формула оксидов: ЭхОy, где Э – символ элемента, который образует оксид.
Если степень окисления кислотообразующего элемента в кислоте максимальная, то пишут суффикс «н» или «ов» (ев). Если степень окисления кислотообразующего элемента в кислоте меньше максимальной, то пишут суффикс «ист».
4. Какие кислоты называются одноосновными, двухосновными, трехосновными?
5. С чем взаимодействуют кислоты?
6. Как можно получить кислоты?
Выполните упражнения
I. Назовите кислоты: HClO4, H2S, H2CO3, H2SO4, HNO3, HI, HNO2,
H2SiO3, HBr, HMnO4, H2CrO4, HF, H3PO4, HCl.
Классифицируйте их, заполнив следующую таблицу:
Бескислородные
кислоты
Кислородсодержащие
кислоты
Одноосновные кислоты
Двухосновные кислоты
Трехосновные кислоты
II. Напишите формулы кислот, которые соответствуют следующим оксидам:
N2O5, SO2, SO3, Cl2O7, N2O3, CO2, Mn2O7.
Образец выполнения упражнения: P2O5 H3PO4.
III. Допишите уравнения реакций:
1. H2O + CO2 = 2. Fe(OH)3 + H2SO4 =
3. H2O + CrO3 = 4. Cu(OH)2 + HCl =
5. H2O + N2O3 = 6. KOH + H3PO4 =
7. H2O + Cl2O7 = 8. Fe + HCl =
9. H2O + Mn2O7 = 10. KNO2 + H2SO4 =
11. H2O + P2O5 = 12. BaCl2 + H2SO4 =
13. Na2O + HCl = 14. AgNO3 + HCl =
15. Al2O3 + H2SO4 = 16. ZnCl2 + H3PO4 =
17. ZnO + HNO3 = 18. CaCO3 + HCl =
19. Fe2O3 + H2SO4 = 20. Na2SiO3 + H2SO4 =
IV. Составьте уравнения реакций:
1. Оксид алюминия + азотная кислота =
2. Оксид железа (II) + хлороводородная кислота =
3. Оксид меди (II) + серная кислота =
4. Оксид углерода (IV) + вода =
5. Оксид азота (V) + вода =
6. Оксид хлора (VII) + вода =
7. Оксид серы (IV) + вода =
8. Оксид серы (IV) + гидроксид натрия =
9. Гидроксид бария + хлороводородная кислота =
10. Гидроксид кальция + азотная кислота =
11. Гидроксид калия + сероводородная кислота =
12. Гидроксид натрия + иодоводородная кислота =
13. Железо + серная кислота =
14. Магний + хлороводородная кислота =
15. Цинк + серная кислота =
16. Хлороводородная кислота + AgNO3 =
17. Серная кислота + BaCl2 =
18. Хлороводородная кислота + CaCO3 =
19. Серная кислота + CaCl2 =
20. Бромоводородная кислота + AgNO3 =
21. Сероводородная кислота + CuSO4 =
22. Фосфорная кислота + AlCl3 =
23. Хлороводородная кислота + Na2SiO3 =
24. Сероводородная кислота + Zn(NO3)2 =
25. Йодоводородная кислота + AgNO3 =
V. Напишите уравнения реакций, которые характеризуют химические
свойства:
Хлороводородной кислоты.
Фосфорной кислоты.
Серной кислоты.
Азотной кислоты.
Йодоводородной кислоты.
Выполните тест
1. Какая из кислот является кислородсодержащей:
а) хлороводородная кислота;
б) сероводородная кислота;
в) азотная кислота;
г) йодоводородная кислота?
2. Чему равна степень окисления фосфора в кислоте H3PO4:
а) +5; б) +3; в) +2; г) +4?
3. Кислотный остаток кремниевой кислоты:
а) PO43-; б) SiO32-; в) NO3-; г) Cl-?
4. С чем реагирует хлороводородная кислота:
а) H2SO4; б) SiO2; в) KCl; г) AgNO3?
5. С чем реагирует сероводородная кислота:
а) K2SO4; б) HBr; в) Pb(NO3)2; г) HCl?
6. С какими веществами взаимодействует азотная кислота:
а) SO3 и KOH; б) NaOH и K2CO3;
в) CO2 и H2SO3; г) NaCl и CuO?
IV.Амфотерные оксиды и гидроксиды
Амфотерные оксиды – это оксиды, которые проявляют химические свойства как основных, так и кислотных оксидов. Все амфотерные оксиды являются оксидами металлов.
1. Что такое амфотерные оксиды? Какие оксиды являются амфотерными?
2. Что соответствует амфотерным оксидам?
3. В реакциях с какими веществами амфотерные оксиды проявляют:
а) основные свойства; б) кислотные свойства?
4. Что такое амфотерные гидроксиды?
5. Как можно записывать формулы амфотерных гидроксидов?
6. В реакциях с какими веществами амфотерные гидроксиды проявляют:
а) свойства оснований; б) свойства кислот?
Выполните упражнения
I. Напишите схему амфотерности: BeO, PbO, Fe2O3, Cr2O3, PbO2, MnO2.
Образец выполнения упражнения:
SnO Sn(OH)2 H2SnO2
оксид гидроксид кислота
II. Допишите уравнения реакций:
1. BeO + H2SO4 = 2. Cr(OH)3 + H2SO4 =
3. BeO + NaOH = 4. Cr(OH)3 + NaOH =
5. Sn(OH)2 + HCI = 6. PbO2 + HCl =
7. Sn(OH)2 + KOH = 8. PbO2 + KOH =
9. Fe2O3 + HNO3 = 10. MnO2 + H2SO4 =
11. Fe2O3 + NaOH = 12. MnO2 + NaOH =
III. Напишите уравнения реакций, которые характеризуют химические
cвойства:
Оксида хрома (III);
Оксида олова (II);
Гидроксида бериллия;
Гидроксида олова (IV).
V. Соли
Соли – это продукты замещения атомов водорода в молекулах кислот атомами металлов или продукты замещения гидроксидных групп в молекулах оснований кислотными остатками.
Соли делятся на три типа: средние, кислые, основные.
Средние соли
Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в молекулах кислот атомами металла или ОН- групп в молекулах оснований кислотными остатками.
Средние соли – это сложные вещества, молекулы которых состоят только из атомов металла и кислотных остатков.
Названия средних солей
Если металл имеет постоянную степень окисления:
Например: K3PO4 – фосфат калия
CaCO3 – карбонат кальция
Если металл имеет переменную степень окисления:
Например: Fe2(SO4)3 - сульфат железа (III)
FeSO4 - сульфат железа (II)
Кислые соли
Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах многоосновных кислот атомами металла.
H3PO4 + 2 NaOH = Na2HPO4 + 2 H2O
H3PO4 + NaOH = NaH2PO4 + H2O
Кислыми солями называются соли, в молекулах которых, кроме атомов металла и кислотного остатка, содержатся атомы водорода.
Названия кислых солей
Например: K2HPO4 – гидрофосфат калия
KH2PO4 – дигидрофосфат калия
NaHCO3 – гидрокарбонат натрия
KHSO3 – гидросульфит калия
Основные соли
Основные соли – это продукты неполного замещения - групп в молекулах многокислотных оснований кислотными остатками.
Al(OH)3 + 2 HCl = AlOHCl2 + 2 H2O
Al(OH)3 + HCl = Al(OH)2Cl + H2O
Основными солями называются соли, в молекулах которых кроме атомов металла и кислотного остатка содержатся группы.
Названия основных солей
Например: AlOHCl2 – хлорид гидроксоалюминия
Al(OH)2Cl – хлорид дигидроксоалюминия
(CuOH)2SO4– сульфат гидроксомеди (II)
Fe(OH)2NO3 – нитрат дигидроксожелеза (III).
Способы получения солей
1. Взаимодействие основания с кислотой (реакция нейтрализации):
KOH + HCl = KCl + H2O
2. Взаимодействие основного оксида с кислотой:
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
3. Взаимодействие кислоты с солью:
H2S + CuCl2 = CuS + 2 HCl
p н
4. Взаимодействие соли с солью:
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2 NaCl
р р н
5. Взаимодействие основания с кислотным оксидом:
Сa(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
р н
6. Взаимодействие основания с солью:
3 KOH + FeCl3 = 3 KCl + Fe(OH)3
р р н
7. Взаимодействие основного оксида с кислотным оксидом:
СaO + CO2 = CaCO3
н
8. Взаимодействие металлов с неметаллами:
2 K + Cl2 = 2 KCl
9. Взаимодействие металла с кислотой:
2 Al + 6 HCl = 2 AlCl3 + 3 H2
10. Взаимодействие металла с раствором соли:
Cu + Hg(NO3)2 = Hg + Cu(NO3)2
р
Химические свойства солей
1. Растворимые и нерастворимые соли взаимодействуют с кислотами с обра-
зованием новой соли и новой кислоты:
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2 HCl
р н
СaСO3 + 2 HCl = CaCl2 + H2O + CO2
н
2. Растворимые соли взаимодействуют со щелочами с образованием новой соли
и нового основания:
CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
р н
3. Растворимые соли взаимодействуют с растворимыми солями с образованием
двух новых солей:
CaCl2 + Na2CO3 = 2 NaCl + CaCO3
р р р н
4. Растворимые соли взаимодействуют с металлами:
Каждый металл может вытеснять из растворов солей все металлы, стоящие в ряду напряжений после него: