Химия молочных продуктов (программа элективного курса)
Химия молочных продуктов (программа элективного курса)
Курс «Химия молочных продуктов» предназначен для учащихся 9 классов и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследовательской деятельности. Курс рассчитан на 12 часов и ориентирован на расширение кругозора учащихся, на развитие любознательности.Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химия молочных продуктов (программа элективного курса) »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №32»
г. Нижнекамска Республики Татарстан
Программа элективного курса в рамках предпрофильной
подготовки учащихся 9 классов
«Химия молочных продуктов»
Разработала:
Валеева Елена Николаевна,
учитель химии
Нижнекамск, 2015
Пояснительная записка.
Курс «Химия молочных продуктов» предназначен для учащихся 9 классов и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследовательской деятельности. Курс рассчитан на 12 часов и ориентирован на расширение кругозора учащихся, на развитие любознательности.Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия. Практические работы отобраны таким образом, что не предполагают использования токсичных реагентов и сложной аппаратуры. Они просты в выполнении, дают знания, которые могут быть использованы в быту, что повышает практическую значимость химических знаний. Работы проводятся учащимися в группах по 3-4 человека, используются материалы, принесенные ребятами из дома.
Цель курса: способствовать самоопределению ученика для определения профиля обучения в старших классах.
Задачи курса:
развитие познавательных интересов школьников;
развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельной работы;
возможность для самореализации в учебной деятельности;
воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работе;
развитие умений учащихся выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности;
Формы обучения:урок-лекция, урок - практическое занятие.
Ожидаемые результаты:
получение новых представлений о молочных продуктах питания;
расширение опыта исследовательской деятельности;
развитие познавательного интереса;
опыт дискуссии, проектирования, реализации учебных исследований, работы в коллективе.
осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
Форма отчетности: презентация творческих проектов.
Тематический план
№
название темы
количество часов
форма занятий
теория
практика
1
Введение. Общая характеристика питания человека.
1
лекция
2
Молоко и молочные продукты. Химический состав молока.
2
лекция
3
Растворы, качественная и количественная характеристика
1
лекция, практикум по решению расчетных задач
4
Приготовление раствора с определенной концентрацией.
1
беседа, практическая работа№1
5
Определение белков молока.
1
беседа, практическая работа№2
6
Определение углеводов молока
1
беседа, практическая работа№3
7
Определение макроэлементов молока
1
беседа, практическая работа№4
8
Определение витаминов молока
1
беседа, практическая работа№5
9
Специфические реакции на кислое молоко
1
беседа, практическая работа№6
10
Что можно приготовить из молока?
1
беседа, практическая работа№7
11
Презентация творческих проектов.
1
Итого
5
7
Содержание программы
1 занятие: Введение. Общая характеристика питания человека.
Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды и др. Основные этапы переваривания пищи в желудочно-кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения.
2,3 занятие: Молоко и молочные продукты. Химический состав молока.
В состав молока входят все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Химический состав молока зависит от вида животного, породы возраста самки, периода лактации, условий кормления и других факторов. Состав молока: 87-88% воды, белки 3,05-3,85% из них 82% казеина, 12% альбумина, 6% глобулина; углеводы, липиды, витамины,пигменты, минеральные вещества. Химический состав молока непостоянный. Он зависит от породы скота, периодов лактации животных, условий их кормления, содержания и других факторов. Наибольшим изменениям подвергаются количество и состав жира. В молоке содержатся все жизненно необходимые для нормального развития человеческого организма вещества: белки, жиры, молочный сахар, минеральные соли вода, органические кислоты, витамины, ферменты, гормоны, иммунные тела, газы, пигменты и др. Оптимальное сочетание компонентов делает молоко исключительно ценным, незаменимым продуктом питания, необходимым для людей любого возраста. Усвояемость молока и молочных продуктов колеблется от 95 до 98 %. Молоко также способствует усвоению других пищевых продуктов.
4 занятие: Растворы, качественная и количественная характеристика. Способы выражения концентрации растворов: молярность, массовая доля, нормальность. Газовые растворы. Решение задач на вычислении различной концентрации растворов. Вычисление концентрации раствора при смешивании двух растворов одного и того же вещества.
Белки молокапредставлены казеином, сывороточными белками (альбумин и глобулин), ферментами и белками оболочек жировых шариков. На долю казеина приходится около 80% общего содержания белков в молоке.Альбумин отличается от казеина низким содержанием азота и высоким – серы, а также отсутствием в молекуле фосфора. Он растворяется в воде, не осаждается под действием кислоты и сычужного феринета, но выпадает в осадок при нагревании до температуры 70 – 75С. Глобулин состоит из двух фракций: эвглобулина и псевдоглобулина. Он не растворяется в воде, но растворяется в слабых растворах солей и минеральных кислот. Практическая работа №2.
7 занятие: Определение углеводов молока
В группу углеводов входят молочный сахар – дисахарид, состоящий из молекул глюкозы и галактозы, простые сахара (глюкоза и галактоза), фосфорные эфиры сахаров (глюкозы, галактозы, фруктозы), аминосахара – соединения азотистых веществ с сахарами. Молочный сахар – лактоза содержится в молоке в растворённом виде. Практическая работа №3.
8 занятие: Определение макроэлементов молока
Кальций и фосфор – основные строительные материалы костей. Для нормального обмена веществ кальций и фосфор должны содержаться в пище в соотношении 1:2 (это соотношение выдерживается в молоке). Кальций, фосфор и магний входят в состав костей, зубов, кроме того магний влияет на работу сердца, а фосфор является составной частью нервной ткани и клеток мозга. Растущий организм нуждается в усиленной доставке с пищей солей кальция. Суточная норма кальция для взрослых 800 мг. В более высоких нормах нуждаются дети и подростки (до 7 лет 1000 мг, от 7 до 11 лет 1200 мг, от 11 до 14 лет 1500 мг, 14- 18 лет 1400 мг). Практическая работа №4.
9 занятие: Определение витаминов молока
Витамины — это соединения высокого биологического действия, незаменимые вещества пищи. Витамины принимают участие во всех жизненно важных процессах, происходящих в организме. Недостаточное снабжение организма витаминами вызывает различные заболевания, снижает его сопротивляемость болезням и общий жизненный тонус. Однако витамины требуются организму в небольших количествах. Среднесуточная потребность человека в витаминах. Практическая работа №5.
10 занятие: Специфические реакции на кислое молоко.
Молочная кислота. Алкогольная проблема на кислое молоко. Кипячение кислого молока.
11 занятие: Что можно приготовить из молока?
Рецепты приготовления молочных продуктов питания.
12 занятие: Презентация творческих проектов.
Литература для учителя
Габриелян О.С. Химия, 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005
Горбунова Т.С. Химия вокруг нас. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000
Леенсон И.А.Занимательная химия. Часть 1.- М.: Дрофа,2002
Леенсон И.А.Занимательная химия, часть 2.- М.: Дрофа,2002
Колычева З.И. Химия и питание / Химия в школе. 2001, №,4
Скурихин Н.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1991
Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. – Москва, изд-во “Химия”, 1998.
Литература для учащегося
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. – М.: Просвещение,2003
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград, изд-во “Химия”, 2001
Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 3, с.74-75. Том 7, с.75-78, с.117-118
Ольгин О. Опыты без взрывов – Москва, “Химия”, 1995
Савина Л.С. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Химия” - Москва, АСТ, 2003
Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – Москва, “Химия”, 2001.
Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Химия. /Авт.-сост. Л.А.Савина. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – с.405-408