Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Колледж «Подмосковье»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации, планированию и подготовке самостоятельной работы
по учебной дисциплине «Химия»
специальность 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
Солнечногорск, 2016 г.
Учебно-методические рекомендации по организации, планированию и подготовке самостоятельной работы по учебной дисциплине «Химия»
специальность 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
В учебно-методических рекомендациях представлены виды аудиторной и внеаудиторной работы. Представлены рекомендации по их реализации. Определены критерии оценивания для каждого вида самостоятельной работы. Представлена примерная тематика различных видов самостоятельной работы.
Учебно-методические рекомендации предлагаются для обучающихся и преподавателей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
4
1. Цель и задачи учебной дисциплины
5
2. Содержание учебной дисциплины
7
3. Виды самостоятельной работы по темам учебной дисциплины
13
4. Рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы
16
4.1 Рекомендации по подготовке, написанию и оцениванию опорного конспекта как вида самостоятельной работы
4.2 Рекомендации по подготовке к практической работе как вида самостоятельной работы
16
19
Приложения
Приложение А
Тематика опорных конспектов
20
Приложение Б
Тематикапрактических работ
21
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная подготовка компетентных работников и специалистов осуществляется благодаря сочетанию теоретического и практического компонентов, связующим звеном между которыми является самостоятельная работа. Самостоятельная работа направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и формирование общих и профессиональных компетенций. Её реализация осуществляется на всех этапах обучения, поэтому она может быть как аудиторной так и внеаудиторной.
Аудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение заданий непосредственно во время занятий, а внеаудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение заданий преподавателя обучающимися во внеаудиторное время, но без непосредственного участия преподавателя.
Разнообразие видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы позволяет расширить спектр заданий процесса профессиональной подготовки.
Аудиторная самостоятельная работа в колледже представлена такими видами как конспектирование учебного материала; работа с учебниками, пособиями, справочной литературой, материалами из Интернета; графическое представление учебного материала в форме технологических или инструктивных карт, графиков, схем.
Внеаудиторная самостоятельная работа может быть представлена такими видами как работа с учебной и дополнительной литературой, предлагаемой преподавателем, подготовка реферата (доклада, презентации) по дисциплине, выполнение комплексного домашнего задания, подготовка эссе, решение отдельных задач, выполнение графических заданий, подготовка к лабораторно-практическим работам, подготовка к проведению контрольных мероприятий, выполнение курсовых работ.
В учебно-методических рекомендациях раскрываются особенности организации, планирования и подготовки различных видов самостоятельной работы.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
Цель учебной дисциплины : В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан , этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Задачи учебной дисциплины : В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ темы
Название темы
Цель изучения
Раздел 1.
Общая и неорганическая химия
1.1.
Основные понятия и законы химии
Знать: важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, химическая формула, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, основные законы химии: сохранения массы веществ, Закон Авогадро и следствия их него.
1.2
Классификация неорганических веществ
Знать: классификацию неорганических веществ, формулы расчета массы и количества вещества.
Уметь: называть изученные вещества, определять класс веществ, рассчитывать молярную массу, массу и количества вещества.
1.3.
Периодический закон и система Д.И. Менделеева. Химическая связь.
Знать: формулировки Периодического закона Д.И. Менделеева, изучение ПС Д.И. Менделеева, структуру периодической таблицы.
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
4.1. Рекомендации по подготовке, написанию и оцениванию опорного конспекта как вида самостоятельной работы
Опорный конспект - это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию.
Подготовка и написание опорного конспекта
Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;
Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;
Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;
Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;
Объединить сигналы в блоки;
Обособить блоки контурами и графически отобразить связи между ними;
Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).
Основные требования к форме записи опорного конспекта:
1. Лаконичность. Опорный конспект должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за 4 – 5 минут. По объему он должен составлять примерно один полный лист.
2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или блоками.
3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла опорного конспекта главную идею его выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали).
4. Унификация. При составлении опорного конспекта используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета.
5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с
остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
6. Оригинальность. Опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше охраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным.
7. Взаимосвязь. Текст опорного конспекта должен быть взаимосвязан.
Сегодня наработано достаточно много видов и форм опорных сигналов. Среди них можно выделить: опорные сигналы-схемы.
Например: тема опорного конспекта «Применение этанола». Основным элементом в центре и будет название опорного конспекта, от которого исходят его составные части, т. е. области применения (медицина, фармацевтическая промышленность, химическая промышленность и т.д. ) с указанием примеров.
Оценивание опорного конспекта. Оцениваетсясамостоятельная работа по подготовке и представлению опорного конспекта в пределах 3-5 баллов.
5 баллов – четко определена структура опорного конспекта, отсутствует лишняя информация, которая «перегружает» его, выбран рациональный способ представления информации и оформления , учтены требования к оформлению;
4 балла – четко определена структура опорного конспекта, однако присутствует лишняя информация; выбран рациональный способ представления информации, учитывающий психологическое воздействие сочетания цвета фона, цвета текста, эффектов на обучаемых;
3 балла – отсутствует четкость в структуре опорного конспекта, он перегружен информацией, для которой не выбран способ ее представления, нарушены требования к оформлению ;
2 балла – опорный конспект не соответствует заявленной теме, выполнен с нарушением всех правил подготовки.
Тематикаопорных конспектов по дисциплине и список рекомендуемой литературы представлены в приложении А.
4.2 Рекомендации по подготовке к практической работе как вида самостоятельной работы
При подготовке к практической работе следует внимательно проработать лекционный материал соответствующий тематике практической работы, при необходимости обратиться с основной и/или дополнительной литературе. При повторении теоретической части обратить внимание на термины, определения, выводы, законы, следствия, классификацию и т.д. Затем проработать рассмотренные в аудитории примеры решения заданий и закрепить алгоритм решения задания:
– знакомство с условием задания;
– определение способа решения задания;
– краткая запись условия и расчетных формул;
– составление уравнений реакций , формул;
– подстановка числовых значений в формулу;
– формулировка выводов, ответа.
Тематикапрактических работ по дисциплине и список рекомендуемой литературыпредставлены в приложении Б.
Приложение А
Тематика опорных конспектов
Тема учебной дисциплины
Тематика опорных конспектов
Тема 2.5 Алкены: гомологический ряд, номенклатура
Применение этилена
Тема. 2.11 Спирты
Применение этанола
Тема 2.17 Карбоновые кислоты: понятие и номенклатура
Органические кислоты в природе
Тема 2.20 Состав СМС
Состав бытового моющего средства
Литература
Основные источники
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 5 – е издание, - М.: Дрофа, 2014.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 5 – е издание, - М.: Дрофа, 2014.
Дополнительные
источники:
Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб.пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.