Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»
Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность. Любой педагог может использовать её в своей работе вне зависимости от специфики преподаваемого предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 619
Калининского района Санкт-Петербурга
Mетодическая разработка мастер-класса
«Применение активных методов обучения
на уроках химии»
Выполнила: Нечаева Марина Анатольевна
учитель химии Школы № 619
г. Санкт-Петербург
2012
«Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности»
В.А. Сухомлинский
Аннотация
Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование методов, направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Актуальность методической разработки в демонстрации активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся универсальных учебных действий, т.е. «умения учиться».
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог может использовать ее при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмета, так как демонстрируемые активные методы обучения (далее, АМО) универсальны и легко применимы на любом учебном предмете и во внеурочной деятельности. Следовательно, инновационным аспектом разработки является обучение педагогов АМО и представление авторской матрицы АМО для ее практического применения.
Список литературы ...............................................................................................................19
Введение
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования обусловило необходимость активизации таких методов преподавания, при которых процесс обучения и воспитания из системы усвоения и репродуктивного воспроизведения знаний, умений, навыков перестраивается в организацию педагогических условий и способов учебной деятельности обучающихся, в целях их успешной социализации.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО).
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.
Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи:
Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе.
Обеспечить формирование предметных и метапредметных, компетенций учащихся.
1.1. Цели и задачи мастер-класса
Целью мастер-класса является демонстрация активных методов обучения на примере урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
Для достижения этой цели участникам мастер-класса необходимо представить:
Классификацию активных методов обучения и их характеристику.
Формы организации учебной деятельности.
Матрицу АМО для составления технологической карты урока.
Условия эффективности использования активных методов обучения.
Технологическую карту урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
1.2. Классификация активных методов обучения
Характеристика некоторых методов активного обучения:
•Проблемное обучение – основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
•Решение ситуационных задач – это элемент активного обучения. Ситуационные задачи помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.
• Анализ конкретных ситуаций - метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определенные решения.
• Учебная дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
• Исследовательский метод - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
• Ролевая игра - при наименьших затратах труда и времени обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью. Ролевые игры погружают обучающихся в модель близкой к жизненной ситуации.
1.3. Формы организации учебной деятельности
1.4. Матрица АМО для составления технологической карты урока
№
Универсальная структура урока
Активные методы обучения
Ориентировочно-мотивационный блок
1
Организационный момент
2
Мотивация
Эвристическая беседа, мотивационный ролик
3
Совместное целеполагание
Проблемное обучение, учебная дискуссия
4
Проверка домашнего задания
Анализ конкретных ситуаций
5
Актуализация субъективного опыта обучающихся
Выполнение индивидуальных заданий (практика)
Операционно-познавательный блок
6
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»; научить расчетам относительной молекулярной массы вещества.
Задачи урока:
Актуализировать знания учащихся с помощью элементов игровой технологии.
Способствовать формированию мотивации изучения новой темы через создание проблемной ситуации.
Организовать изучение нового учебного материала с помощью активных методов обучения, в том числе исследовательской деятельности учащихся.
Организовать в течение всего урока взаимопроверку и самооценку деятельности учащихся.
Провести рефлексию учебной деятельности на уроке.
Ожидаемые результаты
Личностные
Учащиеся:
- демонстрируют интерес к изучению темы;
- осознают, какое значение имеет для них тема урока.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся:
- умеют составлять план и определять последовательность действий;
- умеют контролировать правильность своих действий;
- умеют давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.
Познавательные
Учащиеся:
- умеют принимать цель учебной деятельности и осуществлять поиск средств ее выполнения;
- умеют использовать знаково-символические средства представления информации;
I этап: Повторение символов химических элементов и их названий
«Стихотворный химический диктант»
- Из химических элементов образовано все, что нас окружает, и, конечно же, сам человек. Чтобы изучить свойства веществ и превращения одних веществ в другие, необходимо знать химический язык, химический алфавит. Знаки химических элементов – это буквы химического алфавита.
- Проверим ваши знания химических элементов с помощью стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева» и других поэтических строк.
Учитель читает:
«Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Будь то вода, что поле оросила,
Будь это магний, медь или гранит –
Всю страшную космическую силу,
Закованную в атомы хранит».
В чем горят дрова и газ,
фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ……
(учащиеся: «кислорода»)
Его формула – О2,
Окисляет вещества,
Кальций, серу, углерод –
Вот какой он – кислород!
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо,серебро….
Дал нам космос на добро.
Злато, олово, свинец….
Сын мой, сера – их отец.
И еще ты должен знать
Всем им ртуть родная – мать.
Один учащийся записывает знаки химических элементов, о которых идет речь в стихотворении, на оборотной стороне доски, остальные учащиеся - в рабочих тетрадях.
В результате выборочного диктанта у учащихся на доске и в тетрадях должна получиться запись:
Fe, Ag, Sb, Br, Mg, Cu, P, H, O, Ca, S, C, Au, Sn, Pb, Hg
Учащиеся проверяют свою химическую грамотность по записи, которая появилась на доске и выставляют отметку в тетрадях на полях (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»).
Учащийся у доски получает задание: показывая указкой на знак химического элемента – дать название элементу. Остальные учащиеся проверяют себя.
II этап – Введение новых понятий через создание проблемной ситуации (работа в «исследовательской лаборатории»)
1. Работа по созданию первой модели
- Чем отличаются друг от друга атомы разных видов?
- В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода, больших по размеру – красного цвета.
- Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его получения.
- Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом. Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода.
Зная это, создайте модель молекулы кислорода.
- Давайте запишем химическую формулу кислорода.
2. Работа по созданию второй модели
- А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (H2O).
Запишем химическую формулу воды.
- Попробуйте объяснить, что обозначает индекс?
O2 ; H2O
индекс
- Поместите на поднос отдельно существующие атомы:
- три атома водорода (3H)
- четыре атома кислорода (4O)
- Что в данном случае обозначает коэффициент?
3H ; 4O
коэффициент
- А теперь прошу вас создать еще одну модель молекул воды.
- Сколько молекул воды находится на вашем подносе?
- Как это записать?
- Что в данном случае обозначает коэффициент?
- Значит, 3H ; 2H2O
коэффициент
может обозначать или количество одиночных атомов, или количество молекул.
- Итак, выражение состава вещества при помощи химических знаков называется химической формулой.
- О чем может рассказать химическая формула?
На интерактивной доске появляются разные формулы веществ:
H2O, O2, HCl, Сl2
- На какие 2 группы можно разделить предложенные формулы, исходя из состава веществ?
- Дайте определение простых и сложных веществ.
- На интерактивной доске вы видите химические формулы веществ, назовите формулы простых веществ:
HNO3, H2, S, CaCO3
- Почему они относятся к простым веществам?
- Сейчас из предложенного ряда формул назовите формулы сложных веществ H2SO4, P, AlCl3, Ca
- Почему эти вещества являются сложными?
- Они отличаются размерами и массой.
Учащиеся работают в парах - в «Исследовательских лабораториях» (каждой паре выдан набор для составления шаростержневых моделей)
Учащиеся записывают формулу – O2
Учащиеся записывают формулу–H2O
- Индекс обозначает количество атомов, входящих в состав молекулы.
Во время работы учащихся в «исследовательских лабораториях», на интерактивной доске также появляются цветные, отдельно существующие одиночные атомы.
- Коэффициент обозначает количество одиночных, существующих отдельно друг от друга, атомов.
- Две
- 2H2O
- Количество молекул
- О том, из каких атомов состоит молекула (это качественный состав вещества) и о том, в каком количестве атомы входят в состав молекулы (это количественный состав вещества).
Учащиеся читают химическую формулу вещества и дают характеристику качественного и количественного состава данного вещества.
- Простые (O2, Сl2) и сложные (H2O, HCl).
- Простые вещества состоят из атомов одинаковых химических элементов, а сложные вещества состоят из атомов разных химических элементов.
- H2, S
Ответы учащихся
- H2SO4, AlCl3
Ответы учащихся
III этап: Первичное закрепление нового материала
Самостоятельная письменная работа
1. Что обозначают эти записи?
5Cl – H2O -
Cl2 – 3H2O -
2Cl2- 4СO2 –
2. Как обозначить:
три атома брома –
две молекулы водорода –
три молекулы метана (зная, что каждая молекула метана состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода) -
Учащиеся выполняют работу в тетрадях самостоятельно, осуществляют взаимопроверку и оценивают работу на полях.
IV этап – Введение новых практических знаний – вычисление относительной молекулярной массы вещества
На доске записаны знаки химических элементов: Ca, O, S, F
- Расположите атомы в порядке возрастания (1 вариант), в порядке убывания (2 вариант) их относительных атомных масс.
- Как можно найти массу молекулы, зная массу атомов?
- Значит, относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы, с учетом индексов при каждом атоме.
- Предлагаю вычислить Mr воды.
Учащиеся выполняют задание по вариантам, осуществляют взаимопроверку и оценивают свою работу на полях.
- Сложить относительные атомные массы и учесть количество каждого атома.
Расчеты производятся при коллективном обсуждении в группах
Mr(H2O)=2xAr(H)+Ar(O)=2x1+16=18
Проверка производится с помощью интерактивной доски.
Затем учащиеся вычисляют относительную молекулярную массу азотной кислоты (HNO3)
V этап – Первичное закрепление новых знаний
- Самостоятельно вычислите Mr двух веществ, формулы которых вы видите на интерактивной доске.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно.
Осуществляют взаимопроверку и оценивают свою работу на полях в тетради.
Таким образом, по результатам самопроверки, взаимопроверки, работы в «исследовательской лаборатории» и ответов у доски, каждый ученик получает за урок две, а многие - три оценки.
VI этап - Рефлексия
Для проведения рефлексии используется таблица «Плюс-Минус-Интересно» (проводится устно или письменно, в зависимости от наличия времени), также используется Школьная виртуальная система управления обучением: учащиеся, через мобильные телефоны, выходят на школьную систему управления обучением и проводят online – рефлексию.
Графа - «Плюс»: учащимися озвучивается информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению учащихся, могут быть им полезны для достижения каких-то целей.
Графа - «Минус»: озвучивается все, что осталось непонятным или информация, которая, по мнению учащихся, оказалась для них не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
Графа - «Интересно»: учащиеся проговаривают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
VII этап – Домашнее задание
Для выполнения домашнего задания учитель раздает учащимся индивидуальные карточки
Самоанализ урока
Урок показал, что краткая и ясная формулировка проблемного вопроса ориентировала учащихся на нахождение определенного способа работы, и была понята учащимися однозначно. В процессе урока были созданы такие условия, при которых ученик начал рефлексировать собственный процесс работы и оценивать работу других учащихся.
Урок основывался на групповой работе учащихся, в которой сталкивались их суждения по проблемному вопросу. Для того, чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим был высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации.
Методические особенности обучения на данном уроке определялись, в первую очередь, деятельностным подходом, который был организован с помощью активных методов обучения: проблемного обучения, ролевой игры, «исследовательской лаборатории», а также технологии групповой работы. С точки зрения деятельностного подхода на уроке происходила не столько передача информации, сколько процесс взаимодействия между самими учащимися и учащимися и учителем.
Анализ урока показал, что практически все участники оказались вовлеченными в процесс познания и имели возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и возможностей участия в дискуссии, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии был востребован субъективный опыт учащихся, и формировалась их личностная позиция.
Необходимо отметить, что учитель на уроке был в роли организатора, наблюдателя и консультанта.
Список литературы
Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, И. Г. Жуков; Р. Ф. Маричев. - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.
Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учебное пособие для учителей. – М, .1998.
Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М. Смолкин - М.: Высшая школа, 1991.