kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по изучению темы "Альдегиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны методические рекомендации по изучению темы "Альдегиды"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Альдегиды»

Конспект урока по теме: Альдегиды и кетоны»

к учебнику О.С. Габриеляна Химия 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  • образовательные:

  1. учащиеся должны рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру и виды изомерии.

  2. Изучить особенности строения карбонильной группы

  3. Изучить химические свойства альдегидов.

  4. Рассмотреть способы получения альдегидов и кетонов

  • развивающие:

  1. учащиеся должны сформировать умения использовать химическую терминологию

  2. совершенствовать умения обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.

  • воспитательные:

  1. учащиеся должны убедиться на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов о единстве материального мира

  2. совершенствовать информационно- познавательную компетенцию

Методы и методические приемы:

объяснение нового материала с демонстрацией опытов

Межпредметные и внутрипредметные связи:

биология

химия (О.С. Габриелян Тема: Спирты §17 стр. 138).

Оборудование и реактивы:

Карточки «Алгоритм составления названий кетонов / альдегидов», «Химические свойства альдегидов и кетонов»

О.С. Габриелян учебник по химии 10 класс

Для ДО: раствор AgNO3, раствор NaOH, раствор NH4OH, формальдегид, спиртовка, раствор CuSO4, штатив с пробирками

Впервые с альдегидами вы познакомились в 9 классе и упоминали их при изучении спиртов, когда при окислении первичного спирта вы получили альдегид.

C2 H5OH + CuO CH3COH + H2O + Cu

Пришло время подробнее познакомиться с этим классом органических веществ.

Изучать данный класс соединений мы будем по следующему плану:

  1. Определение

  2. Классификация

  3. Номенклатура и изомерия

  4. Физические свойства

  5. Химические свойства

  6. Способы получения

Общая формула альдегидов CnH2nO

Альдегиды - органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу  

 С =О, соединенную с атомом водорода и углеродным радикалом. (слайд 2)

                                       O                             О

                                             //                                     //      

Общая формула R – C – H;                    - С – Н – альдегидная группа

Ввиду большой электроотрицательности атома кислорода по сравнению с атомом углерода, связь С О сильно поляризована за счет смещения электронной плотности π–связи к атому кислорода, в результате чего на атоме кислорода возникает частичный отрицательный (σ-), а на атоме углерода – частичный положительный (σ+) заряды:

Благодаря поляризации атом углерода карбонильной группы обладает электрофильными свойствами и способен реагировать с нуклеофильными реагентами.

Радикалы существуют: предельные, непредельные, ароматические. По характеру радикала,

                                   О

                                  //

связанного с        - С - Н, альдегиды разделяют на: предельные СnH2n+2, непредельные  

CnH2n CnH2n - 2, ароматические   CnH2n-6.                                                     .

Но мы с вами будем знакомиться только с предельными альдегидами.

  1. Номенклатура.

В соответствии с номенклатурой ИЮПАК название предельных альдегидов образуются из названия алкана с тем числом атомов углерода в молекуле с помощью суффикса – АЛЬ. (слайд 5)

Нумерацию атомов углерода главной  цепи начинают с атома углерода альдегидной группы.

Работа по карточкам: дать названия веществ по формулам.

  1. Изомерия. Какой вид изомерии характерен для альдегидов? (углеродного скелета). Составьте формулы изомеров  бутаналя и назовите их.

  2. Все вещества обладают свойствами: как физическими, так и химическими.

У вас нас столах лежат карточки – инструкции. Выпишите физические свойства (цвет, запах, растворимость в воде) альдегидов, поработав с учебником, откройте страницу «Физические свойства альдегидов»,   сделайте обобщение по физическим свойствам альдегидов.

Первый член гомологического ряда предельных альдегидов НСОН– бесцветный газ, несколько последующих альдегидов – жидкости. Высшие альдегиды – твердые вещества. Карбонильная группа обуславливает высокую реакционную способность альдегидов. Температура кипения альдегидов возрастает с увеличением молекулярной массы. Кипят они при более низкой температуре, чем соответствующие спирты, например пропионовый альдегид при 48,8 оС, а пропиловый спирт – при 97,8 оС. Плотность альдегидов меньше единицы. Муравьиный и уксусный альдегиды хорошо растворяются в воде, последующие – хуже. Низшие альдегиды имеют резкий, неприятный запах, некоторые высшие – приятный запах.

  1. Получение:

Когда изучали тему «Спирты»,  там познакомились с альдегидами. Как из спиртов можно получить альдегиды?    

  1. Реакция окисления спиртов:                              O

                                                   t                         //

СН3-СН– СН2 – ОН + СuО   → CH3 – CH2 – C - H

  1. Реакция Кучерова (гидратация алкинов): HC≡ CH + H2O → CH3 - COH  

                                                               PdCl2, CuCl2

  1.  Окисление алкенов: 2СН2═ СН2 + О2 → 2СН3 – СОН

  2. Окисление метана в присутствии катализатора и температуры 5000С

СН4 + О2 → НСОН + Н2О

  1. Химические свойства:                                                          Ni; t

  1. Реакция присоединения: гидрирование СН3СОН + Н2 → СН3СН2ОН

                                                                                                                   t

  1. Реакция окисления:

а) «серебряного зеркала» СН3СОН + Аg2О → СН3СООН + 2Аg (Слайд 6)

      б) окисление с помощью свежеосажденного Сu(OH)2 

НСОН + Сu(OH)2 → НСООН + Сu+  Н2О

  1. Замещение по α- углеродному скелету (галогенирование) на свету

                                 hυ

СН3СН2СОН + Сl2 →СН3- СН-СОН

                                               ׀

                                               Сl

6. Тест

Вариант №1.

  1. Найдите формулу альдегида:

а) С4Н10;   б) С2Н4О;   в) С5Н12О;   г) С8Н18О.

  1. Исключите лишнее в ряду:

а) пропанон;   б) метаналь;   в) пропаналь;   г) этаналь.

  1. Какая функциональная группа называется карбонильной?

О                   О                  О

     ∕∕                    ∕∕                    ∕∕

а)   – С -         б)  - С – Н    в) – С – ОН     г) – СН2- ОН

  1. Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:

а) СН3 – СН2 – СОН                                                в) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СОН

б) СН3 – СН(СН3) – СН(СН3) –СОН                    г) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СООН

5. С каким реактивом вступает альдегид в реакцию «Серебряного зеркала»

а) Cu(OH)2     б) H2   в) Ag2O (аммиачный раствор)     г) AgNO3

 

Вариант №2.

  1. Общая формула альдегидов:

а) R - COH;   б) R - COOH;   в) R-CO-R1;   г) R-OH.

  1. Исключите лишнее в ряду:

а) пропанон;   б) метаналь;   в) пропаналь;   г) этаналь.

  1. Какая функциональная группа называется карбонильной?

О                   О                  О

     ∕∕                    ∕∕                    ∕∕

а)   – С -         б)  - С – Н    в) – С – ОН     г) – СН2- ОН

  1. Укажите формулу 2,3 – диметилпентаналя:

а) СН3 – СН2 – СH2ОН                                       в) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СОН




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации по изучению темы "Альдегиды"

Автор: Светлана Николаевна Лощёнина

Дата: 13.02.2020

Номер свидетельства: 539595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства