kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа Тема: «Плодородную почву учебно-опытному участку Песочнодубровской СОШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа идет вместе с презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Тема: «Плодородную почву учебно-опытному участку Песочнодубровской СОШ»»

МБОУ«Песочнодубровская средняя общеобразовательная школа»

636164 Томская область. Кожевниковский район. с. Песочнодубровка ул. Советская 57

Телефон: (8-244) 42-322, 42-415 E-mail: pdubrovka @ sibmail.com ИНН 7008004874














Исследовательская работа


Тема: «Плодородную почву учебно-опытному участку Песочнодубровской СОШ»







Авторы работы:

Кванин Матвей,

Банников Анатолий

Ученики 8 класса





Руководитель:

Холдина Галина Ивановна

Учитель химии и биологии



2017 год.




Содержание:


I . Введение ________________________________________стр.3

II . Теоретическая часть_______________________________стр.4

1. Общая характеристика исследуемого объекта

2.Назначение пришкольной территории, его структура.


III. Практическая часть ___________________________стр. 6

  1. Физический анализ исследуемой почвы________________ _стр.6

  2. Химический анализ исследуемой почвы ________________стр.9


IV. Результаты исследования _________________________ _стр.12

V .Заключение___________________________________________стр.13


VI. Список используемых источников_____________________ стр.13

VII. Приложения_________________________________________ стр.14
































I. Введение.

Тема: «Плодородную почву учебно-опытному участку Песочнодубровской СОШ»

Актуальность выбранной темы.

Жизнь растений тесно связана с почвой. Только воздействуя на почву, на ее свойства, определяющие плодородие, человек может повлиять на рост и развитие растений, т.е. на величину и качество урожая. Но, чтобы изменить свойства почв в нужном направлении, необходимы знания процессов, совершающихся в почвенной массе, обусловленных как природными факторами, так и сельскохозяйственной деятельностью человека, без этого процесса нормальная жизнедеятельность растений невозможна. Почва – это рыхлый поверхностный слой земли. Он включает в себя твердые, жидкие, газообразные компоненты и формируется в результате сложного взаимодействия климата, растений, животных, микроорганизмов

Таким образом, почва - одно из важнейших богатств, которым располагает человечество, так как именно почва обеспечивает необходимыми продуктами питания. Все мы, в конечном счете, зависим от ее плодородия. Поэтому во многом плодородие почвы обуславливается ее определенными физико-химическими свойствами, т.е. плодородием.

Вопрос плодородия и урожайности почвы особенно остро стоит в настоящее время. . Актуальность данной темы и в том, что в настоящее время большое внимание уделяется озеленению школьной территории, развитию подсобного хозяйства в школах, привлечению учащихся к активной работе на земельном участке. На территории нашей школы имеется достаточно большой пришкольный участок. ((Приложение №1). Благодаря его функционированию, а также наличию рационально организованного хранилища, стоимость обедов в школьной столовой была традиционно низкой (150-200 рублей в месяц). На участке мы выращиваем достаточно широкий ассортимент овощных и плодово-ягодных культур, а также цветочных культур. ((Приложение №2). Но урожайность, к сожалению, с каждым годом уменьшается и влечет за собой увеличение стоимости обедов в школьной столовой.

Постановка проблемы: На нашем учебно- опытном участке мы выращиваем овощи и ягоды для школьной столовой. По сбору урожая мы ведем учет. Статистические данные сбора овощей с участка показали, что урожайность каждый год снижается. Увеличивать площадь посадки мы не можем, так как количество детей в школе уменьшается и рабочих рук по уходу не хватает.

Плодородие же почвы играет очень важную роль для роста и развития растений. При научном подходе к работе с землей хорошая питательная почва с хорошим плодородием является основой для получения высокого, стабильного урожая культур и дизайна цветковых растений. Таким образом, мы считаем, что выбранная нами тема весьма актуальна, наш пришкольный участок достоин этого. ((Приложение №3).

Цель – исследование физико-химических свойств почвы и определение причин понижения урожайности на учебно-опытном участке.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу, материалы в сети Интернет, получить информацию из книг о почве

2. Изучить различные методики исследования почв. Выбрать те из них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории.

3.Провести исследования физических свойств и химического состава почвы пришкольного участка.

4.На основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на пришкольном участке

5. Предложить способы повышения плодородия почвы на пришкольном участке, не требующие особых материальных затрат и физических усилий. Объект исследования: почва учебно-опытного участка.

Предмет исследования: физико-химические свойства почвы. Методы исследования:

1Теоретический

  • Изучение литературы.

  • Изучение материалов Интернет-сайтов.

  2. Экспериментальный.

  • Отбор пробы почвы

  • Подготовка почвы к анализу.

  • Проведение анализов.

  1. Эмпирический

  • Наблюдения

  • Описание

  • Объяснение результатов исследования.

Гипотеза:

Земли пришкольного участка никогда не исследовались. Предполагаем, что изучение почвы даст  возможность выяснить их особенности и разработать правильные рекомендации по улучшению плодородия почв, что значительно повысит урожайность овощных культур, а также разнообразит количество видов цветов, деревьев,

Практическая значимость исследования:

Мы надеемся, что наша исследовательская работа принесет большую пользу школе, и не только ей, в борьбе за сохранение и повышение урожайности сельскохозяйственных культур с пришкольного участка.


II. Теоретическая часть.

«Почва - величайшее богатство лесов. Большой многоэтажный дом, и жильцы здесь разные: звери, бактерии, грибы, простейшие, черви и насекомые»

В.В. Докучаев

Свое исследование мы начали с работы с литературой, где познакомились с составом и свойствами почвы.

Почва – это рыхлый поверхностный слой земной коры, образовавшийся в результате разрушения горных пород под воздействием климата( вода, свет, воздух, тепло, живых организмов )растения, животные, микроорганизмы и т.д.) и производственной деятельности человека. От горных пород почва отличается плодородием- способность обеспечивать требования растений в необходимых факторов их жизни. Растения лучше растут на рыхлой почве. Каждое растение высасывает из земли корнями воду с растворенными солями, почва от этого истощается. Чтобы этого не произошло , надо почву удобрять. Плодородие почвы зависит от содержания в ней основных элементов питания растений: азот, калий и фосфор. Азот вызывает бурный рост зеленой массы. Фосфор дает растениям энергию, способствует развитию корней, получению здоровых плодов. Калий помогает синтезу белка и передвижению углеводов в растениях, повышает устойчивость к инфекциям. Почва включает в себя твердые, жидкие, газообразные компоненты и формируется в результате сложного взаимодействия климата, растений, животных, микроорганизмов. Поэтому во многом плодородие почвы обуславливается ее определенными физико-химическими свойствами.

Для того чтобы понять, каким образом можно повысить урожайность почвы на нашем пришкольном участке, мы задались целью: в ходе исследования физико-химических свойств почвы установить причину ее низкой урожайности и предложить реальные пути повышения ее плодородия. Земля — ценнейшее природное достояние народа, место обитания человека. Почвенный покров является объектом труда и средством производства. Он используется для выращивания растений, получения биологической массы разного рода продукции, размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, дорог, аэродромов, мест отдыха. Таким образом, почва - одно из важнейших богатств, которым располагает человечество, так как именно почва обеспечивает необходимыми продуктами питания. Все мы, в конечном счете, зависим от ее плодородия.

Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Чистая, здоровая почва — залог чистоты окружающей среды, экологически безопасных продуктов, а значит, и здоровья человека. Без сохранения почвенного покрова окажется невозможным и сохранение исторически сложившегося круговорота веществ в природе. Поэтому каждому человеку полезно иметь представление о состоянии почвенного покрова в том месте, где он живет. А для человека, живущего в сельской местности, чья жизнь непосредственно зависит от количества собранного урожая, проблема снижения плодородия почвы - одна из самых важных.

Вывод: изучив литературу по данному вопросу, мы узнали , что характеристики почвы, влияющие на плодородие это: механический состав, минералогический и химический состав, физические свойства почвы;  водный, воздушный и тепловой режим почвы, кислотность почвы,  живые организмы и т.д. Реакция почвы также играет очень важную роль для роста и развития растений.

1. Общая характеристика исследуемого объекта.

В качестве объекта для исследования почвы нами был выбран учебно–опытный участок МБОУ «Песочнодубровская СОШ»

Озеленяемая территория занимает площадь 2 га: 1га – пришкольный участок и 1 га школьной территории, находящиеся в зоне рискованного земледелия Западной Сибири лесостепной зоны умеренно-континентального климата, где средняя температура июля 18 градусов по С, января – 20 градусов. Среднегодовое количество осадков 500-800 мм . Преобладают западные и северо-западные направления ветров. Почвы – черноземные, подзолистые и серые лесные. Учебно-опытный участок расположен в Томской области Кожевниковского района, что является южной частью области. В данном районе развито растениеводство и животноводство.

Семена для посева овощных и цветочных культур частично заготавливаем самостоятельно, частично закупаем на деньги от реализации рассады, саженцев кустарников и овощей.

Имеется подсобное помещение, инвентарь - лопаты, грабли, вилы, тяпки, ведра, шланги поливочные, лейки, метла, специальный садовый набор.

2.Назначение пришкольной территории, его структура.


  1. Пришкольная территория создана в общеобразовательном учреждении Песочнодубровской СОШ для проведения в I – XI классах уроков по трудовому обучению, биологии, экологии; занятий дополнительного образования, опытнической и природоохранительной работы; экологического воспитания, профориентации, социализации детей, центр эстетического воспитания села.

  2. На пришкольной территории организованы отделы:

учебно-опытный отдел:

    • экологии (экологическая тропа)

    • овощных

    • плодово-ягодных культур

    • коллекционный

    • начальных классов

    • дендрологический

цветочно-декоративный:

  • цветники

  • клумбы

  • рабатки

  • групповые посадки

  • одиночные посадки

  • вертикальные конструкции для цветочных культур

и другие посадки на фоне газона.



III Практическая часть.

3.1 Физический анализ исследуемой почвы.


Для описания физических свойств мы исследовали почвенный профиль, механический и минеральный состав, структуру, влагоемкость, водопроницаемость и содержание воздуха в почвенном образце.


Работа №1
Тема: Состав почвы.
Цель эксперимента: Изучить состав почвы.
Оборудование: Почва, стакан воды, плитка, небольшая сковорода.
Ход работы:
1.Высыпать почву в металлическую ёмкость и поставить нагревать на плитку.
2.Отпустили комочек почвы в стакан с водой.
3.Досыпали в стакан с водой оставшуюся почву, хорошенько размешали и дали отстояться.
Наблюдение:
При нагревание почвы, мы наблюдали выделение дыма и характерного запаха. Это сгорал перегной. При опускании комочка в воду выделяются пузырьки воздуха.
Почву хорошо размешали в воде и дали отстояться, стали заметны два слоя: песок и глина.
Вывод: почва состоит из песка, глины и перегноя, в ней есть воздух.

Работа №2.
Тема: Структура почвы.
Цель эксперимента: определение структуры почвы нашего участка.
Оборудование: почва, чашки Петри.
Ход работы: для анализа взяли образцы исследуемой почвы. Поместили в чашки Петри и провели физические и агротехнические исследования почвы.
Наблюдение: почва состоит из склеенных механических элементов. Диаметр комочков от 0.25 до 10 мм.
Вывод: наша почва относится к структурной. Структурные почвы содержат больше воздуха и хорошо его удерживают.

Работа №3.

Тема: Определение механического состава почвы.
Цель эксперимента: определить тип почвы нашего участка.
Оборудование: почва, предметное стекло, стакан с водопроводной водой.
Ход работы

1.: поместили на предметное стекло небольшое количество почвы, увлажнили её и перемешали до тестообразного состояния.
2.Из увлажнённой почвы на ладони попробовали скатать шарик.
3 .Раскатали его в шнур толщиной 3 мм, и свернули из шнура кольцо диаметром 2-3 см.

4.Определили механический состав, используя таблицу.
Г.В.Устименко. «Основы агротехнический полевых и овощных культур».
Издательство «Просвещение», 1983г., с.8.

Таблица №1

Морфология образа.

Почва по механическому составу.

Не скатывается не в шарик, не в шнур.

1.Песчанная.

Скатывается в шарик который при надавливании растрескивается.

2.Супесчанная.

Скатывается в шарик быстро и легко.
При скатывании шарика образуется короткий шнур.
1.С рваными концами.
2.С острыми концами.

3.Легкосуглинистая.
4.Среденсуглинистая.

При скатывании образуется тонкий шнур, который сгибается в сплошное кольцо без трещин.

5.Глинистая.

Наблюдение: образуется сплошной шнур который легко свернуть в кольцо, но кольцо с трещинами и переломами.
Вывод:
Тип почвы – серые лесные. По механическому составу наша почва относится к среднему суглинку.
Образуется сплошной шнур, который легко свернуть в кольцо, но кольцо с трещинами и переломами. Суглинистые почвы содержат 40% глины и 60% песка. Они быстро прогреваются, но более рыхлые и легче поддаются обработке, чем глинистые.

Работа №4.
Тема: определение степени утоптанности почвы.
Цель эксперимента: определить утоптанность почвы на пришколь-опытном участке.
Оборудование: почва, лопата.
Ход работы: Таблица №2

Степень утоптанности.

Признаки.

Очень плотная.

Лопата или нож при сильном ударе входит в почву на глубину не более 1 см.

Среднеутоптанная.

Лопата или нож входит в почву на глубину 2-3 см. Почва разламывается руками.

Слабоутоптанноя.

Лопата или нож входит в почву на глубину 5-6 см. Почва легко разламывается руками.


Наблюдение:
1.Лопата или нож входит в почву на глубину 5-6 см.
2.Почва легко разламывается руками.
Вывод: почва на пришколь-опытном участке – слабоутоптонная.

Работа №5.
Тема: определение влажности почвы.
Цель эксперимента:
Определить влажность почвы на нашем участке.
Оборудование: почва, чашки Петри. Фильтровальная бумага.
Ход работы: Таблица №3

Степень влажности.

Признаки.

1.Сухая.

Почвы не похожи на пыль. Не холодит руку, присутствие влаги не ощущается.

2.Слегкаувлажнённая.

Холодит руку, не похожая на пыль. При подсыхании немного светлеет.

3.Влажная.

При подсыхании светлеет и сохраняет полученную форму, при сжимании комочка земли руками ощущает влагу, фильтровальная бумага положенная на почву пропитывается влагой.

4.Сырая.

При сжимании превращается в тестообразную массу. Вода смачивает руку, но не сочится между пальцами.

5.Мокрая.

При сжимании из почвы вода просачивается между пальцев.


Вывод:
1.Почва слегка увлажнённая.
2.Холодит руку, не похожа на пыль.
3.При подсыхании немного светлеет.


Работа №6.

Тема: Влагоемкость почвы.
Цель эксперимента: Определение влагоемкости почвы
Оборудование: почва, весы, духовка.
Ход работы: Отобрали немного почвы, поместили её на металлический поднос и взвесили. Масса почвы m1= 100г700мг. Поместили поднос с почвой на сутки в духовку при температуре около 100 градусов по Цельсию. Взвесили высушенную почву. Масса почвы стала m2=88г200мг. Рассчитали процентное содержание воды по формуле:

{(m1-m2)*100%}:m1=100700-88200*100%:100700=12%

Вывод: Сделали вывод, что из-за жаркого, сухого лета и осени без дождей в исследуемой почве содержится мало влаги.


Работа №7.

Тема: Водопроницаемость почвы
Цель эксперимента: Определение водопроницаемости почвы
Оборудование: почва, цилиндр
Ход работы Отобрали цилиндрический образец почвы. Для этого подготовили пластмассовую баночку (удалили в ней дно) и вырезали этим цилиндром образец почвы. Налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранный образец. Отметили время, за которое вода полностью впиталась в почву - 19 мин 28с. Так как исследуемая почва сухая, структурная, то вода достаточно быстро впиталась в неё.

Вывод: почва имеет высокую водопроницаемость.


Работа №8.
Тема: определение кислотности почвы.
1 способ.
Цель эксперимента:
Определить кислотность почвы разными способами.
Оборудование: пробы почвы, стеклянные ёмкости, мерный цилиндр, ложка, 10%-раствор хлорида калия, индикаторная бумага, блокнот, карандаш.
Ход работы:
Для анализа взяли образцы исследуемой почвы с тех участков, где растут наши овощные культуры. Отвесили на весах 3 см.кубических почвы, добавили 10 мл. раствора хлорида калия, перемешали, дали взвеси отстоятся и опустили индикаторную бумажку.
Наблюдение:

Индикаторная бумага показала на 6.
Вывод: наша почва слабо кислая.
2 способ.
Оборудование:
Стеклянная пробирка с пробкой, штатив, раствор сульфата бария, раствор универсального индикатора, индикаторная бумажка и цветная шкала Рн, шпатель, вода дистиллированная, мерная пипетка на 10 мл., почвенные образцы.
Ход работы:
1. Поместили в пробирку 1 см кубических почвы 1 см кубических раствора сульфата бария.
2. Долили в пробирку 10 мл. дистиллированной воды и 5 мл раствора универсального индикатора. Закрыли пробирку пробкой, энергично встряхнули и дали содержимому отстоятся в течении 5 минут.
Наблюдение:
1.Выпало коллоидная глина в виде хлопьев.
2.Цвет изменился.
Мы сравнили цвет жидкости в пробирке с таблицей шкалы и определили значение Рн.
3.Окраска соответствовала Рн=6
Вывод: Слабокислая, близкая к нейтральной

Общая характеристика почвы на пришкольно-опытном участке Песочнодубровкой СОШ.

Таблица №4


Признаки.

Показатели.

Структура.

Структурная.

Влажность.

Почва слегка увлажнённая.

Механический состав.

Почва среднесуглинистая.

Кислотность.

Слабокислая, близкая к нейтральной.

Степень утоптанности

Почва слабоутоптанная.


Вывод: почва на нашем участке слабокислая и требует известкования.
Согласно таблице чтобы добиться хороших результатов надо внести в неё удобрение.
На таких почвах плохо растёт: капуста, свёкла, пшеница, ячмень, картофель.
Хорошо на таких почвах развивается: овёс, рожь, ячмень, гречиха, тимофеевка.

3.2 Химический анализ почвы.

В качестве параметров для химического анализа использовались следующие: оценка кислотности почвы, оценка богатства почвы органическими веществами.


Работа №9

Тема: Изучение засоленности почвы.

А) Обнаружение сульфат-ионов:

в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор соли бария

Ввод: . Видимых изменений не обнаружили.

Б) Обнаружение сульфит-ионов:

в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям спиртовой раствор йода.

Вывод: Видимых изменений не обнаружили.

В). Обнаружение хлорид-иона:

в пробирку с почвенным раствором добавили по каплям раствор нитрата серебра

Вывод: . Видимых изменений не обнаружили.

Из проведенных опытов сделали вывод об отсутствии засоленности почвы.


Работа № 10

Тема: Обнаружение тяжелых металлов в почве.

А) Обнаружение ионов свинца:

в пробирку с почвенным раствором добавили 1 мл раствора йодида калия.

Вывод: Видимых изменений не обнаружили.

Б) Обнаружение ионов меди: в пробирку налили на 1/4 ее высоты раствор почвы, прилили в нее 2-3 мл (избы­ток) раствора аммиака, перемешали содер­жимое пробирки

Вывод: . Видимых изменений не обнаружили.

В) Обнаружение ионов железа:

в пробирку с почвенным раствором пипеткой налили 3-4 мл роданида калия.

Вывод: Видимых изменений не обнаружили.

Исходя из проделанных опытов, убедились, что исследуемый образец почвы не загрязнен тяжелыми металлами.


Работа №11

Тема: Определение содержания гумуса в почве.

Цель: количественное определение гумуса (перегноя ) в почвенных образцах.

Оборудование: Образцы почвы,. пробирки, стеклянные воронки, песочная баня.

Ход работы:

Гумус- сложный комплекс органических веществ почвы, все сотвные части которого находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и с ее минеральными соединениями.. Гумус- это кладовая азота в почве, без которого растения не могут нормально развиваться. Чем больше в почве содержится гумуса, тем она темнее.

Содержание органических веществ в почве мы определили, используя две методики:

а) отобрав образец почвы, мы взвесили его на весах. Масса (m1) почвы 5,500г. Поместили образец в тигель с крышкой и прокалили его на огне в течении часа для полного сгорания всех органических веществ. Остудили тигель в эксикаторе, взвесили почвенный образец после прокаливания (m2). Получили 3,600 г. Затем рассчитали процентное содержание органических веществ по формуле:

{(m1-m2)*100%}:m1=5500-3600*100:5500=34.5%

б) в банку поместили образец почвы объемом около 0,3 л. Залили его водой и довели уровень воды в сосуде до объема пример­но 1 л. Содержимое банки взболтали перемешива­нием для смачивания почвы и выхода пузырьков воздуха. Дождались расслоения взвеси, после чего измерили линейкой значе­ния высоты слоев отстоявшейся и всплывшей почвы линейкой.

Рассчитали h верхн/ h нижн *100%= 0,5 см/1,5 см * 100%= 33,3%п,

пересчитали на норму и получилось 2,58 мг.

Вывод: почва содержит небольшое количество органических веществ.процент гумуса в нашей почве составляет 2,58 мг на 100 г. почвы. Такой процент маленький, так как содержание доступного азота очень мало. В норме он должен составлять 3,24-4,40 мг на 100 г почвы.

Работа №12

Тема: определение подвижного фосфора в почве

Цель: определить количество подвижного фосфора в почве..

Оборудование: образцы почвы, мерный цилиндр, 0,2 н. раствор хлорида натрия, шкала с раличной почвенной вытяжкой.

Ход работы: взяли 25г. воздушно- сухой почвы, поместили в колбу емкостью 200-250мл, прилили к ней 50мл 1н. раствора хлорида натрия. Содержимое колбы взболтали в течение 4-5 минут. Вытяжку профильтровали. Первые порции фильтрата пришлось перефильтровывать, так как они оказались мутными .Приготовили шкалу с различным разведением почвенной вытяжки,

как описано в методике на стр. 53, А.А. Сударкина «Химия в сельском хозяйстве».

Вывод: у нас получилось 9,75 на 100 г. почвы.


Работа № 13

Тема: Определение подвижного калия в почве

Цель: определить количество подвижного калия в почве..

Оборудование: образцы почвы, мерный цилиндр, 1н. раствор хлорида натрия, шкала с раличной почвенной вытяжкой.

Ход работы: взяли 25г. воздушно- сухой почвы, поместили в колбу емкостью 200-250мл, прилили к ней 50мл 1н. раствора хлорида натрия. Содержимое колбы взболтали в течение 4-5 минут. Вытяжку профильтровали. Первые порции фильтрата пришлось перефильтровывать, так как они оказались мутными .Приготовили шкалу с различным разведением почвенной вытяжки,

как описано в методике на стр. 53, А.А. Сударкина «Химия в сельском хозяйстве».

Наблюдения: у нас получилось 9,75 на 100 г. почвы.

Вывод: обеспеченность почвы подвижным калием у нас средняя – 9,7 мг на 100г. почвы.В норме должна быть не менее 12-15мг на 100г. почвы.


Работа №14

Тема: определение подвижного азота по содержанию в ней гумуса.

Цель: определить количество подвижного азота в почве..

Ход работы: чем больше гумуса в почве, тем больше общего азота в ней. Но не весь азот доступен растениям. В среднем считается, в течение года на урожай используется всего 1% общего азота , поэтому процент гумуса любой почвы соответствует К мг на 100 г почвы.

М1=С* К, где М- масса подвижного азота, мг. На 100 г почвы. К – это коэффициент для различных почв имеет следующее значение:

  • Дерново- подзолистые- 1,0

  • Серые –лесные -0,9

  • Каштановые -0,5-1,0

  • Черноземы- красноземы- 0,5

М=2,58 * 0,9=2,332мг.

2,332 мг- масса подвижного азота, на 100г. почвы.

Из этого количества не весь азот могут использовать растения.

М 2 = М*3,0*0,3, т.е. М 2= 2,322*3,0*3,0=2,1мг азота с каждого 100г. почвы.

( 3,0 – коэффициент перерасчета массы подвижного азота почвы в 100 г почвы, 0,3- коэффициент использования растениями подвижного азота

Вывод: масса подвижного азота составляет 2,332 мг на 100г. почвы, из них только 2,1мг. используется растениями.




Агрохимический анализ почвы. Таблица №5


Показатели

Содержание питательных элементов, необходимых растениям ( мг.на 100г. Почвы)

Содержание питательных элементов, в исследуемой почве ( где росли овощи),( мг .на 100г. почвы)

Содержание питательных элементов, в исследуемой почве

( где не росли овощи),( мг .на 100г. почвы)

1.Определение гумуса в почве

3,24-4,40 мг

2.58мг

3,08мг

2.определение доступного азота в почве.

2,19-3,96мг

2,32мг

3,02мг

3.Определение подвижного фосфора в почве.

Очень низкое- 0-2,5мг.

Низкое- 2,6-5,0мг.

Среднее-5,1-10,,0иг

Выше среднего-10,1-15,0

Повышенное- 16,1-25,0

8,75мг

10,09мг

4.Определение подвижного калия в почве.

Низкое- 4,1-8,0иг

Среднее-8,1-12,0иг

Повышенное- 12,1-17,0иг

9,75мг

13,0мг


Выводы: из таблицы видно, что почва на нашем участке бедна питательными элементами, а именно: в ней мало калия, азота и фосфора.


IV. Результаты исследования.

Таким образом, изучив состав почвы нашего участка , мы пришли к выводу, что она бедна питательными элементами, а именно: в ней мало калия, азота и фосфора.

Работа по изучению состава почвы нам показалась интересной и полезной.

Гипотеза : следовательно, наша гипотеза подтвердилась, снижение урожайности на учебно-опытном участке связано с низким плодородием почвы. Плодородие почвы зависит от содержания в ней основных элементов питания растений: азота, калия и фосфора. Мы доказали это своим исследованием.

 Цель и задачи, которые были поставлены выполнены. Мы узнали много интересного и полезного. Эти знания нам пригодятся в дальнейшей жизни.  

Продукт нашего проекта:   Буклет с рекомендациями повышения плодородия без материальных затрат. Результаты данной работы мы будем использовать для проведения бесед о состоянии почвы , а также в качестве дополнительных материалов на уроках химии и биологии.

Выводы и рекомендации :

Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:

1. Удаленность учебно-опытного участка школы от различных источников антропогенного загрязнения благотворно влияет на сохранение плодородия его почвы.

2. Такие физические свойства как структурность, минеральный состав, высокая водопроницаемость и хорошая аэрация почвы должны способствовать получению хороших урожаев с пришкольного участка.

3. Так же положительно на плодородие почвы влияет отсутствие тяжелых металлов и вредных солей в ней.

4. Основной проблемой почвы на учебно-опытном участке школы является недостаточное содержание органических веществ , что снижает урожайность.

Выявленные проблемы показали, что основной задачей для руководителей опытного участка является повышение содержания органических веществ в почве и уменьшение ее кислотности. Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить всевозможные органические остатки. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами. Поэтому мы предложили методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий.

Во-первых, почву необходимо мульчировать остатками отмерших растений и опавшей листвой. Мульча выполняет ряд полезных функций:

- под действием аэробных микроорганизмов мульча минерализуется, и почва пополняется минеральными элементами,

- задерживает рост сорняков,

- предотвращает излишнее испарение влаги из почвы,

- благодаря мульче верхний слой почвы всегда рыхлый,

- мульчирующий слой играет роль шубы: днем почва не перегревается и не пересыхает, ночью - не переохлаждается,

- мульча уменьшает глубину промерзания почвы зимой,

- мульчипокров защищает почву от вымывания,
- мульчипокров обеспечивает питанием почвенную микрофлору и животных, которые в процессе жизнедеятельности выдыхают углекислый газ, необходимый для углеродного питания растений.

Для создания мульчипокрова можно применять: сорняки, лопухи, крапиву, скошенную траву, послеуборочные остатки, перемолотые кору и ветки деревьев. Их можно оставлять после прополки на междурядьях. Так же их можно измельчать и вносить в почву в период осенней копки.

Во-вторых, мы рекомендуем производить посев сидеральных растений. Сидератами являются любые однолетние растения, которые выращивают весной до основных посадок, осенью после сбора урожая или летом для восстановления плодородия почвы. При выращивании сидеральных растений минеральные элементы почвы служат их питанием. Таким образом, неорганическое вещество преобразуется в органическое. Затем сидераты подрезают, оставляют перегнивать на грядках или закладывают в компостную кучу. При разложении корневой системы в глубине почвы образуется гумус, который восстанавливает плодородие почвы. Надземная часть растений большей частью минерализуется и пополняет почву минеральными элементами. В качестве сидератов могут использоваться любые однолетние растения, обладающие мощной корневой системой и надземной частью: фацелия, люпин, рожь, овёс, подсолнечник, рапс, кормовые бобы, горох, клевер, донник и т. д.

В-третьих, желательно компостировать органические отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки. Очень нежелательно годами складывать органические вещества в одну компостную кучу. Для компостирования применяются следующие органические остатки:
1. Домашний мусор органического происхождения.
2. Кухонные и пищевые отходы.
3. Свежий навоз и птичий помет.
4. Листва, измельченные ветки.
5. Солома, кора, ботва, трава.
6. Опилки, стружка.
7. Древесная зола.

В–четвертых, мы рекомендуем осуществлять севооборот - ежегодное чередование культур, выращиваемых на одной грядке.

В-пятых, возможно организовать ферментацию пищевых отходов в домашних условиях. Пищевые отходы, обычно выбрасываемые нами на помойку, могут стать замечательным сырьем для производства ферментированного компоста в домашних условиях. Ферментированный компост можно складировать в подвале, овощехранилище, гараже и даже на морозе.

И, наконец, для нейтрализации кислотности почвы рекомендуется вносить в почву древесную золу. Так как большинство огородных растений и полезных почвенных микроорганизмов хорошо развиваются при кислотности почвы ph=6,5-7,0 - слабокислой или нейтральной реакции почвы.


V. Заключение.


Различные методики исследования почв позволили нам провести комплексный анализ физических свойств и химического состава почвы на школьном учебно-опытном участке. В результате мы не только дали общую характеристику состоянию почвы, но и предложили способы повышения ее плодородия, не требующие особых материальных затрат и физических усилий.

Конечно, мы понимаем, что наша работа в условиях средней общеобразовательной школы не может носить глубокого фундаментального характера. Но, тем не менее, исследовательская работа, проведенная нами, позволяет надеяться, что ее результаты будут учтены и применены на практике.


VI. Список литературы.


  1. А. Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к. х. н. А.Г.Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003

  2. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Центр ВЛАДОС, 2001

  3. Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007

  4. http://www.ucheba.ru/referats/21390.html

  5. http://prirodazelitel.ru/category/zemlya

  6. Г.В.Устименко. «Основы агротехнический полевых и овощных культур».
    Издательство «Просвещение», 1983г., с.8.


VII . Приложения (Фотографии, презентация)
















































1.

























































16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Холдина Галина Ивановна

Дата: 04.02.2018

Номер свидетельства: 454660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства