kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование виртуального химического эксперимента для развития критического мышления учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предложено использовать одну из специфических форм при обучении химии - виртуальный химический эксперимент, как средство развития мышления учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование виртуального химического эксперимента для развития критического мышления учащихся"»

«Использование виртуального химического эксперимента для развития критического мышления учащихся».


Ракина Т.К., КГУ «Общеобразовательная школа №14»

г. Сатпаев, Карагандинской области


Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду. Прежде всего, это касается использования учебного химического эксперимента, широко применяемого в школе в различных формах. Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения. Только в таком случае может быть достигнут ожидаемый педагогический эффект. При этом необходимо учитывать и свой опыт работы, и опыт других педагогов, известный по литературе и личному общению. Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для приобретения учащимися знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся могут приобрести формальный оттенок – резко падает интерес к предмету.

Учителю химии необходимо овладеть не только техникой и методикой демонстрационного эксперимента, но и ученическим экспериментом. Иногда могут не удаваться самые простые опыты, когда не соблюдается необходимая концентрация реагирующих веществ в растворах или не учитываются условия проведения химических реакций. Вот почему следует до тонкости изучить простые пробирочные опыты, чтобы руководить в классе проведением ученического эксперимента, оказывать помощь учащимся.

Виртуальный химический эксперимент (ВХЭ) – благо для учителя, который в своей практике столкнулся с нехваткой химических реактивов, отсутствием некоторых приборов или приспособлений для выполнения лабораторных или практических работ. Но есть и некоторые «подводные камни».

Положительные характеристики ВХЭ как средства познания реальности происходящих химических процессов:

- наглядность (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать);

- синхронное озвучивание происходящих явлений (помогает осознать химическую суть явлений, является прекрасным тренингом внимания и памяти);

- зрелищность и эмоциональное воздействие на обучающегося;

- экономия времени на уроке.

Одним из недостатков такого «действа» является то, что не все учащиеся за короткое время просмотра успевают воспринять информацию «комплексно», т.е. увидеть, услышать и запомнить.

При просмотре виртуального химического эксперимента за очень короткое время учащийся должен успеть рассмотреть происходящий на экране химический процесс, обратить внимание на названия приспособлений, приборов, запомнить названия исходных веществ и продуктов реакции. Внимание рассеивается, не каждый может успеть запомнить названия всех веществ, поэтому после просмотра каждого виртуального опыта методически целесообразно проводить целенаправленную работу по формированию умений учащихся кратко и точно описывать наблюдаемые явления словесно, записывать химизм протекающих процессов словесными уравнениями и в формульном виде, составлять схему химической реакции в словесной и формульной формах.


Например: «Получение углекислого газа и изучение его свойств»

https://www.youtube.com/watch?v=9VQAFj4DSUg

Исходные вещества:

Мрамор - СаСО3 , соляная кислота - HCl; известковая вода - Са(ОН)2.

Продукты реакции:

углекислый газ - СО2; карбонат кальция - СаСО3.

Словесная форма записи процесса (словесное уравнение):

Мрамор + соляная кислота = углекислый газ +…

Углекислый газ + известковая вода = карбонат кальция + …

Формульная форма записи процесса (химическое уравнение):

СаСО3 + 2 HCl = СаCl2 + СО2 ↑+ Н2О

СО2 + Са (ОН)2 = СаСО3 + Н2О

Схема химической реакции:

СаСО3 → СО2 ↑ ; СО2 → СаСО3 ;

Мрамор → углекислый газ ; углекислый газ → карбонат кальция;

После выяснения химизма процесса можно поработать над составлением вопросов разного уровня сложности (работа в парах или малых группах).

Например:

1. Какие вещества вступили в химическую реакцию (прореагировали)?

2. Какие вещества образовались в результате реакции?

3. Какие приборы или приспособления были использованы?

4. Какие правила ТБ техники выполнялись при проведении данного химического эксперимента?

5. Какие ассоциации у вас возникли после просмотра ?

6. Как можно образно «назвать» этот опыт?

7. Как можно «прорекламировать» этот процесс?

8. Можно ли наблюдать «такой» процесс в реальной жизни? Если да, то где? Если нет, то почему?

Таким образом, грамотно организованный просмотр любого виртуального химического опыта может быть использован учителем как средство формирования знаний, умений, навыков учащихся и как способ развития критического мышления.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ракина Тамара Кирилловна

Дата: 16.01.2018

Номер свидетельства: 450195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства