Просмотр содержимого документа
«Качество и объективность знаний. Использование сайта «единое содержание общего образования» в работе учителя химии»
Качество и обьективность знаний. Использование сайта «единое содержание общего образования» в работе учителя химии
Внедрение ФГОС и ФОП ООО и СОО актуализировало необходимость введения единых подходов к системе оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ соответствующего уровня образования. Принципиально важным положением организации системы оценки является выход за рамки контроля знаний. Ее важнейшей функцией становится ориентация образовательной деятельности на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся. Единым механизмом управления качеством образовательных результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке.
Министерством просвещения Российской Федерации и Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования было подготовлено письмо от 13 января 2023 г. № 03-49 «О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», согласно которому, на всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные формы оценки, которые можно условно разделить на две большие группы ‒ внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением) и должно включать:
‒ текущую оценку;
‒ промежуточную аттестацию;
‒ стартовые (диагностические) работы;
‒ комплексные (диагностические) работы.
Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов. К процедурам внешней оценки относятся:
‒ государственная итоговая аттестация (далее – ГИА);
‒ всероссийские проверочные работы;
‒ мониторинговые исследования федерального, регионального и муниципального уровней.
В условиях индивидуализации процесса обучения на всех уровнях общего образования представляется целесообразным внедрение критериального оценивания, которое применяется при реализации форм внутреннего оценивания.
Учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса по учебному предмету, оценки усвоения учебного материала обучающимися, коррекции методических процедур для достижения высокого качества обучения.
Для обучающихся использование критериев оценивания обеспечивает понимание учебных целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности. Родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку.
Использование сайта «Единое содержание общего образования» в работе учителя химии
Образовательный портал включает в себя подразделы, которые помогут учителям химии подготовиться к урокам на более высоком уровне. Сайт «Единое содержание общего образования» содержит информацию о виртуальных лабораторных работах, методических интерактивных кейсах, а также можно изучить научные исследования.
Рассмотрим внимательнее некоторые подразделы.
Первый подраздел, который мы рассмотрим - Интерактивные виртуальные лабораторные и практические работы на углубленном уровне основного общего образования. Во вкладке «Виртуальные лаборатории» можно увидеть различные исследования. Важный момент: для знакомства с материалом обязательна регистрация на сайте.
Информация, которую дает портал будет легко усваиваться школьниками. Текст изложен простым языком, средний темп речи, подкрепляется фото и видео, что облегчает детям усвоить просмотренное. Стоит отметить, что важные фразы, необходимые для конспектирования выделяются в рамку с жирным шрифтом. Это позволяет обратить внимание учащихся на то, что действительно нужно запомнить. Таким образом, у школьника задействованы все типы запоминания информации (визуальная, аудиальная, моторная), что повышает качество образования в классе.
Ссылка на ознакомительное видео https://content.edsoo.ru/lab/subject/4/
Ознакомительное видео показывает, каким образом будет излагаться материал в каждой из виртуальных лабораторий. Каждый, кого заинтересует это нововведение в свои уроки, могут зарегистрироваться на портале и продолжить изучение.
Немаловажный раздел, который мы рассмотрим - Рабочие программы, в котором представлены Федеральные рабочие программы основного общего образования и среднего общего образования предмета «Химия» базовый и углубленный уровень. Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по химии включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.) Основу подходов к разработке программы по химии, к определению общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия» для 10–11 классов на базовом уровне составили концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников.
Повышение квалификации и изучение нового обязательно для профессии учителя химия. Одним из таких способов являются методические семинары.
Подробнее о проекте
Зачем реализуется?
Обеспечить научно-методическую поддержку учителей, преподающих химию на уровне основного общего образования и среднего общего образования
Когда реализуется?
С сентября 2023 года по май 2024 года
Как реализуется?
Путем организации и проведения ежемесячных методических семинаров по вопросам содержания и реализации рабочих программ основного общего и среднего общего образования по химии
Какие вопросы обсуждаются?
С какими трудностями может столкнуться педагог при реализации рабочей программы и как их преодолеть? Какие новые элементы содержания включены в программу и как обеспечить достижение планируемых результатов? Какие методические находки помогут выстроить работу?
Кем координируется?
Задача по обеспечению научно-методического сопровождения педагогов в период введения обновленных ФГОС общего образования возложена на ФГБНУ «ИСРО»
Методические интерактивные кейсы – настоящая находка для учителей. В этом разделе можно посмотреть ознакомительное видео по теме (стоит отметить, что информация изложена кратко, понятно и без лишней «воды»), пройти тесты, а также скачать общие сведения для проведения урока.
Методические материалы в помощь учителю, которые включают в себя:
- методические пособи и рекомендации по каждому предмету,
- методические видеоуроки,
- федеральные уроки для школьников,
- типовой комплект методических документов, который включает в себя методические рекомендации, например, Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях.
Один из наиболее важных подразделов, который мы рассмотрим, -формирование и оценка функциональной грамотности школьников.
Подробнее о проекте:
Зачем реализуется?
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку педагогов по формированию функциональной грамотности школьников.
Когда реализуется?
С сентября 2023 года по май 2024 года
Как реализуется?
Путем организации и проведения методических семинаров для региональных, муниципальных, школьных команд по формированию и оценке функциональной грамотности школьников.
Какие вопросы обсуждаются?
С какими трудностями может столкнуться педагог при реализации рабочей программы и как их преодолеть? Какие новые элементы содержания включены в программу и как обеспечить достижение планируемых результатов? Какие методические находки помогут выстроить работу?
Кем координируется?
Задача по обеспечению организационно-методического сопровождения и координации деятельности субъектов РФ по включению методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности школьников в региональные системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов возложена на ФГБНУ «ИСРО»
В разделе «Научные исследования» можно ознакомиться с публикациями статей в различных сборниках: результатами научно-исследовательских работ, исследованиями в области образования и воспитания.
Качественный процесс предупреждения и устранения трудностей учебной деятельности возможен, если учитель будет готов:
- конструировать дидактический процесс в соответствии с требованиями ФГОС к содержанию образования (предметным, метапредметным и личностным достижениям обучающегося) и к технологии образования, построенной на приоритете деятельностной составляющей обучения, то есть на применении полученных знаний;
-обеспечить систематическую педагогическую помощь (внимание и поддержку) обучающимся разных групп успешности, целью которой становится индивидуально-дифференцированная работа по предупреждению трудностей и обеспечению перспективного развития каждого обучающегося в соответствии с уровнем его успешности;
- создать условия для непосредственного участия обучающегося в контрольно-оценочной деятельности с целью становления регулятивных умений самоконтроля, самооценки и прогнозирования.
Современный учитель, к сожалению, ищет причины неуспеваемости обучающихся, их нередко устойчивого отрицательного отношения к учебному предмету, вопервых, в них самих («невнимательны», «не учат», «ленятся», «постоянно где-то витают…»), вовторых, в неблагополучных внешних условиях («семья трудная», «не оказывают помощь», «никто дома не контролирует»). Конечно, нельзя не считаться с тем, что с каждым годом растет число школьников, которые не связывают уровень и качество образования с будущей жизнью, учатся без желания, проявляют избирательный интерес к каким-то предметам, выполняют домашние задания без желания и кое-как. Да и социальная среда порой оказывает отрицательное влияние на становление личности и ее эмоциональное состояние. Но сегодня нужно оценить педагогические причины того, почему в процессе обучения и учения у ученика возникают ошибки, проблемы и трудности, и научить его преодолевать их самостоятельно.
Сайта «Единое содержание общего образования» принесет пользу каждому учителю химии.