Личностно-ориентированное обучение на уроках химии
Личностно-ориентированное обучение на уроках химии
Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки, но не всегда получается так, как хочется, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО).
Именно ЛОО обеспечивает учёт возможностей и способностей обучаемых и создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение на уроках химии »
Слайд № 1
Личностно-ориентированное обучение на уроках химии
Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки, но не всегда получается так, как хочется, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему позволяет технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО).
Именно ЛОО обеспечивает учёт возможностей и способностей обучаемых и создаёт необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Слайд № 2
Личностно-ориентированные технологии:
ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов;
характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я»-концепции.
Слайд № 3
Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности
продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого;
побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку;
продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Слайд № 4
Личностно-ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.
содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель;
обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин;
достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода;
активно используется положительная стимуляция учения
На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Овладеть технологией личностно ориентированного обучения, значит, научиться так строить учебный процесс, чтобы на каждом его этапе проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, реализация своих способностей и задатков. Личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности.
Слайд № 5
В рамках ЛОО как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникативные технологии, технологию сотрудничества.
Слайд № 6
Наиболее важными, приоритетными подходами к процессу обучения являются:
Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно лёгким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нём страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.
Цель технологии уровневой дифференциации:
обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;
создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
Элементы уровневой дифференциации необходимо вводить на уроках в 8 классе.
В 8 классе возможно провести 4 зачета:
1 зачет — Первоначальные химические понятия
2 зачет — Кислород. Оксиды. Горение
3 зачет — Основные классы неорганических веществ
4 зачет — Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома.
Детям заранее должны знать, к чему они должны быть готовы, какие знания должны усвоить очень четко.
В Х класс практически каждой общеобразовательной школы приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ или вступительные экзамены по химии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным.
Технология уровневой дифференциации дает возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничивая при этом учителя в выборе методов, средств и форм обучения.
Слайд №7
Все дети разные, поэтому на уроках необходимо использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
Индивидуализация домашнего задания;
Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;
Организация исследовательского эксперимента;
Использование проектных технологий;
Постановка проблемы и поиск её решения;
Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.
Чтобы добиться этих результатов, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, информационно-коммуникационные технологии.
Слайд №8
Использование в работе исследовательской технологии приводит :
К повышению уровня активности на уроке;
Интеграции между предметами различных образовательных областей;
К умению работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать её.
К постановке цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;
Повышению качества знаний учащихся;
Профессиональному самоопределению учащихся.
Слайд № 9
Метод проектов - педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Для этого прежде всего выявляются, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников: а) экологические проблемы; б) организация рационального питания; в) вопросы медицины и т. д.
Затем совместно с учащимися выбирается для исследования один из них и конкретизируем его: а) загрязнение воды, воздуха, потепление климата и др.; б) состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на состояние здоровья, и др.; в) употребление и действие лекарств, побочные эффекты при их приеме и т. д.
После этого предлагается учащимся найти выход из выбранной ими ситуации, выслушиваю мнения. Далее разбивается класс на группы.
Каждая из них прорабатывает один из предложенных вариантов решения проблемы с точки зрения и химии, и валеологии: учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, обсуждают все «за» и «против» и выбирают наиболее оптимальный вариант. На обобщающем уроке, который проводится в форме дискуссии, конференции, выступают представители групп.
Главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.
Слайд № 10
Игровые технологии
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
терапевтическая (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);
диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);
коррекционная (изменить под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т. д.)
Слайд № 11 Информационно — коммуникационные технологии
Информационные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования.
Компьютерные обучающие программы обладают широкими возможностями и являются универсальным средством для самообразования.
Использование компьютер в обучении химии:
- способам решения химических задач.
- при изучении разнообразных химических реакций. Можно выделить 2 подхода: видеосъемка реакций (обычно в мультимедийном режиме), эммитационный эксперимент, представляющий собой динамическую модель процесса.
Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорное целесообразность его использования при рассмотрении взрыво и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, словом всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Компьютерная технология не может рассматриваться как эксклюзивная форма обучения химии. Она непременно должна сочетаться с традиционными формами учебных занятий. Опыт показывает, что учащиеся с привлечением компьютерных обучающих программ демонстрируют более глубокие знания по предмету.
Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты обучения развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.