kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Химия молочных продуктов (программа элективного курса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Химия молочных продуктов» предназначен для учащихся 9 классов и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследовательской деятельности.  Курс рассчитан на 12 часов и ориентирован на расширение кругозора учащихся, на развитие любознательности.  Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Химия молочных продуктов (программа элективного курса) »


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»

г. Нижнекамска Республики Татарстан










Программа элективного курса в рамках предпрофильной

подготовки учащихся 9 классов

«Химия молочных продуктов»







Разработала:

Валеева Елена Николаевна,

учитель химии










Нижнекамск, 2015

Пояснительная записка.


Курс «Химия молочных продуктов» предназначен для учащихся 9 классов и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследовательской деятельности. Курс рассчитан на 12 часов и ориентирован на расширение кругозора учащихся, на развитие любознательности. Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия. Практические работы отобраны таким образом, что не предполагают использования токсичных реагентов и сложной аппаратуры. Они просты в выполнении, дают знания, которые могут быть использованы в быту, что повышает практическую значимость химических знаний. Работы проводятся учащимися в группах по 3-4 человека, используются материалы, принесенные ребятами из дома.

Цель курса: способствовать самоопределению ученика для определения профиля обучения в старших классах.

Задачи курса:

  1. развитие познавательных интересов школьников;

  2. развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельной работы;

  3. возможность для самореализации в учебной деятельности;

  4. воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работе;

  5. развитие умений учащихся выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности;

Формы обучения: урок-лекция, урок - практическое занятие.

Ожидаемые результаты:

  • получение новых представлений о молочных продуктах питания;

  • расширение опыта исследовательской деятельности;

  • развитие познавательного интереса;

  • опыт дискуссии, проектирования, реализации учебных исследований, работы в коллективе.

  • осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Форма отчетности: презентация творческих проектов.


Тематический план



название темы

количество часов


форма занятий

теория

практика

1

Введение.  Общая характеристика питания человека.

1


лекция

2

Молоко и молочные продукты. Химический состав молока.

2


лекция

3

Растворы, качественная и количественная характеристика

1


лекция, практикум по решению расчетных задач

4

Приготовление раствора с определенной концентрацией.


1

беседа, практическая работа№1

5

Определение белков молока.


1

беседа, практическая работа№2

6

Определение углеводов молока


1

беседа, практическая работа№3

7

Определение макроэлементов молока


1

беседа, практическая работа№4

8

Определение витаминов молока


1

беседа, практическая работа№5

9

Специфические реакции на кислое молоко


1

беседа, практическая работа№6

10

Что можно приготовить из молока?


1

беседа, практическая работа№7

11

Презентация творческих проектов.

1




Итого

5

7




Содержание программы

1 занятие: Введение.  Общая характеристика питания человека.

Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды и др. Основные этапы переваривания пищи в желудочно-кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения.

2,3 занятие: Молоко и молочные продукты. Химический состав молока.

В состав молока входят все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Химический состав молока зависит от вида животного, породы возраста самки, периода лактации, условий кормления и других факторов. Состав молока: 87-88% воды, белки 3,05-3,85% из них 82% казеина, 12% альбумина, 6% глобулина; углеводы, липиды, витамины, пигменты, минеральные вещества. Химический состав молока непостоянный. Он зависит от породы скота, периодов лактации животных, условий их кормления, содержания и других факторов. Наибольшим изменениям подвергаются количество и состав жира. В молоке содержатся все жизненно необходимые для нормального развития человеческого организма вещества: белки, жиры, молочный сахар, минеральные соли вода, органические кислоты, витамины, ферменты, гормоны, иммунные тела, газы, пигменты и др. Оптимальное сочетание компонентов делает молоко исключительно ценным, незаменимым продуктом питания, необходимым для людей любого возраста. Усвояемость молока и молочных продуктов колеблет­ся от 95 до 98 %. Молоко также способствует усвоению других пищевых продуктов.

4 занятие: Растворы, качественная и количественная характеристика. Способы выражения концентрации растворов: молярность, массовая доля, нормальность. Газовые растворы. Решение задач на вычислении различной концентрации растворов. Вычисление концентрации раствора при смешивании двух растворов одного и того же вещества.

5 занятие: Приготовление раствора с определенной концентрацией. Массовая доля, молярная концентрация; единицы измерения. Приготовление раствора определенного состава. Практическая работа№1.

6 занятие: Определение белков молока.

Белки молока представлены казеином, сывороточными белками (альбумин и глобулин), ферментами и белками оболочек жировых шариков. На долю казеина приходится около 80% общего содержания белков в молоке. Альбумин отличается от казеина низким содержанием азота и высоким – серы, а также отсутствием в молекуле фосфора. Он растворяется в воде, не осаждается под действием кислоты и сычужного феринета, но выпадает в осадок при нагревании до температуры 70 – 75С. Глобулин состоит из двух фракций: эвглобулина и псевдоглобулина. Он не растворяется в воде, но растворяется в слабых растворах солей и минеральных кислот. Практическая работа №2.

7 занятие: Определение углеводов молока

В группу углеводов входят молочный сахар – дисахарид, состоящий из молекул глюкозы и галактозы, простые сахара (глюкоза и галактоза), фосфорные эфиры сахаров (глюкозы, галактозы, фруктозы), аминосахара – соединения азотистых веществ с сахарами. Молочный сахар – лактоза содержится в молоке в растворённом виде. Практическая работа №3.

8 занятие: Определение макроэлементов молока

Кальций и фосфор – основные строительные материалы костей. Для нормального обмена веществ кальций и фосфор должны содержаться в пище в соотношении 1:2 (это соотношение выдерживается в молоке). Кальций, фосфор и магний входят в состав костей, зубов, кроме того магний влияет на работу сердца, а фосфор является составной частью нервной ткани и клеток мозга. Растущий организм нуждается в усиленной доставке с пищей солей кальция. Суточная норма кальция для взрослых 800 мг. В более высоких нормах нуждаются дети и подростки (до 7 лет 1000 мг, от 7 до 11 лет 1200 мг, от 11 до 14 лет 1500 мг, 14- 18 лет 1400 мг). Практическая работа №4.

9 занятие: Определение витаминов молока

Витамины — это соединения высокого биологического действия, незаменимые вещества пищи. Витамины принимают участие во всех жизненно важных процессах, происходящих в организме. Недостаточное снабжение организма витаминами вызывает различные заболевания, снижает его сопротивляемость болезням и общий жизненный тонус. Однако витамины требуются организму в небольших количествах. Среднесуточная потребность человека в витаминах. Практическая работа №5.

10 занятие: Специфические реакции на кислое молоко.

Молочная кислота. Алкогольная проблема на кислое молоко. Кипячение кислого молока.

11 занятие: Что можно приготовить из молока?

Рецепты приготовления молочных продуктов питания.

12 занятие: Презентация творческих проектов.








Литература для учителя

  1. Габриелян О.С. Химия, 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005

  2. Горбунова Т.С. Химия вокруг нас. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000

  3. Леенсон И.А.Занимательная химия. Часть 1.- М.: Дрофа,2002

  4. Леенсон И.А.Занимательная химия, часть 2.- М.: Дрофа,2002

  5. Колычева З.И. Химия и питание / Химия в школе. 2001, №,4

  6. Скурихин Н.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1991

  7. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. – Москва, изд-во “Химия”, 1998.


Литература для учащегося

  1. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. – М.: Просвещение,2003

  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград, изд-во “Химия”, 2001

  3. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 3, с.74-75. Том 7, с.75-78, с.117-118

  4. Ольгин О. Опыты без взрывов – Москва, “Химия”, 1995

  5. Савина Л.С. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Химия” - Москва, АСТ, 2003

  6. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – Москва, “Химия”, 2001.

  7. Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Химия. /Авт.-сост. Л.А.Савина. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – с.405-408


Интернет-ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/

  2. http://www.nmedik.ru/sredstva/moloko/index.php






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Химия молочных продуктов (программа элективного курса)

Автор: Валеева Елена Николаевна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства