kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ - МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является обобщением моего педагогического опыта по внедрению в процесс обучения химии элементов технологии медиаобразования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ - МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

СК-МД-03-16


Система качества образовательного учреждения

Методическая разработка









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Тема: МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ -

КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ


(обобщение педагогического опыта)



Работу выполнила:

преподаватель химии

Богатырева

Ольга Владимировна









Кстово

2016г



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

СК-МД-03-16


Система качества образовательного учреждения

Методическая разработка



Автор (составитель) О.В. Богатырева





Рассмотрено на ПЦК

химических и спец.химических дисциплин


«___»_________20___ г.


Протокол №_________



Председатель ПЦК О.С. Азова








Утверждено

на методическом

совете


«___»_________20___г.



Председатель методического совета Е.А. Костина












СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………………………….6


Глава 1. Теоретические основы медиаобразования


1.1.Медиаобразование - как специфическое

направление в педагогической науке…………………………………8


1.2. Принципиальная составляющая медиаобразования –

как путь к достижению метапредметных результатов ………………11


Глава 2. Интеграция элементов медиаобразования в процесс преподавания химии - как метод формирования метапредметных результатов …………………………………………………………………13 2.1. Реализация и апробация внедрения элементов технологии медиаобразования в преподавание химии…………..14



Глава 3. Результативность внедрения в процесс преподавания химии элементов медиаобразования …………………………………………....36


3. 1. Интерпретация диагностики планируемых метапредметных результатов обучения химии…………………………………………...44




Заключение………………………………………………………………….46


Список литературы……………………………………………………......48


Приложение………………………………………………………………….49








Данная работа является обобщением моего педагогического опыта по индивидуальной методической теме «Внедрение в процесс преподавания химии элементов медиаобразования»

Теоретико-методологической основой моей работы являются:

1. Концепция интеграции медиаобразования с курсом химии ( автор д.п.н. А.А. Журин). Содержание интегрированного медиаобразования определяется его целями и задачами, которые подчинены целям и задачам обучения химии. Интеграция медиаобразования с курсом химии на основе использования системы средств обучения учитывает психолого-педагогические закономерности формирования у обучающихся систем химических понятий о химическом языке, о веществе, о химической реакции и о химической технологии. Главным в использовании системы является включение в урок таких средств или их комплексов, которые на каждом этапе урока обеспечивали бы формирование познавательной активности, формирование представлений об изучаемых объектах и явлениях и обеспечивали поддержку положительной мотивации к изучению основ химии.

2. Самая известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Разъяснения А.Маслоу о том, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ, подтверждают актуальность проблемы мотивации обучающихся отделения ППКРС с ее особым специфическим контингентом

Новизна и особенности представленной учебной разработки

Новизна учебной разработки состоит в реализации отбора методических приемов, форм и средств обучения химии, с целью формирования метапредметных результатов у обучающихся Кстовского нефтяного техникума.

Методологической основой моей работы является:

Компетентностный подход, который является усилением прикладного, практического характера предметного обучения.

В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а обучающийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. 

Дидактические принципы отбора содержания:

- преемственности

- принцип доступности

- принцип научности

- принцип психологической комфортности

- принцип развивающего характера обучения.

 Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые методы обучения:

словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (использование таблиц, раздаточных карточек, демонстрация опытов), практические (выполнение упражнений, опытов, элементов технологии интеграции медиаобразования)

Цель данной работы:

Формирование у обучающихся интеллектуальных и инструментальных навыков информационного воздействия, мотивации к обучению, метапредметных результатов обучения химии.



Введение


Известно, что образование один из главных институтов социализации личности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования нашли свое отражение фрагменты нескольких концепций формирования содержания образования:

  1. Деятельность - как реконструкция социального и развитие личного опыта обучающегося

  2. Системность – овладение обучающимися системой знаний в рамках дисциплины с использованием принципов анализа и упорядочивания учебного материала

  3. Формирование единого образа мира, когда основным критерием отбора содержания является типичность.

  4. Развитие личности - объединение познания с деятельностью.

Традиционная для отечественной методической школы фундаментальность содержания химического образования остается и при этом дополняется новыми единицами содержания. Которые должны обеспечить достижение новых целей: научить подростков адекватно воспринимать, критически анализировать, преобразовывать применять и передавать информацию, решать проблемы, возникающие в реальной жизни. Эти умения служат основой самостоятельной продуктивной деятельности человека в течение всей жизни.[7]

Как полноправные и обязательные компоненты общего химического образования сегодня рассматриваются не только традиционные предметные знания и умения, но и личностные, и метапредметные результаты обучения.

«Важнейшим этапом в обосновании необходимости метапредметных результатов стало начало 90-х годов XX века, когда заведующая лабораторией технических средств обучения института средств обучения профессор Л.С. Зазнобина разработала проект стандарта медиаобразования, интегрированного с базовым . Учитывая если не текстуальные, то смысловые совпадения проекта Л.С. Зазнобиной и разделов Федерального компонента среднего (полного) общего образования, можно с полной уверенностью утверждать, что в последней версии образовательных стандартов нашли отражение идеи интегрированного медиаобразования». [7 с.62-63]


«Интеграция медиаобразования с курсом химии предполагает, что урок по-прежнему остается уроком химии, а формирование умений, указанных в стандарте медиаобразования осуществляется параллельно формированию химических знаний и умений», тем самым способствует достижению метапредметных результатов обучения. [3, с 26-28 ]




























Глава 1. Теоретические основы медиаобразования


    1. Медиаобразование - как специфическое направление в педагогической науке


Медиаобразование определено ЮНЕСКО как приоритетная область культурно-педагогического развития XXI века. “Российская педагогическая энциклопедия” определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение “закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) [9, с.555]. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В медиаобразовательном стандарте, разработанном Л.С. Зазнобиной выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки обучающихся, основанные на умениях: « находить требуемую информацию в различных источниках; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, понимать цели коммуникации, направленность информационного потока; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за " и "против" каждой из них; составлять рецензии и анонсы информационных сообщений; вычленять главное в информационном сообщении; составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию; работать с инструментарием подготовки, передачи и получения информации и т.д.» [8, с 26 – 34]

К.п.н. А.А.Журин, возглавивший лабораторию ТСО и медиаобразования после кончины Л.С.Зазнобиной, на конкретных примерах показывает, как медиаобразование, интегрированное, напр., в учебные курсы обязательных школьных дисциплин, в той или иной степени помогает достижению вышеуказанных целей. Например, в фантастическом фильме П.Верховена «Вспомнить все» (США) во фрагменте с достоверно показанным жидким воздухом содержится ряд ошибок, которые учащиеся могут обсудить на уроках биологии (человек в течение почти 10 минут находится в вакууме и остается живым). Во время изучения соответствующих учебных тем обучающийся, приученный критически воспринимать сообщения СМИ, легко обнаруживает нелепость графика изменения “кислотно-щелочного баланса” из рекламы некоторых видов жевательных резинок: судя по графику pH во рту человека после приема пищи равен единице, что равносильно приему раствора сильной кислоты (урок химии в 9 классе школы № 1748, учитель О. Ю. Гончарук.)

Цели медиаобразования:

•обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);

•развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;

•включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

•формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.) [4, с. 22]


Главную задачу медиаобразования можно сформулировать так: подготовить человека к полноценному включению его в систему связей в процессе массовой коммуникации. Без медиаобразования человеку незнакомы многие формы самовыражения и общения с другими людьми. Отсюда обобщенные цели медиаобразования можно выразить примерно так: в процессе медиаобразования человек должен:

-     приобрести осознанный опыт невербального восприятия; всесторонне развивать свои перцептивные способности ;

- осваивать языки невербальных сообщений, что позволит ему лучше понимать их содержание и выразительные возможности;

Основываясь на материалах журнала « Медиаобразование» можно прийти к выводам, что использование элементов медиаобразования в процессе обучения позволяет достаточно эффективно решать воспитательные задачи, такие как:

- обучение восприятию и переработке информации, развитие коммуникативных способностей.

- развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

- включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

- формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, сканеры, мультимедиа и др.).

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения [10]

- формирование мотивации к обучению.

Требования стандарта медиаобразования:

1. Обучающиеся должны уметь понимать задания в различных контекстах и формулировках;

2. Обучающиеся должны в течение определенного времени производить обработку и систематизацию информации; уметь извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

3. Обучающиеся должны переводить информацию в другую знаковую систему;

4. Обучающиеся должны уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

5. Обучающиеся должны уметь трансформировать информацию, исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

6. Обучающиеся должны уметь составлять план информационного сообщения.



1.2. Принципиальная составляющая медиаобразования – как путь к достижению метапредметных результатов


Внедряя элементы медиаобразования в курс химии руководствуюсь тремя принципами, рекомендованными А.А. Журиным [7]:

  1. Принцип приоритетов означает подчинение целей и задач медиаобразования целям и задачам учебного предмета. На уроке химии ведущее положение занимает химия.

Пример, связанный с современностью. В СМИ регулярно передают о террористических актах, совершающихся практически по всему миру. Взрывчатым веществом в большинстве случаев является гексоген, или 1,3,5- тринитро-1,3,5-триазоциклогексан:




Некоторые СМИ даже сообщают, что гексоген можно получить в домашних условиях. Все это вызывает живейший интерес у обучающихся. Но рассмотрение свойств и способов получения этого вещества без разрушения структуры курса химии невозможно. Поэтому, я предлагаю обучающимся решить задачу: какое количество теплоты выделится при взрыве гексогена, в рамках выполнения практической работы « Расчеты по термохимическим уравнениям». Таким образом, интеграция медиаобразования предполагает не введение новых, специальных знаний в курс химии, а развитие умения работать с информацией на материале учебной дисциплины.
  1. Принцип дополнения и развития
Обучение химическому языку есть не что иное, как обучение и восприятию и переработке информации, овладение умением применять полученные знания для объяснения причин многообразия явлений, обеспечивая взаимопроникновение учебного и внеаудиторного потоков информации. Тем самым способствует развитию критического мышления. Пример. Задания на перевод информации с естественного языка на химический, которые включают в современные учебники, как правило формальны и не вызывают интереса у обучающихся: Получите из фосфора в 2 стадии фосфорную кислоту. Предложите два варианта ответа. Используя ситуативные задания можно избежать этих недостатков. В момент, когда вы зажигаете спичку, начинается целая цепочка превращений веществ. Вот так один из обучающихся описал эти превращения: « В состав спичечной головки входит фосфор, который сгорает на воздухе с образованием оксида фосфора (V). Оксид фосфора (V) вступает в реакцию с водяными парами, которые всегда есть в воздухе. В результате получается фосфорная кислота». Попробуйте перевести это описание на язык формул и химических реакций.
  1. Принцип встраиваемости означает, что интеграция элементов медиаобразования с традиционным курсом химии оставляет за преподавателем право выбора адекватных методических приемов и средств обучения.
Глава 2. Интеграция элементов медиаобразования в процесс преподавания химии - как метод формирования метапредметных результатов

Особых методов формирования метапредметных результатов, принципиально отличающихся от методов обучения химии, не существует, как отмечает Н.А. Заграничная. [7] Однако, при постановке новых задач происходит их модификация, поскольку в учебный процесс, включаются новые средства обучения, обладающие иными свойствами и несущие не только учебную химическую информацию. Согласно требованиям ФГОСа по химии «Освоение содержание учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих метапредметных результатов:

− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

Если соотнести требования ФГОС и стандарт медиаобразования, разработанный Л.С. Зазнобиной: «Учащиеся, завершившие начальное общее и общее среднее образования должны:

-уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;

-уметь находить требуемую информацию в различных источниках;

-уметь систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;

-уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

-уметь вербальную информацию переводить в визуальную знаковую систему;

-уметь трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

-понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;

-уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

-уметь вычленять главное в информационном сообщении;

-уметь извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

-иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием»

[15, с 5-13], можно с уверенностью говорить о медиаобразовании, интегрированном с курсом химии, как об одном из эффективных путей достижения метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

2.1. Реализация и апробация внедрения элементов технологии медиаобразования в преподавание химии Как показывает мой опыт, на учебном занятии достаточно использовать от 4-х до 6-ти элементов, из рассмотренных в Стандарте медиаобразования, предложенном Л.С. Зазнобиной.
  1. Обучающиеся должны уметь понимать задания в различных контекстах и формулировках;


Формирование метапредметных результатов: интерпретация информации, преобразование ее из одной формы представления в другие, использование интеллектуальных операций: анализа и синтеза для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере.

Этот элемент наиболее оптимально подходит при составлении условия задачи. Обучающиеся в течение короткого промежутка времени должны понять задание, определить, к какому типу задач относится данная задача, произвести обработку и систематизацию информации, т.е. грамотно написать условие задачи и формулы, по которым будут производиться расчеты, либо по написанному условию задачи составить ее текст, применительно к своей профессии.

а) К примеру, обучающимся по профессии «Электромонтажник», в качестве творческого домашнего задания, предлагается составить уравнение для следующего текста задачи :

Медный наконечник паяльника при нагревании покрывается слоем оксида меди ( II). Если нагретым паяльником прикоснуться к раствору хлорида аммония, то слой оксида меди легко удаляется. Образовавшиеся аммиак и вода легко испаряются, хлорид меди также легко возгоняется, а поверхность паяльника становится чистой.

Предполагаемый ответ обучающихся:

2 NH4Cl + CuO = 2NH3 + CuCl2 + H2O

б) Для обучающихся по профессии «Электрогазосварщик» предлагается составить текст задачи на объемное соотношение газов по химическому уравнению:

1л х л

2 С2H2 + 5O2 = 4CO2 + 2 H2O

2л 5л

Текст задачи:

Какой объем кислорода расходуется для сжигания 1 л ацетилена?

в) Текст задачи: Для сварки рельсов по методу алюминотермии используют смесь алюминия и оксида железа Fe3O4. Составить термохимическое уравнение реакции, если при образовании железа массой 1 кг выделяется 6340 кДж тепла.

Для решения данной задачи обучающимся необходимо соотнести свои знания по химии с предметом «Технология сварочных работ» и при составлении химического уравнения уделить пристальное внимание на метод сварки - алюминотермия.


Дано: Решение:

m (Fe) = 1000г 8Al + 3 Fe3O4 = 4 Al2 O3 + 9 Fe + Q

Q = 6340 кДж М (Fe) = 504 г/моль


1000/ 540 = 6340/х

Найти: х = 3195 кДж

Q = ? Ответ:

Термохимическое уравнение реакции :

8Al + 3 Fe3O4 = 4 Al2 O3 + 9 Fe +3195 кДж



г) Составить текст задачи по условию:


Дано: Решение:

M золотого кольца= 4,7 г

ω = 58,5%


Найти:

M Au = ?

η= ?

Ответ:

Один из вариантов ответа:

«Золото 585 пробы содержит 58,5% золота, остальное- медь. Какое количество вещества и сколько граммов золота содержит кольцо из металла этой пробы массой 4,7 г?»

Текст задачи для обучающихся по профессии «Повар-кондитер»


« Как узнать не пробуя на вкус, какой раствор сахара наиболее сладкий: а) приготовленный из 250 г воды и 50 г сахара или б) приготовленный из 50 г воды и 10 г сахара?»


Обучающиеся должны определить, что данная задача относится к типу задач на определение массовой доли растворенного вещества и записать соответствующие расчетные формулы.


Дано: Решение:

m1 ( Н2О) = 250 г

m1 ( сахара) = 50 г n = m р.в. / m р-ра

m2 ( Н2О) = 50 г

m2 ( сахара) = 10 г m р-ра = m р.в. + m р-ля



Найти:

n1= ?

n2= ?



2. Обучающиеся должны в течение определенного времени производить обработку и систематизацию информации; уметь извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;

Формирование метапредметных результатов: интерпретация информации, преобразование ее из одной формы представления в другие, использование интеллектуальных операций: обобщения и систематизации.

К примеру, по теме « Химические реакции» вниманию обучающихся представляется бессистемный перечень химических реакций. Задача обучающихся: обработать предложенную информацию и систематизировать ее. В конкретном случае, опираясь на знания курса средней школы, классифицировать реакции по типу. Для групп технического профиля данный элемент используется в качестве закрепляющего компонента, например, при прохождении темы « Электролитическая диссоциация».

Текст задания: из предложенных веществ выбрать электролиты и неэлектролиты и классифицировать их по свойству проводимости электрического тока при помощи таблицы.


НСl ; PbSO4 ; НNО3; Н2СО3 ;NiSO3 ;NН3х Н2О; НNО2; КОН; Н2SО4 ;MgCO3

Электролиты

Неэлектролиты

КОН; Н2SО4 ;НСl ; НNО3;

Н2СО3 ; НNО2; NН3х Н2О;


При проведении практических занятий в разделе «Органическая химия» обучающиеся должны обобщить, систематизировать и представить в виде таблицы классификацию углеводородов по типу химических связей.

В этом случае комплексно применяется два элемента медиаобразования: перевод в другую знаковую систему и систематизация информации и представление ее в виде таблицы.

Вниманию обучающихся предлагаются молекулярные и структурные формулы ряда органических веществ, и предлагается названия веществ записать химическими символами, составить структурные формулы указанных веществ и классифицировать их с помощью таблицы.


С2Н4; Н2С=СН2; Н3С – СН=СН- СН=СН-СН3; С2Н2; С4Н8; С5Н12; бензол



предельные

непредельные

ароматические

алканы

циклоалканы

алкены

алкадиены

алкины


Н3С – СН2-СН2- СН2-СН3

Н2С=СН2

Н3С – СН=СН- СН=СН-СН3

С2Н2


Для обучающихся естественнонаучного профиля обучения при изучении темы «Углеводы» дается задание: выбрать из различных источников (учебник, лекции в тетради и теоретический материал для выполнения практической работы) и систематизировать материал при помощи таблицы в течение 10 минут. Данное задание направлено на формирование регулятивных умений (время) и формирование метапредметных результатов обучения при работе с текстом: выделять главную мысль текста и его части, выделять избыточную информацию в содержании текста.

Рис.1

3. Обучающиеся должны переводить информацию в другую знаковую систему;

Формирование метапредметных результатов: интерпретация информации, преобразование ее из одной формы представления в другие.

Обучающиеся должны понять текст в представленной формулировке, записать уравнения реакций при помощи химических символов, либо химические формулы органических веществ по заданному названию.

К примеру, Составить химическую формулу 3,5 метилгептаналя


НОС –Н2С – СН – СН2- СН- СН2- СН3

| |

СН3 СН3


В качестве контроля , либо в качестве химической разминки с целью мотивации обучающихся к активной мыслительной деятельности применим химический диктант.

Например, по мере прохождения темы « Алканы» обучающиеся под диктовку преподавателя записывают в зависимости от задания молекулярные или структурные формулы гомологов предельных углеводородов, причем диктуются они в хаотичном порядке:

  1. Метил : - СН3

  2. Этан : С2Н6

  3. Пентан : Н3С – СН2- СН2- СН2- СН3

  4. Октил : Н3С – СН2- СН2- СН2- СН3 – СН2- СН2- СН2-

И т.д.


Или в обратном порядке: на доске записываются формулы веществ. Обучающимся предлагается в течение определенного времени дать им названия.

  1. НСl

  2. H – COOH

  3. NH3

  4. CuCl2

  5. Н2SО4

  6. НNО3

И т.д.


В группах по профессиям технического профиля по изучении темы «Химические свойства металлов» при проведении самостоятельной работы обучающимся выдается следующий тест:


1. При взаимодействии натрия с водой образуется гидроксид натрия и выделяется газообразный водород.

2. Алюминий взаимодействует с серной кислотой, образуя соль и водород.

3. При взаимодействии активного металла с сульфатом менее активного металла образуется соль активного металла и в чистом виде выделяется менее активный металл.

4. Составить уравнение реакции дегидрирования этилового спирта при взаимодействии со щелочным металлом.

Предполагаемые ответы обучающихся:

  1. 2Na + 2H2O = 2NaOH + Н2

  2. Al + H2 SO4 = Al2 (SO4)3 + Н2

  3. Mg + Cu SO4= Mg SO4 + Cu

  4. 2C2H5OH + 2Na = 2C2H5O Na + 2 Н2


4. Обучающиеся должны уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению

Формирование метапредметных результатов: формирование критического мышления, объяснение обнаруженных противоречий в представленной информации.

А) По ходу изучения темы «Металлы» обучающимся по профессиям технического профиля предлагается выполнить тестовое задание «Найди мою ошибку?».


Пример выполнения д/з:


п/п

Текст задания


Правильный ответ


1

Самый тяжелый металл - Pb

Os

2

Самый тугоплавкий металл - Al

W

3

Cамый твердый металл - Fe

Cr

4

Какие из металлов принято считать «цветными»?

Al ; Cu ; Zn ;Fe ;Cr


Al ; Cu ; Zn ;Cr


Тесты, выполненные обучающимися в качестве домашнего задания используются преподавателем на этапе смены деятельности в параллельных группах при прохождении соответствующих тем.

Б) Ситуационные задачи - как способ формирования критического мышления

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Для ее решения необходимы конкретные предметные знания и метапредметные умения: рншения проблемы, работа с информацией, использование ИКТ и т.д.

Формирование метапредметных результатов: использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность.

Ситуационная задача 1: «Часто в разговорной речи можно услышать специальные термины, в том числе и химические. В качестве примера приводится фрагмент из романа В. Дудинцева «Белые одежды». Правильно ли здесь употреблено слово «индикатор»? Какой смысл автор вложил в него?

И в чем ошибка?

« - Так ты же врешь все, врешь. Ты же не как люди. На тебя самого капать индикатором. Фенолфталеином. Покраснеешь ты или посинеешь..»

Комментарии: Слово «индикатор» ориентирует студентов на то, что это – химический термин. Студенты , используя интнрнет-ресурсы или другие средства, должны узнать, что слово «индикатор» имеет 4 значения: 1)осведомитель полиции, 2) справочник, 2) указатель, 4) индикатор. Только одно из этих значений относится к химии. Поэтому слово «индикатор» употреблено верно. Ошибка состоит в том, что фенолфталеин ни при каких условиях посинеть не может.


Ситуационная задача 2:

Фрагмент презентации 1


Комментарии: на воздухе белый фосфор, действительно, светится в темноте. Но уже при слабом нагревании, для чего достаточно простого трения, фосфор воспламеняется и сгорает. Значит, если бы он покрывал шерсть собаки, то она получила бы ожоги).

Контекстная задача- задача, «…в условии которой данным является описание конкретной жизненной ситуации. Связанной с имеющимися у обучающихся знаниями и опытом. Требованием в задаче является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия» (43)

Пример: На одном из конкурсов кулинарных рецептов, проводимых журналом «Работница», первый приз получил оригинальный рецепт заготовки « огурцы со свечой». Стеклянную банку

емкостью 3 л заполняют сухими огурцами, а в свободное пространство в ней

помещают небольшую свечу и зажигают, Фрагмент презентации 2

банку закрывают металлической крышкой. Таким способом удается сохранить свежие огурцы в течение длительного времени. В чем суть способа с точки зрения химика?

Комментарии: При хранении любые плоды портятся – теряют товарный вид и вкусовые качества в значительной степени за счет процесса дыхания, которое протекает с выделением воды и углекислого газа

С6Н12О6 + 6О2 = СО2 + 6Н2O + Q

При горении свечи кислород, содержащийся в банке, расходуется на горение и образуется углекислый газ, в результате процесс дыхания плодов замедляется и они долго сохраняются.

Ситуационные, контекстные задания и задания «Найди ошибку» можно применять при прохождении практически всех тем учебного курса либо на этапе «вызова», закрепления, либо на этапе разгрузки (смены деятельности), дифференцировав лишь по профессиям, а также в качестве творческого домашнего задания.

Не умаляется роль данного элемента и при проведении химического эксперимента.

Формирование метапредметных результатов: использование различных видов познавательной деятельности основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для наблюдения, научного эксперимента.

Лабораторные опыты проводит с огромным интересом основная масса обучающихся. Наиболее оживленный интерес вызывает распознавание веществ с выданными заранее неверными названиями.

Обучающимся выдаются по три пробирки растворов веществ и образцов волокон и пластмасс (для профессий технического профиля) с заранее неверными названиями и предлагается определить – действительно ли надписи на пробирках соответствуют их содержимому, а образцы пластмасс при внешнем осмотре соответствуют надписям на них.

Например, обучающимся выдаются три пробирки с растворами мыла, глюкозы и глицерина, на которых прикреплены неверные названия. Определить с помощью одного реактива Cu(OH)2, действительно ли названия на пробирках соответствуют их содержимому.






Фото 1


  1. Обучающиеся должны уметь составлять план информационного сообщения( рис.2,3)


Формирование метапредметных результатов: интерпретация информации, формулировка своей точки зрения на основе полученной информации (рефлексия содержания информации)

Задание: Составьте развёрнутый план ответа на вопросы к дифференцированному зачету

  1. «Скорость химической реакции и химическое равновесие»;

  2. «Типы химических реакций» и др.










Рис. 2






























Рис.3



  1. Исследовательская деятельность


Формирование метапредметных результатов: осуществлять целеполагание (выявить проблему, цель исследования, теоретически решить поставленную задачу, выявить взаимосвязи); составить план исследования и эксперимента, составить схему установки; провести эксперимент, математически обработать результаты, представить их в словесной и знаковой форме,; осуществлять самоконтроль, самооценку и самоанализ деятельности, выявлять возможные ошибки и принять меры к их устранению, оформлять полученные результаты в виде отчета.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основные характеристики:

─выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

─развитие навыка формулирования развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной;

─гипотез;

─обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методика сбора материала, сравнения и др.);

─знакомство с первоисточниками.

Среди форм организации исследовательской деятельности выделяю следующие:

  1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана. Реализуется проблемный подход к ведению урока следующим образом: преподавателем представляются различные точки зрения по конкретной теме, в процессе дискуссии проходит анализ предлагаемых первоисточников и высказываются различные мнения.

В своей практике я использую для создания проблемной ситуации – столкновение противоречивых информаций. При рассмотрении строения молекулы метана акцентирую внимание на строение внешнего электронного уровня атома углерода. Обучающиеся записывают электронно – графическую схему атома углерода в стационарном состоянии и в возбужденном состоянии, при котором один из 2s – электронов перемещается на 2р – орбиталь. Отмечаю, что атом углерода в органических соединениях всегда четырех валентен. Обучающиеся, как правило, не совсем легко отвечают на поставленные вопросы:

  1. Сколько химических связей в молекуле метана?

  2. каков тип связи С-H?

  3. К какому типу относятся эти связи ?

  4. За счет перекрывания орбиталей какого типа происходит образование связей углерод – водород?

В итоге все вместе составляем логический ответ : три связи образованны за счет перекрывания р- орбиталей атома углерода и S- орбитали атома водорода, четвертая связь – результат перекрывания двух S – орбиталей. Тем самым, создается проблемная ситуация. Очевидно, что в таком случае одна из связей С-Н будет отличаться от трех остальных: по энергии, длине, направленности. Однако с помощью современных методов исследования доказано, что все связи в метане абсолютно равноценны! У обучающихся возникает проблемный вопрос: «Почему все связи в молекуле метана равноценны?» Очень интересно послушать различные гипотезы выдвигаемые ребятами. Оказалось, что сообщение каждым своей гипотезы благотворно влияет на осмысление своих действий. Анализируя каждую, находим рациональные зерна, то есть определяем смысл своих действий и действий своих одногруппников, одновременно критикуя и переосмысливая направления своих поисков. Мировосприятие становилось осмысленным и целостным.

















Фото 2

Проблемная ситуация на интегрированном уроке « Использование методов информатики при изучении темы «Спирты»

2. Практические занятия и лабораторные работы. Постановка исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных работ.

Практикую уроки-семинары. Например, семинар по теме «Природные источники углеводородов». Обучающиеся распределяются по группам, каждая группа готовит свое сообщение с презентацией.














Фото 3

Защита студентами группы 2014 СЭГ-3Д мини-проекта по теме «Нефть и способы ее переработки»


Химический эксперимент является одним из способов формирования и развития исследовательских умений учащихся. Эксперимент может быть использован как основа создания проблемной ситуации и как средство доказательства или опровержения выдвинутых обучающимися гипотез.

При выполнении практической работы по теме «Гидролиз солей» обучающиеся проводят химический эксперимент, где выявляют с помощью индикатора лакмуса среду различных водных растворов солей. Свои наблюдения фиксируют в таблицу 1


Среда водных растворов солей.

Таблица 1

Формула соли

Цвет индикатор лакмуса

Реакция раствора

Na2 CO3

AICI3

NaCI

Синий

Красный

фиолетовый

Щелочная

Кислая

Нейтральная



После проведения эксперимента совместно с обучающимися выдвигаем проблему: Почему растворы солей имеют разную среду раствора?

Опираясь на знания о диссоциации солей и воды, строятся гипотезы, анализируя формулы солей, составляя ионные уравнения взаимодействия солей и воды. Приходят к выводу, что происходит гидролиз – одно из химических свойств солей. (Фото 5,6)














Фото 5 Фото 6


Фото 7

Лабораторная работа « приготовление растворов с заданной концентрацией»

(реактивы: дистиллированная вода, NaCl)

Результаты оформляются в виде отчета.



3.Защита докладов и рефератов в рамках внеаудиторной работы обучающихся в форме презентаций.

В рамках внеаудиторной работы по химии обучающиеся самостоятельно готовят презентации по отдельным разделам программы.







Фрагменты презентаций, выполненные обучающимися к защите докладов «Производство серной кислоты» и «Роль жиров в моей профессии»



Фрагмент презентации 4

Фрагмент презентации 3

















Рис. 4.

4. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам.

Эффективным способом формирования и развития исследовательских умений является организация химического кружка на основе исследовательской деятельности. Нами была разработана программа дополнительного образования «Химик-исследователь», направленная на развитие исследовательских способностей учащихся школ города и района. Вся работа в кружке осуществляется в процессе свободного использования эксперимента и общения, открытого обмена мнениями. Определяющими условиями при этом является личная включенность учащегося в исследовательскую деятельность, придание приобретаемым знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса формирования знаний, умений и навыков, а также способствует развитию способности к поиску альтернатив, открытости, к восприимчивости, анализу и критике.

Обязательной частью исследовательской деятельности на кружке является химический эксперимент. Организация экспериментальной работы на кружковом заседании дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученного, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знания, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Такое знание является осмысленным, требующим своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, т.е. стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.




Фото с занятий кружка «Химик исследователь»

Фото 8 исследование свойств глюкозы

Фото 9

измерение содержания нитратов в винограде










Фото 11 построение моделей молекул неорганических веществ


Фото 10 «пена из колбы»









«…не только интересно, но и весело!»























Фото 12




















Фото 13


Глава 3. Результативность внедрения в процесс преподавания химии элементов медиаобразования


Как отмечалось выше, дисциплины естественнонаучного цикла не вызывают у обучающихся по профессиям особого интереса. Конкретно, химию, основная масса первокурсников относит к числу нелюбимых предметов.

Ежегодно на I курсе проводится диагностика уровня обученности и мотивационной среды. (приложение 1)


Результаты входного контроля

(за 3 года)


Таблица 2


Показатели

Значения показателей

2012 - 2013

2013 - 2014

2014 - 2015

%

%

%

1

Успеваемость по химии

23

13,6

22,3

2

Качество знаний по химии


8

3,2

2,8

Диаграмма 1



Диаграмма входного контроля демонстрирует результаты входного контроля по химии за 9-й класс основной школы. Из опроса первокурсников выявлено, что оценку «4» по химии имеют в среднем 11 человек на потоке. Основная масса обучающихся по профессиям не владеет химической терминологией и символикой, не умеет решать простейшие задачи.



Результаты анонимного анкетирования обучающихся

«Отношение к предмету» на начало учебного года (за 3 года)


Таблица 3


Всего опрошено

205 чел

1

Предмет не нужен для будущей работы

78 %

2

Интересны только отдельные факты

11%

3

Знания по предмету необходимы для поступления в институт

5%

4

Предмет легко усваивается

2%


Диаграмма 2





Из диаграммы 2 очевидно, что приоритетным направлением для обучающихся является получение профессии, химия считается одним из самых не любимых, трудных и не интересных дисциплин. Только 10 человек из числа опрошенных собираются продолжить свое обучение.

На начальном этапе обучения химии в техникуме первокурсники отдают предпочтение следующим формам проведения урока:


Таблица 4


Всего опрошено

205чел

1.

Традиционный урок

3%

2.

Деловая игра

17%

3.

Химический эксперимент

38%

4.

С применением ИКТ

50%

5.

Безразлично

25%


Диаграмма 3


Из диаграммы 3 следует, ¼ опрошенных совершенно безразлична форма проведения занятия. Как правило, это демотивированные дети, предпочитающие просто отсидеться на уроках, зачастую заявляющие, что химию не понимают. Более половины обучающихся предпочитают проведение занятий с демонстрацией презентаций и опытов. Таким образом, эта половина на подсознательном уровне готова воспринимать материал программы, но в другой форме, отличной от традиционной.


За 2,5 месяца обучения с применением элементов технологии медиаобразования, причем, с учетом связи с профессией, обучающиеся демонстрируют следующие результаты срезового контроля:



Результаты административного контроля

(за 3 года)

Таблица 5

Показатели

Значения показателей

2012 - 2013

2013 - 2014

2014 - 2015

%

%

%

1

Успеваемость по химии

34, 2

35,6

36,8

2

Качество знаний по химии


7

7

28,5



Диаграмма 4



Если рассматривать в сравнении результаты входного и срезового контроля, то можно констатировать следующие факты (диаграмма 5):


Диаграмма 5


Успеваемость за столь незначительный срок повысилась на 15,5 %, качество знаний – на 9,2%. Результаты обнадеживающие.


Итоговый контроль демонстрирует следующие результаты:

Динамика мотивационной среды на окончание учебного года


Таблица 6



Начало учебного года

Окончание учебного года

1

Предмет не нужен для будущей работы

78 %

21 %

2

Предмет занимателен и интересен

5%

80 %

3

Предмет легко усваивается

2%

47%

4


Безразличное отношение к формам проведения урока

25%

8%

5


Положительное отношение к включению в учебный процесс элементов медиаобразования


-----

92 %



Диаграмма 6



Основываясь на наблюдениях, опросах обучающихся и статистических данных можно сделать вывод, что мнение обучающихся о необходимости изучения химии кардинально изменилось, и процесс положительной динамики очевиден:

- На окончание учебного года 57% обучающихся изменили свое мнение и уверены , что изучение химии необходимо для будущей профессии.

- 75% обучающихся изменили свое отношение к предмету в лучшую сторону и считают предмет занимательным и интересным.

- Мнение о том, что предмет не так уж и сложен появилось у 75 % обучающихся. Однако, для 53% « химия» все еще считается одним из самых сложных предметов.

- Уровень трудного усвоения предмета снизился на 45 %

- Уровень безразличия к форме преподавания предмета снизился на 27 %.

Основная масса подростков высказала свое положительное отношение к применению элементов медиаобразования в процессе изучения химии.

Пример: этап рефлексии открытого урока- обучающаяся группы 15-ПК Беловой Анастасии

Рис. 5


Включение в процесс преподавания элементов медиаобразования дифференцированно выбранным обучающимися профессиям оказывает положительное воздействие на освоение программы, о чем свидетельствуют показатели успеваемости и качества знаний.


Динамика успеваемости и качества знаний обучающихся I курса

( за 3 года)

Таблица 7


На начало учебного года

На окончание учебного года

Успеваемость

20 %

100%

Качество знаний

5%

34%


Диаграмма 7


По окончании I курса обучающиеся демонстрируют следующие показатели:

Успеваемость - 100% . Качество знаний – 34 %.





3. 1. Интерпретация диагностики планируемых метапредметных результатов обучения химии

В соответствии с требованиями ФГОС достижение метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Однако, при этом существует необходимость диагностики степени их сформированности. Как уже упоминалось выше, медиаобразование и является одним из способов достижения и диагностики планируемых метапредметных результатов обучения химии. За основу диагностики метапредметных результатов у обучающихся по профессиям мной была взята система критериев, предложенных А.А. Журиным и Н.А. Заграничной для обучающихся основных и средних школ, которую я адаптировала к рабочей программе по химии для профессий технического и естественнонаучного профилей.


Планируемые метапредметные результаты обучения химии

Таблица 8

Метапредметные результаты в соответствии с ФГОС

Планируемый результат


Умения (критерии оценивания)

Элементы технологии

медиаобразования

Информационная деятельность

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;


Работа с текстом

- Составлять план текста

Формулировать основные положения, тезисы

Обучающиеся должны уметь составлять план информационного сообщения


- Составлять конспект текста


Обучающиеся должны в течение определенного времени производить обработку и систематизацию информации; уметь извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме

- Проводить рефлексию содержания текста (связывать с имеющимися знаниями, выбранной профессией, оценивать, исходя из своего мировоззрения


Ситуационные и контекстные задания, задания с профессиональной составляющей.

Обработка информации

- Объяснять обнаруженные противоречия в информации

Обучающиеся должны уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению

Преобразовывать информацию из одной формы в другие

Обучающиеся должны уметь понимать задания в различных контекстах и формулировках. Обучающиеся должны переводить информацию в другую знаковую систему

− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;



Использование видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций

Обучающиеся должны уметь трансформировать информацию, исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена; создание презентаций; решение практико-ориентированных, ситуационных и контекстных задач

Деятельность по решению проблем

Определять и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, выбирать способ решения, планировать и проектировать деятельность

формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения






Заключение


В данной работе:

- обоснована актуальность проблемы - на современном этапе недостаточно наличия в системе образования только учителя и учебника, отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации. Сегодня это становится возможным благодаря применению в образовательном процессе медиа - средств массовой информации и коммуникации

- отражена новизна представленной разработки: реализация отбора методических приемов, форм и средств обучения химии, с целью формирования метапредметных результатов у обучающихся

- в соответствии с требованиями ФГОС разработаны и апробированы специальные средства обучения (элементы технологии медиаобразования) с целью формирования метапредметных умений у обучающихся

- обоснован выбор оптимальных для проведения конкретного занятия элементов медиаобразования, ситуационных и контекстных задач с профессиональной направленностью

- выявлена взаимосвязь внедрения в образовательный процесс элементов технологии медиаобразования и формирования метапредметных результатов обучения химии

- представлена теоретическая интерпретация системы критериев диагностики планируемых метапредметных результатов.

Ведущей деятельностью первокурсников является межличностное общение и профессиональное самоопределение, поэтому формирование компетентностей должно происходить на основе межпредметных связей с другими дисциплинами, частности, со специальными дисциплинами профессионального учебного цикла.

Применение элементов медиаобразования способствует формированию критического мышления. Использование информационно-компьютерных технологий делает занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала и различных подходов в обучении, способствует развитию личности обучающегося и профессионального мастерства преподавателя, создаёт новую культуру педагогического общения.

Специальным образом сконструированные эти задания позволяют оценить умения самоорганизации, саморегуляции, общения в диалоге и рефлексивные умения обучающихся.

Если посмотреть на данную проблему через призму воспитательного потенциала, можно сказать, что элементы медиаобразования являются для обучающихся своеобразным стимулом. Девиз «Знаю, умею, могу !» - это ключ к повышению самооценки обучающихся и их дальнейшей самоактуализации.

Реализовать компетентностный подход позволяет не только интеграция элементов медиаобразования, но и исследовательская деятельность, которая затрагивает все формы деятельности обучающихся, объединяя элементы медиаобразования в единое целое, тем самым реализуя системно-деятельностный подход в обучении химии, рекомендуемый ФГОС.


Главным в использовании системы элементов медиаобразования является включение в урок таких средств или их комплексов, которые на каждом этапе урока обеспечивают формирование и поддержку положительной мотивации к изучению основ химии, формирование представлений об изучаемых объектах и явлениях и обеспечивают общую результативность, в том числе и метапредметную.




Список литературы


1. Алексеева Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» №22

2. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии
средней общеобразовательной школы. 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания.(химия в общеобразовательной школе) (по педагогическим наукам)АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени
доктора педагогических наук Москва 2004. с. 41

3. Журин А.А. «Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №1январь 1998г

4. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.22 научно-методический журнал «Химия в школе» №5 июль 1998г. С.31

5. Журин А.А. « Элементы медиаобразования на уроках химии» с.41 научно-методический журнал «Химия в школе» №6 октябрь 1998г.

6. Журин А.А., Шаш М. Реферат Воспитательный потенциал медиаобразования, интегрированного с предметами естественнонаучного цикла. М., 2003г

7. Журин А.А.,Заграничная Н.А. ХИМИЯ: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.: ВАКО,2014 . – 208с. (Мастерская учителя химии)

8. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами. Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998.- N 3.- C. 26-34.

9. Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

10. Материалы сайта www.mediaeducation.ru

11. Материалы сайта http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=288

12. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с. – С. 21

13. Усенков Д.Ю. Microsoft PowerPoint как инструментальная среда для создания мультимедиа-приложений. Электронный журнал «Вопросы Интернет образования» №22.

14.Федоров А. В. Медиаобразование: История, теория и методика. - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО "ЦВВР", 2001. - 708 с. - С. 38.

15. Федоров А.В. Статья «Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания»\\ Инновации в образовании. 2006г.

16. Худолеева Елена Ивановна, АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени «Педагогические проблемы медиаобразования в ФРГ и в России на современном этапе (конец XX – XXI вв.)» 2006г - с.25




Приложение 1

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые __________________________________________________________
Б. Нелюбимые ________________________________________________________

Раздел I

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что:

1.Данный предмет интересен

2.Нравится, как преподает учитель

3.Предмет нужно знать всем

4.Предмет нужен для будущей работы

5.Предмет легко усваивается

6.Предмет заставляет думать

7.Предмет считается выгодным

8.Требует наблюдательности, сообразительности

9.Предмет требует терпения

10.Предмет занимательный

11.Товарищи интересуются этим предметом

12.Интересны отдельные факты

13.Родители считают этот предмет важным

14.Хорошие отношения с учителем

15.Учитель часто хвалит

16.Учитель интересно объясняет

17.Получаю удовольствие при его изучении

18.Знания по предмету необходимы для поступления в институт

19.Предмет помогает развивать общую культуру

20.Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

21.Просто интересно



Не люблю предмет потому что:

1.Данный предмет не интересен

2.Не нравится, как преподает учитель

3.Предмет не нужно знать всем

4.Предмет не нужен для будущей работы

5.Предмет трудно усваивается

6.Предмет не заставляет думать

7.Предмет не считается выгодным

8.Не требует наблюдательности, сообразительности

9.Предмет не требует терпения

10.Предмет не занимательный

11.Товарищи не интересуются этим предметом

13.Интересны только отдельные факты

14.Родители не считают этот предмет важным

15.Плохие отношения с учителем

16.Учитель редко хвалит

17.Учитель неинтересно объясняет

18.Не получаю удовольствия при его изучении

19.Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

20.Предмет не способствует развитию общей культуры

21.Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

22.Просто неинтересно

АНКЕТА


« Отношение к дисциплине «Химия»


I. Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Предмет нравится потому, что:

1.Данный предмет интересен

2.Предмет нужен для будущей работы

3.Предмет легко усваивается

4.Предмет занимательный

5.Интересны отдельные факты

6.Преподаватель интересно объясняет

7.Знания по предмету необходимы для поступления в институт



II. Какая форма проведения урока нравится?

  1. Лекция

  2. Конспектирование учебника

  3. Решение задач

  4. Химический эксперимент

  5. Урок- игра

  6. Урок с использованием компьютерных технологий

  7. Другое ( указать)



III. Не нравится предмет потому что:

1.Данный предмет не интересен

2.Предмет не нужен для будущей работы

3.Предмет трудно усваивается

4.Интересны только отдельные факты

5.Учитель неинтересно объясняет

6.Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

7.Просто неинтересно








Фотоальбом































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Богатырева Ольга Владимировна

Дата: 28.05.2016

Номер свидетельства: 330922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "МЕДИА-ОБРАЗОВАНИЕ  -                    МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК     МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ     МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ   ХИМИИ"
    ["seo_title"] => string(105) "miediaobrazovaniiemiediaobrazovaniiekakmietodformirovaniiamietapriedmietnykhriezultatovobuchieniiakhimii1"
    ["file_id"] => string(6) "330923"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464450528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства