kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к подготовке и защите научно – исследовательских проектов по химии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к подготовке и защите научно – исследовательских проектов по химии.»

III региональная научно-практическая конференция
«Педагогический поиск: теория и практика организации проектной
и исследовательской деятельности учащихся»




Секция: естествознание

Предмет: химия




Информационный проект

Методические рекомендации к подготовке и защите научно – исследовательских проектов по химии.






Паршикова Елена Владимировна, учитель химии,

Муниципального общеобразовательного учреждения -

средней общеобразовательной школы №9

г. Аткарска Саратовской области.




















Саратов

2020

ВВЕДЕНИЕ

Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели.

Оскар Уайльд

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной шко­ле. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способ­ности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Химия – это предмет, который даёт огромные возможности для проведения разнообразных исследований: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские работы.

Именно в проектной деятельности происходит более активное воздействие на личность учащихся через самостоятельную организацию процесса познания.

Требования, предъявляемые к проектам

- в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

- проводится исследовательская работа;

- проект выполняется самостоятельно учащимися;

- учитель выполняет роль консультанта;

- результаты проекта должны иметь практическую значимость;

- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.



Виды проектов

1. Информационные проекты

2. Творческие и практико-ориентированные проекты

3. Исследовательские проекты



Результаты теста среди учащихся «Для чего я участвую в проектах»

1 – 5% интересуют оценки

2 – 15% другое

3 –80% познавательная значимость.

Как руководитель проекта традиционно выделяю этапы научно – исследовательской работы: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, определение объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, ре­комендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов.

Выбирая тему, дети руководствуются собственными наблюдениями за окружающим миром. Именно поэтому проблема выбора продуктов общественного питания привлекает внимание девятиклассников. В 2019году двое из учеников химико-биологического класса решили выяснить целесообразность употребления в пищу такого популярного продукта питания подростков как чипсы. Так появился проект «Еда 21 века».

Цель работы: Исследовать качественный состав чипсов и показать влияние их ингредиентов на здоровье, выступить с результатами исследования на классных часах, на уроках биологии, внеклассных мероприятиях.

Задачи работы: Провести качественные реакции, доказывающие наличие вредных веществ в чипсах, подобрать информацию о действии их на здоровье человека.

Среди обучающихся 5-9 классов провести анкетирование о чипсах и частоте их употребления.

Выработать рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки.

В ходе работы учащиеся изучили соответствующую литературу, провели ряд опытов, необходимых для получения результатов. Вернулись к высказанной гипотезе, грамотно сформулировали выводы по методам, форме проведенного исследования. Среди положительных результатов можно отметить не только практическую пользу проекта, но и высокое эмоциональное состояние детей, добившихся положительных итогов.

В рамках реализации профильного обучения на занятиях элективного курса «Углубленное изучение органической химии» десятиклассники с увлечением выполняют практические задания. Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полу­ченных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. В современном мире человек очень нуждается в нефти и в нефтепродуктах. Автомобильный транспорт по мере своего развития предъявлял все большие требования не только к количеству, но и к качеству бензина. С количеством все понятно. А вот что входит в понятие качества? Как же проверить качество бензина - на этот вопрос и попытались ответить в своей работе «Обнаружение щелочи и воды в бензине» обучающиеся 10 класса.

Актуальность данного исследования заключается в том, что приобретение некачественного топлива часто приводит к различным неприятностям. В лучшем случае появятся проблемы с запуском двигателя, и появится детонация, в худшем - из строя выйдет топливная аппаратура либо поломается сам двигатель.

Конечно, «домашние эксперименты» определения качества бензина не дадут полной информации, они лишь помогут сделать, так называемую, первоначальную оценку качества, которой в принципе будет достаточно. Девочки в своей работе провели анализ качества бензина в школьной лаборатории.
Цель работы: качественное определение щелочи и воды в бензинах различных марок АЗС города Аткарска.

Задачи работы:


  1. Углубить знания о нефтепродуктах.

  2. Развитие умения и навыков практического определения рН растворов.

  3. Определение значения рН нескольких марок бензина .


Опыты показали, что взятые образцы бензина не содержат щелочь, так как после добавления фенолфталеина в бензин цвет раствора не изменился, произошла только градация.

Во всех образцах бензина присутствует вода. О наличии воды свидетельствует малиновая окраска, полученная после добавления в смесь бензина и фенолфталеина оксида кальция.

Литература и химия. Казалось бы, сложно найти более различные, ни в чем, на первый взгляд, не пересекающиеся науки! Но при ближайшем рассмотрении мы понимаем, что литература, как некая универсальная область, аккумулирующая в себе разнообразные сферы познания, не могла пройти мимо химии. “Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области, ” - писал российский драматург А. Е. Арбузов. Так и сами литераторы не могли пройти мимо загадки природы вещей. Поэт С. Щипачёв в стихотворении «Читая Менделеева» писал:

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все — от песчинок малых до планет —

из элементов состоит единых.

Многие поэты и писатели использовали в своих произведениях химические термины, описывали последствия тех или иных химических реакций. Зачем им это понадобилось? Как помогло реализовать художественный замысел? Сколь верно и безошибочно используют люди, порой очень далекие от такой сложной науки, как химия, химические термины? На эти вопросы искала ответ Жаброва Анастасия, ученица 9 класса, в ходе работы над проектом «Точки соприкосновения: химия и литература».

Объектом исследования данного проекта являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях.

Цель работы: проанализировать безошибочность использования химических понятий в произведениях зарубежных и отечественных писателей и исследовать реализацию художественного замысла авторов.

Задачи проекта:

  1. провести анкетирование среди обучающихся 9 – 11 классов;

  2. исследовать некоторые произведения художественной литературы, в которых авторы обращаются к химическим терминам и описаниям процессов;

3) изучить свойства ряда химических элементов, описание химических процессов, используемых авторами;

Союз химии и литературы поражает своей изобретательностью и значимостью. Монументальность химии, её логика, сложность, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой! Истины, облачённые в поэтические одежды, порой влияют на сознание гораздо сильнее, чем простые высказывания.

В поэме «Полтава» А.С. Пушкин писал: «В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную Лань...». Эти слова стали фразеологизмом, который обозначает попытку сочетать несочетаемое. Приступая к реализации проекта, мы думали, что именно «Коня и трепетную Лань» мы пытаемся «впрячь в одну телегу». Но исследования показали, что химия и литература сочетаются, дополняя и углубляя друг друга. В стихах и прозе литераторы подчас точно и образно описывают те или иные химические процессы, химия же, в свою очередь, помогает поэтам и писателям более образно донести до читателя свои мысли.

Таким образом, наша гипотеза о том, что использование химических понятий поэтами и прозаиками помогает им глубже реализовать свой художественный замысел, нашла свое подтверждение. Цель достигнута, задачи реализованы.

Проектная деятельность позволяет усилить практическую направленность уроков химии и способствует достижению следующих конкретных результатов:

- в области личностных результатов:

повышение мотивации школьников к изучению химии;

- Формирование ценностно-смысловых установок, таких как потребность к здоровому образу жизни в области питания и использования средств бытовой химии;

- повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по химии.

в области предметных результатов:

– осознание роли химии в познании окружающего мира:

– объяснение роли различных источников химической информации.

использование химических умений и навыков при решении практических задач:

– умение находить в различных источниках и анализировать химическую информацию;

– составлять описания различных химических процессов на основе анализа проведенных экспериментов;

– понимание смысла собственной деятельности:

– использование химических знаний для осуществления мер по сохранению собственного здоровья, адаптации человека к условиям окружающей среды. в области метапредметных результатов формируется

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе .


Из выше сказанного можно сделать сделать вывод о том, написание НИР по химии в преподавании предмета способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

  • предметных;

  • общеучебных;

  • информационно – технологических (использование компьютера и Интернета);

  • коммуникативных и др.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.

Список литературы

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.М. : Мир, 1997.

  2. Классе Л. И др. Еда – наш друг, еда –наш враг. Азбука здорового питания. Пер. с англ. СПб. ; Ридерз Дайджест, 1999.

  3. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. М. : Химия, 1995.

  4. Пиль А. Мое тело (Все обо всем). – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

  5. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб, : Союз, 1998.

  6. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. – М. : Школа-Пресс, 1998.

  7. www.wikipedia.org

  8. .www.kuking.net.

  9. www.ximik.ru.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Паршикова Елена Владимировна

Дата: 01.07.2023

Номер свидетельства: 634656


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства