Комплект тестовых заданий по химии "Раздел ""Металлы"
Комплект тестовых заданий по химии "Раздел ""Металлы"
Программа базового курса химии отражает современные тенденции в школьном химическом образовании. Изучение основ общей химии позволяет сформировать у обучающихся представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии. В данную методическую разработку входит комплект тестовых заданий по химии "Раздел "Металлы"".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплект тестовых заданий по химии "Раздел ""Металлы"»
Комплект тестовых заданий по химии "Раздел ""Металлы"
Винцукевич Р.И.
Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства
Пояснительная записка
Программа базового курса химии отражает современные тенденции в школьном химическом образовании. Изучение основ общей химии позволяет сформировать у обучающихся представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:
о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);
химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восста новительных процессах.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
2.Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
3.Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
4.Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
5.Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Понятия:
вещество; атом, радиус атома, молекула, химический элемент; простое и сложное вещество; валентность; химическое количество вещества; типы химических реакций; реакция нейтрализации; индикатор; катализатор; амфотерность; аллотропия; периодическая система химических элементов (период, группа); относительная атомная масса; строение атома; нуклид; изотопы; орбиталь; электронный слой; валентные электроны; химическая связь, ковалентная связь (полярная и неполярная); электронная и графическая (структурная) формулы; кратность связи; электроотрицательность; ион, ионная связь; металлическая связь; межмолекулярное взаимодействие; водородная связь; диполь; молекулярное и немолекулярное строение вещества; формульная единица; атомные, ионные, металлические, молекулярные кристаллы; степень окисления; восстановитель, окислитель, восстановление, окисление; смеси; раствор; растворимость вещества; электролиты и неэлектролиты; анион, катион; ионные реакции; коррозия; жесткость воды; относительная плотность газа; сильные и слабые электролиты; степень электролитической диссоциации; водородный показатель (pH); скорость химической реакции; химическое равновесие; электрохимический ряд напряжений металлов;
Закономерности, законы, теории: закон сохранения массы веществ; взаимосвязь между основными классами неорганических соединений; периодический закон Д. И. Менделеева; периодическая система химических элементов; закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по группам и периодам; теория электролитической диссоциации; условия протекания реакций ионного обмена в водных растворах; закон Авогадро, закон объемных отношений; закон постоянства состава; зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, давления, температуры, катализатора; условия установления и смещения химического равновесия; Величины, единицы, постоянные: атомная единица массы; моль; относительная атомная масса; относительная молекулярная масса; массовая доля химического элемента; постоянная Авогадро; молярный объем газа (н. у.); химическое количество вещества; относительная формульная масса; растворимость; массовая доля растворенного вещества; атомный номер; массовое число; коэффициент растворимости; водородный показатель (pH), молярная концентрация. Учащиеся должны уметь: Называть: вещества по химическим формулам; классы неорганических соединений; признаки и условия протекания химических реакций; тип химической реакции; тип химической связи; катионы и анионы; формулировки законов: сохранения массы веществ, постоянства состава, Авогадро, объемных отношений, периодического Д. И. Менделеева; факторы, влияющие на скорость химических реакций; примеры необратимых и обратимых химических реакций; физические и химические свойства изученных металлов, неметаллов, кислотных, основных, амфотерных оксидов, оснований, амфо- терных гидроксидов, кислот, солей, аммиака; сильные и слабые электролиты; качественные реакции на катионы Са2+, NH4+, Ва2+, Cl-, SO42-, СO32-, строительные материалы на основе природных оксидов и солей;
Определять: качественный и количественный состав соединения по химической формуле; принадлежность вещества к определенному классу неорганических соединений по химической формуле; вещество-окислитель и вещество-восстановитель по уравнению окислительно-восстановительной реакции; неорганические соединения (экспериментально по качественным реакциям); валентность и степень окисления химического элемента по формуле соединения; тип химической связи (между щелочным металлом и галогеном; водородом и типичным неметаллом; между атомами неметаллов- с различными значениями электроотрицательности; в простых веществах); тип химической реакции по уравнению; Различать: неорганические соединения различных классов по формулам; типы химических реакций по уравнениям; вещества с различным типом химической связи по формулам; карбонаты, хлориды и сульфаты (экспериментально); Составлять: схемы заполнения электронами электронных слоев атомов химических элементов первых трех периодов периодической системы; уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций; формулу неорганического соединения по названию вещества; графические (структурные) формулы веществ молекулярного строения; уравнения реакций, характеризующие химические свойства изученных веществ и способы их получения; Характеризовать: физические и химические свойства неорганических соединений различных классов; взаимосвязь между классами неорганических соединений; межмолекулярное взаимодействие; раствор; растворитель, растворенное вещество; растворимость; кислоты, щелочи, соли как электролиты; химические элементы по положению в периодической системе и строению атомов; закономерности изменения свойств атомов химических элементов и образуемых ими веществ (простые вещества, водородные соединения, оксиды, гидроксиды) на основе положения элемента в периодической системе; физические и химические свойства металлов и неметаллов; способы получения металлов; области практического использования неорганических веществ; объяснять: физический смысл атомного номера, номера периода и номера группы (для групп А); физический смысл периодического закона; закономерности изменения свойств атомов химических элементов для элементов первых трех периодов; электропроводность растворов электролитов; механизмы образования химической связи: ионной, ковалентной (обменный и донорно-акцепторный), металлической; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация, температура, давление, катализатор); сущность химического равновесия и условия его смещения; механизм процесса электролитической диссоциации; причины коррозии металлов и возможности ее предупреждения; Анализировать: результаты лабораторных опытов, практических работ; учебную информацию; применять: изученные понятия и законы при характеристике состава и свойств веществ, химических реакций, способов получения веществ; правила безопасного поведения при обращении с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием и приборами; Обращаться: с неорганическими веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием, приборами; Проводить: математические вычисления при решении расчетных задач; химический эксперимент; Пользоваться: учебником; инструкцией по правилам безопасного поведения в химическом кабинете; инструкцией при выполнении химического эксперимента.
Раздел «Металлы»
Тема №1 «Общие представления о металлах»
Задания №1 :
Цель: проверить уровень остаточных знаний по теме «Металлы» ( строение атомов, тип связи и тип кристаллической решетки, физические свойства металлов)
Часть А
1. Даны утверждения:
А. металлические свойства атомов связаны со способностью отдавать электроны
Б. металлы всегда являются восстановителями
а. верно утверждение А
б. верно утверждение Б
в. оба утверждения верны
г. оба утверждения не верны
2. Металлические свойства в периодах:
а возрастают
б. убывают
в. не изменяются
3. Какая связь присутствует в атомах металлов?
а. ковалентная
б. металлическая
в. ионная
г. водородная
4. Какой тип кристаллической решетки характерен для металлов?
а. атомная
б. металлическая
в. ионная
г. молекулярная
5. Какие физические свойства характерны для металлов?
а. пластичность
б. плотность
в. твердое состояние
г. электропроводность
д. пластичность
е. теплопроводность
Часть В
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Цель: изучить химические свойства металлов. Индивидуальная работа с учебником
Часть А
1. Взаимодействие металлов с неметаллами.
а. Запишите уравнения реакций взаимодействия магния с хлором, алюминия с бромом, натрия с йодом.
б. Запишите уравнения реакций :
1. образования хлорида натрия
2. хлорида сурьмы
3. сульфида железа
4. оксида магния
2. Взаимодействие металлов с водой.
а. Запишите уравнения реакций взаимодействия натрия с водой, бария с водой.
3. Взаимодействие металлов с растворами кислот.
а. Запишите уравнения реакций взаимодействия серной кислоты с калием, соляной кислоты с алюминием, уксусной кислоты с магнием.
4.Взаимодействие металлов с растворами солей.
а. Запишите уравнения реакций взаимодействия сульфата калия с железом, нитрата серебра с медью, хлорида кальция с железом.
Часть В
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
HCl + KHSO3 →
Б
HCl + K2SO3 →
HCl + KHS →
Г
HCl + K2S →
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
KCl + H2S
KCl + H2S + H2O
KCl + SO2 + H2O
4
KCl + H2SO4
5
KCl + H2SO4 + H2O
6
KCl + SO3 + H2O
Тема №3 Усвоение нового материала
Задание №3:
Цель: проверка усвоения нового материала. Индивидуальная работа
Часть А
1. Какой продукт образуется при взаимодействии натрия с кислородом?
а. оксид натрия, б. гидроксид натрия, в. хлорид натрия
2. Бромид железа образуется при взаимодействии:
а. железа с бромоводородной кислотой, б. железа с хлором, в. железа с бромидом натрия
3. Металлы проявляют?
а. только восстановительные свойства
б. только окислительные свойства
в. и восстановительные и окислительные
4. При взаимодействии металла с водой всегда образуется?
а. щелочь, б. оксид металла, в. водород
5. При взаимодействии разбавленной серной кислоты с цинком число продуктов реакции равно?
а. 2, б. 3, в. 4
6. Какая реакция пойдет в обычных условиях?
а. нитрат цинка + магний =?
б. нитрат цинка + кобальт =?
в. карбоната железа + алюминий =?
Часть В
1. При сплавлении алюминия с гидроксидом натрия образуется?
1)
NaAlO2
2)
AlH3
3)
Na[Al(OH)4]
4)
Al2O3
2. С раствором серной кислоты взаимодействует каждое из двух веществ:
1)
хлорид бария и оксид углерода (IV)
2)
магний и хлорид бария
3)
хлорид натрия и фосфорная кислота
3. Гидроксид цинка может реагировать со всеми веществами пары
1)
сульфат кальция, оксид серы (VI)
2)
гидроксид натрия (р-р) , соляная кислота
3)
вода, хлорид натрия
4)
сульфат бария, гидроксид железа (III)
4. Концентрированная азотная кислота в обычных условиях не взаимодействует с
1)
магнием
2)
гидроксидом натрия
3)
железом
4)
оксидом магния
5. Раствор гидроксида натрия не взаимодействует с
1)
СО2
2)
HСl
3)
SO2
4)
MgO
6. С какими из перечисленных ниже веществ будет взаимодействовать раствор сульфата меди (II)?
1)
гидроксид калия (раствор)
2)
железо
3)
нитрат бария (раствор)
4)
оксид алюминия
5)
оксид углерода (IV)
6)
соляная кислота
7)
фосфат натрия (раствор)
7. Основные свойства проявляет высший оксид элемента
1)
серы
2)
азота
3)
бария
4)
углерода
8. Оксиды металлов со степенью окисления + 6 и выше являются
1)
несолеобразующими
2)
основными
3)
амфотерными
4)
кислотными
9. Степень окисления хрома в его амфотерных соединениях равна
1)
+ 6
2)
+ 2
3)
+ 3
4)
+ 1
10. Реакция возможна между
1)
Ag и K2SO4 (р-р)
2)
Zn и KCl (р-р)
3)
Mg и SnCl2 (р-р)
4)
Ag и CuSO4 (р-р)
11. К амфотерным оксидам относится
1)
SO3
2)
K2O
3)
ZnO
12. При комнатной температуре хром взаимодействует с
1)
HCl(разб.)
2)
H2O
3)
H2SO4 (разб.)
4)
N2
5)
H2
13. Продуктами разложения нитрата меди являются:
1)
Cu
2)
CuO
3)
O2
4)
N2O
5)
NO2
6)
NO
14. Разбавленная серная кислота реагирует с каждым из двух веществ:
1)
Na2SiO3 и HNO3
2)
Fe2O3 и KNO3
3)
Ag и Cu(OH)2
4)
Fe и Al2O3
15. Медь растворяется в разбавленном водном растворе кислоты
1)
серной
2)
соляной
3)
азотной
4)
фтороводородной
Часть С
Задача 1. При восстановлении 48 г оксида железа (3) избытком угарного газа было получено 28, 56 г железа. Определите выход продукта реакции в процентах к теоретическому.
Задача 2. Какую массу сульфида цинка требуется подвергнуть обжигу для того, чтобы получить 4, 48 м3 оксид серы (4), если выход реакции составляет 90 %?
Задача 3. После длительного хранения на воздухе масса 10,36 г медного порошка увеличилась до 11,67 г. учитывая, что превращение произошло полностью, укажите формулу оксида?
1. ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
1
CsOH
MnO
3
Cr2O3
4
K4[Fe(CN)6]
КЛАСС (ГРУППА) НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
А
амфотерный оксид
Б
основной оксид
соль
Г
щелочь
Д
амфотерный гидроксид
Тема № 4 Контрольная работа
Вариант 1
Часть А
1.С соляной кислотой реагирует каждый из двух металлов:
1)
Al и Pt
2)
Zn и Fe
3)
Cr и Au
4)
Mg и Hg
2. Водород образуется при взаимодействии
1)
Cu и HNO3 (р-р)
2)
Zn и HCl (р-р)
3)
Cu и H2SO4 (конц.)
4)
Hg и H2SO4 (конц.)
3. Оксид алюминия не реагирует с
1)
ZnО
2)
HCl
3)
NaOH
4)
HNO3
4. Гидроксид алюминия реагирует с каждым из двух веществ:
1)
KOH и Na2SO4
2)
HCl и NaOH
3)
CuO и KNO3
4)
Fe2O3 и HNO3
5. Между собой взаимодействуют
1)
BaO и NH3
2)
Al2O3 и H2O
3)
P2O5 и SiO2
4)
MgO и SO3
6. И разбавленная, и концентрированная серная кислота взаимодействует с
1)
золотом
2)
серебром
3)
карбонатом натрия
4)
нитратом калия
7. Вещество, которое может реагировать с фосфатом калия, гидроксидом натрия и цинком, имеет формулу
1)
KNO3
2)
Ba(NO3)2
3)
CuCl2
4)
NaHCO3
8. Цинк вытесняет каждый из перечисленных металлов из растворов их солей:
1)
Mg, Al, Na
2)
Ca, Cu, Ag
3)
Fe, Cu, Ag
4)
Mg, Ba, Ag
9. Оксид кальция взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
H2O и MgO
2)
HCl и KOH
3)
H2O и СО2
4)
СO2 и NaOH
10. Гидроксид бария взаимодействует с каждым из двух веществ:
Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.
2. 1. РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А
CaC2 + HCl
Б
Ca + H2O
В
CaO + H2O
Г
CaCO3 + H2O + CO2
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИЙ
1
CaCl2 + H2O
2
Ca(OH)2
3
Ca(OH)2 + H2
4
CaCl2 + C2H2
5
Ca(HCO3)2.
3. При действии на смесь меди и железа массой 20 г избытком соляной кислоты выделилось 5,6 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси?
При действии на смесь алюминия и железа массой 11 г избытком соляной кислоты выделилось 8,96 л газа (н.у.). Определить массовые доли металлов в смеси?
Вариант 2
1. При прокаливании Cr(OН)3 образуется вода и
1)
oксид хрома (II)
2)
oксид хрома (III)
3)
oксид хрома (IV)
4)
хром
2. С раствором хлорида натрия реагирует
1)
AgNO3
2)
Cu
3)
K2SO4
4)
CaCO3
3. Карбонат кальция реагирует с
1)
HCl
2)
MgO
3)
Pb
4)
H2O
4. Алюминий невытесняет водород из
1)
H2SO4 (конц.)
2)
H2SO4 (разб.)
3)
CH3COOH
4)
HI
5. Раствор нитрата свинца (II) реагирует с
1)
Ag
2)
Hg
3)
Zn
4)
Cu
6. Взаимодействие натрия и воды относится к реакциям
1)
эндотермическим, каталитическим
2)
экзотермическим, необратимым
3)
эндотермическим, обратимым
4)
экзотермическим, каталитическим
7. Нитрат алюминия в растворе взаимодействует с
1)
KCl
2)
Fe(NO3)2
3)
MgCl2
4)
Ca(OH)2
8. Раствор нитрата магния взаимодействует с
1)
HCl
2)
CuSO4
3)
Fe
4)
Na2CO3
9. К оснóвным оксидам не относится
1)
Mn2O7
2)
MgO
3)
Ag2O
4)
CaO
10. Гидроксид железа (III) взаимодействует с каждым из двух веществ:
1)
KOH и H2SO4
2)
Cu(OH)2 и HCl
3)
HNO3 и Na2SO4
4)
HCl и BaCl2
Часть В
1. Даны: сульфид меди (II), кислород, хлор, азотная кислота (конц.), серная кислота (конц.). Напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами.
2. РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
А
Si + Mg
Si + NaOH(р-р)
Ca2Si + H2O
Г
SiO2 + Mg
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
SiH4
2
H2SiO3
Na2SiO3
4
Mg2Si
CaSiO3
Si
3. 16 г смеси цинка, алюминия и меди обработали избытком раствора соляной кислоты. При этом выделилось 5,6 л газа (н.у.) и не растворилось 5 г вещества. Определить массовые доли металлов в смеси?
Смесь меди и алюминия массой 20 г обработали 96 %-ным раствором азотной кислоты, при этом выделилось 8,96 л газа (н. у.). Определить массовую долю алюминия в смеси?
Литература:
Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, - 2013- 223 с..
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия». 11 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 11 класс: Настольная книга учителя. В 2-х частях. - М.: Дрофа, 2004.