kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Из опыта работы по введению и реализации ФГОС c использованием учебно – методического комплекта Н.Е. Кузнецовой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования прописаны предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей. Преподавание химии по новым стандартам ставит перед учителем практические задачи выбора программы, УМК, технологий и методов обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Из опыта работы по введению и реализации ФГОС c использованием учебно – методического комплекта Н.Е. Кузнецовой"»

Учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 города Ртищево Саратовской области» Попкова Елена Геннадьевна


Из опыта работы по введению и реализации ФГОС c использованием учебно – методического комплекта Н.Е.Кузнецовой.

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования прописаны предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей.

Преподавание химии по новым стандартам ставит перед учителем практические задачи выбора программы, УМК, технологий и методов обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

Использование системно-деятельностного подхода, на основе которого должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты, обусловливает потребность в изменении школьного химического образования.

По УМК Н.Е.Кузнецовой я работаю первый год, хотя знакомство с учебниками, рабочими тетрадями, задачниками у меня началось давно.

На протяжении 23 лет моей педагогической деятельности учителем химии я работала по УМК О.С.Габриеляна. Но в связи с введением ФГОС я поняла, что необходимо менять не только структуру уроков, но и сам подход к обучению. И однажды я попала на конференцию, организованную Саратовским областным институтом развития образования, на котором выступал М.А.Ахметов. Он то и открыл для меня УМК Н.Е.Кузнецовой. Я была в восторге от тех заданий, которые были представлены в учебниках, рабочих тетрадях по химии! Марат Анварович познакомил нас с контекстными задачами на конкретных примерах. Так началось моё знакомство с новым УМК.

Я приобрела электронные учебники, ознакомилась с их структурой. Сразу бросились в глаза алгоритмы по трудным и важным темам курса химии 8 класса: алгоритм составления химической формулы по валентности, алгоритм определения валентности по формуле, алгоритмы решения расчётных задач. Причём написаны они понятным детям языком. Думаю, что если мои ученики пропустят по какой – то причине урок, то, используя алгоритм, смогут самостоятельно понять тему.

И на уроках химии при изучении различных тем, мы опираемся на алгоритмы, данные в учебнике. Обучающиеся сначала самостоятельно, работая в группах, знакомятся с алгоритмами, затем при выполнении конкретных заданий, мы снова обращаемся к ним.

Одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по химии является овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.

Измерить и оценить предметные и метапредметные результаты можно при помощи таких инновационных средств, как контекстные задачи.

Контекстное  обучение — форма активного обучения, сущность которого определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация; требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

 Как показывают результаты международных исследований, современные российские школьники, хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой.

В учебниках, рабочих тетрадях УМК Н.Е.Кузнецовой достаточно много контекстных заданий.

Хочу остановиться на некоторых из них.

УМК Н.Е.Кузнецовой 8 класс

  1. Тема урока «Относительная молекулярная масса вещества. Массовые доли элементов в соединениях».

Из курса ботаники вы знаете, что для роста зелёной массы растений необходим азот. Использование какого минерального удобрения (аммиачная селитра NH4NO3, калийная селитра KNO3, мочевина (NH2)2CO) окажется наиболее эффективным и почему? Как вы полагаете, является ли содержание в веществе элемента, необходимого для растений, единственным фактором, определяющим целесообразность его использования в качестве удобрения?

  1. Тема урока «Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в лаборатории».

Как известно, рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Что можно сказать о требовательности к содержанию кислорода в воде таких известных видов рыб, как карась и форель, если первый предпочитает стоячую воду небольших прудов, а вторая водится только в быстрых горных речках?

  1. А в этой контекстной задаче затрагивается ещё один важный вопрос, о котором говорится в Стандарте - навыки безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.



Тема урока «Что показывает химический знак и химическая формула»

Есть много людей, обожающих париться в бане. Однако в русской бане есть риск отравления угарным газом. Признаки такого отравления известны: сначала сильное головокружение, необыкновенная бледность лица, у некоторых бывает рвота, потом глубокий обморок, а при продолжительном воздействии газа – летальный исход. Чтобы избежать опасности отравления, необходимо придерживаться следующих правил: когда баня натоплена и уже достаточно прогрета, надо тщательно перемешать угли в топке, чтобы не осталось даже маленькой тлеющей головешки. Если в топке имеются большие тлеющие головни, их следует оттуда убрать и погасить в ведре с водой. Из поддувала печи также нужно всё выгрести, так как там могут находиться долго тлеющие угли.

Установите и запишите формулу угарного газа, если известно, что он относится к оксидам, а массовая доля углерода в нём составляет 42,86%.



В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебной

и внеучебной деятельности. Поэтому очень люблю задания такого типа.

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.

  1. Тема урока «Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций».

Однажды французский химик Бернар Куртуа, как обычно, завтракал за своим лабораторным столом. На плече у него восседал кот. Коту надоело сидеть на плече, и он спрыгнул, но неудачно, столкнув стоящие на столе бутылки, в одной из которых был настой морских водорослей, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки покатились и, упав на пол, разбились. Содержимое бутылей смешалось, а комната наполнилась фиолетовыми парами. Это были пары иода.

Какие правила безопасной работы в химической лаборатории нарушил Бернар Куртуа?



  1. Тема урока «Строение атомов галогенов. Галогены – простые вещества».

Первым боевым отравляющим веществом был хлор. Германия применила его 22 апреля 1915 года в долине реки Ипр против французской дивизии. Только в один этот день было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли.

Согласно ГОСТ 2874-54 при очистке воды после 30 – минутного контакта хлора с водой остаточного хлора должно быть не более 0,5 мг/л и не менее 0,3 мг/л при выходе из очистных сооружений, не менее 0,1 мг/л в наиболее отдалённых точках водозабора.

Если бы французы знали химические свойства хлора, могли бы они предотвратить столь масштабные отравления? Каким образом? Почему хлор применяется как боевое отравляющее вещество и почему применяется в целях обеззараживания воды?

Почему происходит снижение концентрации хлора в отдалённых точках водозабора?



УМК Н.Е.Кузнецовой 9 класс

  1. Тема урока «Сероводород. Сульфиды»

Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека? Используя дополнительную литературу, объясните механизм воздействия сероводорода на человека.

  1. Тема урока «Оксиды углерода».

Для каких целей применяется «сухой лёд»? В чём его преимущество по

сравнению с обычным льдом?


  1. И даже в рабочей тетради 9 класса для проведения самостоятельных

практических работ я обнаружила контекстные задания.



Тема практической работы «Получение аммиака и изучение его свойств»

Аммиак – одно из веществ, которое человек использует в повседневной жизни. Аммиак служит сырьём для получения азотной кислоты, удобрений, солей аммония. Добавив аммиак в воду, можно легко отмыть до блеска оконные стёкла. Без него трудно обойтись в медицине. Он помогает людям длительное время сохранять пищевые продукты.

Какие свойства аммиака обусловливают его применение в медицине и в холодильной технике?




Контекстные задачи способствуют формированию у школьников навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.





Источники:

  1. ФГОС ООО

  2. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98687401

  3. http://festival.1september.ru/articles/312110/

  4. Пермский педагогический журнал (№ 5 / 2014) О. М. Мясникова:

Использование контекстных задач при оценивании метапредметных

результатов

  1. Ахметов М.А. От контекстных заданий к контекстным урокам // Химия в школе. – 2014. – № 4. – С. 24–27.

  2. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 256 с.:ил.

  3. Химия: 8класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, М.А.Ахметов. – М.: Вентана – Граф,2013. – 144 с.:ил.

  4. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара; под редакцией проф.Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 288 с.:ил.

  5. Зуева М.В., Гара Н.Н. В химической лаборатории: Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2004. – 64 с.:ил.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попкова Елена Геннадьевна

Дата: 23.06.2016

Номер свидетельства: 335981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства