Эффективность обучения учащихся основам наук предполагает не только систематическое и последовательное изучение нового материала на уроке, но в постоянный контроль и учет результатов работы.
В нашей практике большой популярностью пользуются проверочные работы на 10-15 мин. по дидактическим заданиям на 4-6 вариантов и химические диктанты на 7-10 мин на 2 варианта с дифференцированными заданиями.
Цель проверочных диктантов - помочь учителю сократить время на проверку зна¬ний большого количества учащихся, правильно организовать индивидуальную работу с ними, целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала. Резуль¬таты проверки создают ясное представление о качестве усвоения учащимися раздела или темы, позволяют учителю в дальнейшем четко организовать индивидуальную в дифференцированную работу.
Опыт показывает, что проверка знаний учащихся при помощи химических диктан¬тов в сравнении с другими методами имеет ряд преимуществ. Так, с помощью диктанта можно проверить самые разнообразные стороны химической подготовки учащихся, от¬работать умения и навыки в составлении формул по валентности и определение ва¬лентности по известной формуле, в написании уравнений реакций и т. д.
Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет учителю своевременно обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется спе¬циальных уроков для проверки и закрепления изученного материала.
В процессе обучения мы предлагаем ученикам не только выполнять задания соот¬ветствующего диктанта, но и составлять простейшие проверочные работы по опреде¬ленному разделу программы. Такой подход позволяет развивать творческое и логиче¬ское мышление учащихся.
При проведении химических диктантов мы используем три важнейших группы методов в преподавании химии: словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические, в которых успешно сочетается репродуктивная и продуктивная деятель¬ность школьников в учебной работе. Задания химических диктантов, предусматриваю¬щие репродуктивную деятельность, требуют воспроизведения учащимися ранее полу¬ченных знаний: запись уравнений реакций, формул, схем, рисунков, таблиц, а также выполнение тренировочных задач.
Задания, предусматривающие продуктивную деятельность учащихся, подводят их к необходимости самостоятельного сравнения, обобщения, включают экспериментальные исследования, решение химических задач.
На первом уроке в начале учебного года определяем, как следует оформлять от¬веты на задания диктанта.
Некоторые задания (запись формул по названиям и определение соответствую¬щих названий по формулам и т. п.) выполняются сразу, об этом предупреждаем уче¬ников перед началом диктанта. Каждый вопрос повторяем два раза, чтобы учащиеся успели вникнуть в содержание задания. На выполнение других заданий (составление уравнений, решение задач, выполнение экспериментального опыта и т. д.) даем необ¬ходимое дополнительное время. Четкая организация работы позволяет мобилизовать внимание учащихся на самостоятельное выполнение заданий диктанта.
Затем мы вызываем к доске двух учеников, которые записывают правильные ответы на доске, при этом все учащиеся сразу видят допущенные ошибки и получают нужную консультацию.
Нередко работы проверяют сами ученики по контрольному тексту, записанному на доске, который закрыт во время диктанта. Для исправления ошибок учащиеся пользуются зеленой ручкой, ставят оценку согласно критерию, данному учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химические диктанты »
«Химические диктанты»
Автор: учитель химии
Бижоева Лариса Аскеровна
2015 г.
Эффективность обучения учащихся основам наук предполагает не только систематическое и последовательное изучение нового материала на уроке, но в постоянный контроль и учет результатов работы.
В нашей практике большой популярностью пользуются проверочные работы на 10-15 мин. по дидактическим заданиям на 4-6 вариантов и химические диктанты на 7-10 мин на 2 варианта с дифференцированными заданиями.
Цель проверочных диктантов - помочь учителю сократить время на проверку знаний большого количества учащихся, правильно организовать индивидуальную работу с ними, целенаправленно готовить к дальнейшему усвоению нового материала. Результаты проверки создают ясное представление о качестве усвоения учащимися раздела или темы, позволяют учителю в дальнейшем четко организовать индивидуальную в дифференцированную работу.
Опыт показывает, что проверка знаний учащихся при помощи химических диктантов в сравнении с другими методами имеет ряд преимуществ. Так, с помощью диктанта можно проверить самые разнообразные стороны химической подготовки учащихся, отработать умения и навыки в составлении формул по валентности и определение валентности по известной формуле, в написании уравнений реакций и т. д.
Методически обоснованное проведение химических диктантов позволяет учителю своевременно обнаружить пробелы в знаниях учащихся, при этом не требуется специальных уроков для проверки и закрепления изученного материала.
В процессе обучения мы предлагаем ученикам не только выполнять задания соответствующего диктанта, но и составлять простейшие проверочные работы по определенному разделу программы. Такой подход позволяет развивать творческое и логическое мышление учащихся.
При проведении химических диктантов мы используем три важнейших группы методов в преподавании химии: словесные, словесно-наглядные, словесно-наглядно-практические, в которых успешно сочетается репродуктивная и продуктивная деятельность школьников в учебной работе. Задания химических диктантов, предусматривающие репродуктивную деятельность, требуют воспроизведения учащимися ранее полученных знаний: запись уравнений реакций, формул, схем, рисунков, таблиц, а также выполнение тренировочных задач.
Задания, предусматривающие продуктивную деятельность учащихся, подводят их к необходимости самостоятельного сравнения, обобщения, включают экспериментальные исследования, решение химических задач.
На первом уроке в начале учебного года определяем, как следует оформлять ответы на задания диктанта.
Некоторые задания (запись формул по названиям и определение соответствующих названий по формулам и т. п.) выполняются сразу, об этом предупреждаем учеников перед началом диктанта. Каждый вопрос повторяем два раза, чтобы учащиеся успели вникнуть в содержание задания. На выполнение других заданий (составление уравнений, решение задач, выполнение экспериментального опыта и т. д.) даем необходимое дополнительное время. Четкая организация работы позволяет мобилизовать внимание учащихся на самостоятельное выполнение заданий диктанта.
Затем мы вызываем к доске двух учеников, которые записывают правильные ответы на доске, при этом все учащиеся сразу видят допущенные ошибки и получают нужную консультацию.
Нередко работы проверяют сами ученики по контрольному тексту, записанному на доске, который закрыт во время диктанта. Для исправления ошибок учащиеся пользуются зеленой ручкой, ставят оценку согласно критерию, данному учителем.
Если работу проверяет другой ученик, то она оформляется следующим образом:
Графа отвечающего ученика
Графа проверяющего ученика
№ вопроса
Ответ
№ вопроса
Исправления, дополнения, сделанные проверяющим
1.
Na2SO4
1.
Na2SO3
2.
Al(OH)3
2.
3.
H2S
3.
4.
Сульфид калия
4.
Сульфит калия
Оценка:
Проверил(а): фамилия, имя
Проверяющий ученик заполняет свою графу только в том случае, если считает, что допущена ошибка. Такая проверка сопровождается повторением диктанта, проверяющий ставит свою оценку и подписывается. Ни одно исправление здесь не допускается. За рецензию учащиеся получают оценку. Этот вид проверки чаше практикуем в восьмых классах. Опыт показывает, что групповая работа на уроке, проведение общественных смотров знаний воспитывает у учащихся общественную мотивацию учения, а отсюда — чувство ответственности, долга, принципиальности, добросовестности.
Втекстах диктантов условно обозначены дополнительные вопросы, задания, которые проецируются на экран, записываются на доске или предлагаются в виде таблицы.
Приведем содержание диктантов, задания которых устно диктуются учителем.
Химический диктант в IX классе рассчитан на 8 мин урока и позволяет выявить знания учащихся о сильных и слабых электролитах, умение составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей, подготовить их к составлению полных и кратких ионных уравнений реакций.
I вариант
II вариант
1. Запишите формулы следующих веществ:
оксида хрома (VI) фосфорной кислоты
соляной кислоты (концентрированной) метана
карбоната кальция сульфата бария
гидроксида марганца (II) разбавленной серной кислоты
нитрата серебра воды
сульфида калия силиката натрия
фосфата натрия углекислого газа
Подчеркните названия
электролитов неэлектролитов
2. Какие из перечисленных ионов являются:
катионами? анионами?
Подчеркните их.
ион магния сульфат-ион
фосфат-ион ион алюминия
карбонат-ион сульфид-ион
иодид-ион силикат-ион
сульфид-ион ион лития
3. Дополнительное задание:
Запишите механизм диссоциации соляной кислоты
Почему воду можно считать кислотой и основанием?
В этом диктанте все три задания учащиеся выполняют под диктовку. После выполнения первого задания делаем небольшую паузу, чтобы учащиеся успели подчеркнуть электролиты и неэлектролиты.
Целью химического диктанта в VIII классе, рассчитанного на 10 мин. является выявление знаний учашихся состава, классификации и свойств различных классов неорганических соединений.
I вариант
II вариант
1. Запишите формулы веществ по их названиям
иодоводородная кислота сульфат свинца (II)
гидроксид бария сероводородная кислота
сульфит цинка угольная кислота
оксид меди (I) хлорид натрия
фосфорная кислота иодид железа (II)
гидроксид марганца (II) гидроксид рубидия
хлорид алюминия фтороводородная кислота
2.Записать уравнения, соответствующие данным превращениям:
Составьте два примера уравнений реакций взаимодействия:
основного оксида с кислотой
щелочи с кислотным оксидом
Первое задание учащиеся выполняют сразу по мере диктовки, а второе и третье задания сначала диктуются, на их выполнение отводим 5—6 мин.
Нередко в диктантах встречаются задания, выполнение которых требует не только слухового, а и зрительного восприятия. Текст задания пишем на доске и в нужный момент открываем его.
Приведем текст такого диктанта в VIII классе:
I вариант
II вариант
1. Запишите названия веществ по их формулам:
NaOH Н3РО4
HNO3 Na2S
A12(S04)3 КОН
LIOH HCI
K20 SO2
H2S H2СO3
C02 P205
2.Запишите формулы веществ по валентности и уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям:
II II II I II I
Mn MnO MnNO3 МпОН
При помощи проектора также проецируем на экран условия задач, не требующих сложных вычислений и оформленных в виде таблиц. Например, текст химического диктанта в IX классе, рассчитанного на 10 мин, по теме «Гидролиз солей» оформляем на слайде:
I вариантII вариант
1. Как практически осуществить превращения, выраженные схемами:
Как показывает опыт, применение химических диктантов для проверки знаний учащихся позволяет более эффективно организовать учебный процесс и основную часть урочного времени использовать для объяснения нового материала и его закрепления.