kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность. Любой педагог может использовать её в своей работе вне зависимости от специфики преподаваемого предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 619

Калининского района Санкт-Петербурга














Mетодическая разработка мастер-класса

«Применение активных методов обучения

на уроках химии»









Выполнила:
Нечаева Марина Анатольевна

учитель химии Школы № 619





г. Санкт-Петербург

2012


«Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности»

В.А. Сухомлинский



Аннотация

Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование методов, направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Актуальность методической разработки в демонстрации активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся универсальных учебных действий, т.е. «умения учиться».

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог может использовать ее при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмета, так как демонстрируемые активные методы обучения (далее, АМО) универсальны и легко применимы на любом учебном предмете и во внеурочной деятельности. Следовательно, инновационным аспектом разработки является обучение педагогов АМО и представление авторской матрицы АМО для ее практического применения.

















Содержание


  1. Введение ...................................................................................................................................4

    1. Цели и задачи мастер-класса ..........................................................................................5

    2. Классификация активных методов обучения и их характеристика…………………5

    3. Формы организации учебной деятельности…………………………………………..7

    4. Матрица АМО для составления технологической карты урока…………………….7

    5. Условия эффективности использования АМО.............................................................8

  2. Технологическая карта урока

    1. Название и авторы учебно-методического комплекса………………………………9

    2. Тема, цель и задачи урока ……………………………………………………………..9

    3. Ожидаемые результаты………………………………………………………………...9

    4. Тип урока, методы, технологии, формы обучения, применяемые на уроке……....10

    5. Оборудование к уроку………………………………………………………………...11

    6. Ход урока……………………………………………………………………………….11

    7. Самоанализ урока...........................................................................................................18

  3. Список литературы ...............................................................................................................19

  1. Введение

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования обусловило необходимость активизации таких методов преподавания, при которых процесс обучения и воспитания из системы усвоения и репродуктивного воспроизведения знаний, умений, навыков перестраивается в организацию педагогических условий и способов учебной деятельности обучающихся, в целях их успешной социализации.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО).

С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.

Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи:

  1. Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

  2. Формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе.

  3. Обеспечить формирование предметных и метапредметных, компетенций учащихся.

1.1. Цели и задачи мастер-класса

Целью мастер-класса является демонстрация активных методов обучения на примере урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».

Для достижения этой цели участникам мастер-класса необходимо представить:

  1. Классификацию активных методов обучения и их характеристику.

  2. Формы организации учебной деятельности.

  3. Матрицу АМО для составления технологической карты урока.

  4. Условия эффективности использования активных методов обучения.

  5. Технологическую карту урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».

1.2. Классификация активных методов обучения


Характеристика некоторых методов активного обучения:

Проблемное обучение – основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.


Решение ситуационных задач – это элемент активного обучения. Ситуационные задачи помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.


Анализ конкретных ситуаций - метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определенные решения.


Учебная дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Исследовательский метод - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Ролевая игра - при наименьших затратах труда и времени обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью. Ролевые игры погружают обучающихся в модель близкой к жизненной ситуации.


1.3. Формы организации учебной деятельности


1.4. Матрица АМО для составления технологической карты урока


Универсальная структура урока

Активные методы обучения

Ориентировочно-мотивационный блок

1

Организационный момент


2

Мотивация

Эвристическая беседа, мотивационный ролик

3

Совместное целеполагание

Проблемное обучение, учебная дискуссия

4

Проверка домашнего задания

Анализ конкретных ситуаций

5

Актуализация субъективного опыта обучающихся

Выполнение индивидуальных заданий (практика)

Операционно-познавательный блок

6

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Проблемное обучение, исследовательский метод, учебная дискуссия

7

Усвоение новых знаний и способов действий

Решение ситуационных задач, действия по инструкции, поисковая лабораторная работа

8

Первичная проверка понимания изученного

Учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций

9

Обобщение и систематизация знаний

Кейсовый метод, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа

Контрольно-коррекционный и рефлексивный блок

10

Контроль, самоконтроль, коррекция знаний

Выполнение индивидуальных задач, учебная дискуссия

11

Информация о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания с правом выбора

12

Рефлексия. Подведение итогов урока

Формы проведения рефлексии, побуждающие диалогическое общение обучающихся


1.5. Условия эффективности использования активных методов обучения

Для эффективного использования активных методов обучения необходимо выполнение некоторых условий:

  • в начале урока необходимо создать ситуацию успеха для учащегося;

для создания реальной проблемной ситуации (ситуации «разрыва») необходимо сформулировать соответствующий конкретный вопрос (вопросы);

  • между учащимися должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

  • целесообразно использовать технологию групповой работы;

  • на этапе решения практической задачи желательно использовать активный метод обучения - ролевую игру

  • наличие оборудования и материалов, необходимых для проведения лабораторных исследований.


  1. Технологическая карта урока

    1. Название и авторы УМК

Химия. Неорганическая химия. 8 класс / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман/

    1. Тема, цель и задачи урока

Тема урока: «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»; научить расчетам относительной молекулярной массы вещества.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся с помощью элементов игровой технологии.

  2. Способствовать формированию мотивации изучения новой темы через создание проблемной ситуации.

  3. Организовать изучение нового учебного материала с помощью активных методов обучения, в том числе исследовательской деятельности учащихся.

  4. Организовать в течение всего урока взаимопроверку и самооценку деятельности учащихся.

  5. Провести рефлексию учебной деятельности на уроке.

    1. Ожидаемые результаты

Личностные

Учащиеся:

- демонстрируют интерес к изучению темы;

- осознают, какое значение имеет для них тема урока.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся:

- умеют составлять план и определять последовательность действий;

- умеют контролировать правильность своих действий;

- умеют давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.

Познавательные

Учащиеся:

- умеют принимать цель учебной деятельности и осуществлять поиск средств ее выполнения;

- умеют использовать знаково-символические средства представления информации;

- умеют строить речевое высказывание;

- умеют устанавливать причинно-следственные связи;

- умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;

Коммуникативные:

Учащиеся:

- умеют осуществлять сотрудничество в процессе работы в паре;

- умеют достаточно четко выражать свои мысли.

Предметные:

Учащиеся:

- знают понятия: «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»;

- умеют производить расчеты относительной молекулярной массы вещества.

    1. Тип урока, методы, технологии, формы обучения

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и технологии: Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

    1. Оборудование

Таблица Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, наборы для составления шаростержневых моделей.

    1. Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап: Повторение символов химических элементов и их названий

«Стихотворный химический диктант»

- Из химических элементов образовано все, что нас окружает, и, конечно же, сам человек. Чтобы изучить свойства веществ и превращения одних веществ в другие, необходимо знать химический язык, химический алфавит. Знаки химических элементов – это буквы химического алфавита.

- Проверим ваши знания химических элементов с помощью стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева» и других поэтических строк.

Учитель читает:

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь это магний, медь или гранит –

Всю страшную космическую силу,

Закованную в атомы хранит».


В чем горят дрова и газ,

фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без ……

(учащиеся: «кислорода»)

Его формула – О2,

Окисляет вещества,

Кальций, серу, углерод

Вот какой он – кислород!


Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро….

Дал нам космос на добро.

Злато, олово, свинец….

Сын мой, сера – их отец.

И еще ты должен знать

Всем им ртуть родная – мать.















Один учащийся записывает знаки химических элементов, о которых идет речь в стихотворении, на оборотной стороне доски, остальные учащиеся - в рабочих тетрадях.















В результате выборочного диктанта у учащихся на доске и в тетрадях должна получиться запись:

Fe, Ag, Sb, Br, Mg, Cu, P, H, O, Ca, S, C, Au, Sn, Pb, Hg

Учащиеся проверяют свою химическую грамотность по записи, которая появилась на доске и выставляют отметку в тетрадях на полях (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»).

Учащийся у доски получает задание: показывая указкой на знак химического элемента – дать название элементу. Остальные учащиеся проверяют себя.

II этап – Введение новых понятий через создание проблемной ситуации (работа в «исследовательской лаборатории»)

1. Работа по созданию первой модели

- Чем отличаются друг от друга атомы разных видов?

- В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода, больших по размеру – красного цвета.

- Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его получения.

- Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом. Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода.

Зная это, создайте модель молекулы кислорода.

- Давайте запишем химическую формулу кислорода.

2. Работа по созданию второй модели

- А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (H2O).

Запишем химическую формулу воды.

- Попробуйте объяснить, что обозначает индекс?

O2 ; H2O


индекс

- Поместите на поднос отдельно существующие атомы:

- три атома водорода (3H)

- четыре атома кислорода (4O)

- Что в данном случае обозначает коэффициент?

3H ; 4O


коэффициент

- А теперь прошу вас создать еще одну модель молекул воды.

- Сколько молекул воды находится на вашем подносе?

- Как это записать?

- Что в данном случае обозначает коэффициент?

- Значит, 3H ; 2H2O


коэффициент

может обозначать или количество одиночных атомов, или количество молекул.

- Итак, выражение состава вещества при помощи химических знаков называется химической формулой.

- О чем может рассказать химическая формула?





На интерактивной доске появляются разные формулы веществ:

H2O, O2, HCl, Сl2




- На какие 2 группы можно разделить предложенные формулы, исходя из состава веществ?

- Дайте определение простых и сложных веществ.




- На интерактивной доске вы видите химические формулы веществ, назовите формулы простых веществ:

HNO3, H2, S, CaCO3

- Почему они относятся к простым веществам?

- Сейчас из предложенного ряда формул назовите формулы сложных веществ H2SO4, P, AlCl3, Ca

- Почему эти вещества являются сложными?


- Они отличаются размерами и массой.

Учащиеся работают в парах - в «Исследовательских лабораториях» (каждой паре выдан набор для составления шаростержневых моделей)














Учащиеся записывают формулу – O2








Учащиеся записывают формулу–H2O

- Индекс обозначает количество атомов, входящих в состав молекулы.




Во время работы учащихся в «исследовательских лабораториях», на интерактивной доске также появляются цветные, отдельно существующие одиночные атомы.

- Коэффициент обозначает количество одиночных, существующих отдельно друг от друга, атомов.



- Две

- 2H2O


- Количество молекул










- О том, из каких атомов состоит молекула (это качественный состав вещества) и о том, в каком количестве атомы входят в состав молекулы (это количественный состав вещества).

Учащиеся читают химическую формулу вещества и дают характеристику качественного и количественного состава данного вещества.


- Простые (O2, Сl2) и сложные (H2O, HCl).

- Простые вещества состоят из атомов одинаковых химических элементов, а сложные вещества состоят из атомов разных химических элементов.




- H2, S


Ответы учащихся



- H2SO4, AlCl3


Ответы учащихся

III этап: Первичное закрепление нового материала

Самостоятельная письменная работа

1. Что обозначают эти записи?

5Cl – H2O -

Cl2 – 3H2O -

2Cl2- 4СO2 –

2. Как обозначить:

три атома брома –

две молекулы водорода –

три молекулы метана (зная, что каждая молекула метана состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода) -








Учащиеся выполняют работу в тетрадях самостоятельно, осуществляют взаимопроверку и оценивают работу на полях.


IV этап – Введение новых практических знаний – вычисление относительной молекулярной массы вещества

На доске записаны знаки химических элементов: Ca, O, S, F

- Расположите атомы в порядке возрастания (1 вариант), в порядке убывания (2 вариант) их относительных атомных масс.


- Как можно найти массу молекулы, зная массу атомов?


- Значит, относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы, с учетом индексов при каждом атоме.

- Предлагаю вычислить Mr воды.





Учащиеся выполняют задание по вариантам, осуществляют взаимопроверку и оценивают свою работу на полях.


- Сложить относительные атомные массы и учесть количество каждого атома.






Расчеты производятся при коллективном обсуждении в группах

Mr(H2O)=2xAr(H)+Ar(O)=2x1+16=18

Проверка производится с помощью интерактивной доски.

Затем учащиеся вычисляют относительную молекулярную массу азотной кислоты (HNO3)

V этап – Первичное закрепление новых знаний

- Самостоятельно вычислите Mr двух веществ, формулы которых вы видите на интерактивной доске.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку и оценивают свою работу на полях в тетради.

Таким образом, по результатам самопроверки, взаимопроверки, работы в «исследовательской лаборатории» и ответов у доски, каждый ученик получает за урок две, а многие - три оценки.

VI этап - Рефлексия

Для проведения рефлексии используется таблица «Плюс-Минус-Интересно» (проводится устно или письменно, в зависимости от наличия времени), также используется Школьная виртуальная система управления обучением: учащиеся, через мобильные телефоны, выходят на школьную систему управления обучением и проводят online – рефлексию.

Графа  - «Плюс»: учащимися озвучивается информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению учащихся, могут быть им полезны для достижения каких-то целей.

 

Графа  - «Минус»: озвучивается все, что осталось непонятным или информация, которая, по мнению учащихся, оказалась для них не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

 

Графа  - «Интересно»: учащиеся проговаривают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 


VII этап – Домашнее задание

Для выполнения домашнего задания учитель раздает учащимся индивидуальные карточки


    1. Самоанализ урока

Урок показал, что краткая и ясная формулировка проблемного вопроса ориентировала учащихся на нахождение определенного способа работы, и была понята учащимися однозначно. В процессе урока были созданы такие условия, при которых ученик начал рефлексировать собственный процесс работы и оценивать работу других учащихся.

Урок основывался на групповой работе учащихся, в которой сталкивались их суждения по проблемному вопросу. Для того, чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим был высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации.

Методические особенности обучения на данном уроке определялись, в первую очередь, деятельностным подходом, который был организован с помощью активных методов обучения: проблемного обучения, ролевой игры, «исследовательской лаборатории», а также технологии групповой работы. С точки зрения деятельностного подхода на уроке происходила не столько передача информации, сколько процесс взаимодействия между самими учащимися и учащимися и учителем.

Анализ урока показал, что практически все участники оказались вовлеченными в процесс познания и имели возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и возможностей участия в дискуссии, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии был востребован субъективный опыт учащихся, и формировалась их личностная позиция.

Необходимо отметить, что учитель на уроке был в роли организатора, наблюдателя и консультанта.

  1. Список литературы

  1. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, И. Г. Жуков; Р. Ф. Маричев. - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.

  2. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

  3. Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учебное пособие для учителей. – М, .1998.

  4. Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М. Смолкин - М.: Высшая школа, 1991.































19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нечаева Марина Анатольевна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства