"Использование виртуального химического эксперимента для развития критического мышления учащихся"
"Использование виртуального химического эксперимента для развития критического мышления учащихся"
В данной статье предложено использовать одну из специфических форм при обучении химии - виртуальный химический эксперимент, как средство развития мышления учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование виртуального химического эксперимента для развития критического мышления учащихся"»
«Использование виртуального химического эксперимента для развития критического мышления учащихся».
Ракина Т.К., КГУ «Общеобразовательная школа №14»
г. Сатпаев, Карагандинской области
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду. Прежде всего, это касается использования учебного химического эксперимента, широко применяемого в школе в различных формах. Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения. Только в таком случае может быть достигнут ожидаемый педагогический эффект. При этом необходимо учитывать и свой опыт работы, и опыт других педагогов, известный по литературе и личному общению. Если учитель свободно владеет химическим экспериментом и применяет его для приобретения учащимися знаний и умений, то учащиеся с интересом изучают химию. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии знания учащихся могут приобрести формальный оттенок – резко падает интерес к предмету.
Учителю химии необходимо овладеть не только техникой и методикой демонстрационного эксперимента, но и ученическим экспериментом. Иногда могут не удаваться самые простые опыты, когда не соблюдается необходимая концентрация реагирующих веществ в растворах или не учитываются условия проведения химических реакций. Вот почему следует до тонкости изучить простые пробирочные опыты, чтобы руководить в классе проведением ученического эксперимента, оказывать помощь учащимся.
Виртуальный химический эксперимент (ВХЭ) – благо для учителя, который в своей практике столкнулся с нехваткой химических реактивов, отсутствием некоторых приборов или приспособлений для выполнения лабораторных или практических работ. Но есть и некоторые «подводные камни».
Положительные характеристики ВХЭ как средства познания реальности происходящих химических процессов:
- наглядность (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать);
- синхронное озвучивание происходящих явлений (помогает осознать химическую суть явлений, является прекрасным тренингом внимания и памяти);
- зрелищность и эмоциональное воздействие на обучающегося;
- экономия времени на уроке.
Одним из недостатков такого «действа» является то, что не все учащиеся за короткое время просмотра успевают воспринять информацию «комплексно», т.е. увидеть, услышать и запомнить.
При просмотре виртуального химического эксперимента за очень короткое время учащийся должен успеть рассмотреть происходящий на экране химический процесс, обратить внимание на названия приспособлений, приборов, запомнить названия исходных веществ и продуктов реакции. Внимание рассеивается, не каждый может успеть запомнить названия всех веществ, поэтому после просмотра каждого виртуального опыта методически целесообразно проводить целенаправленную работу по формированию умений учащихся кратко и точно описывать наблюдаемые явления словесно, записывать химизм протекающих процессов словесными уравнениями и в формульном виде, составлять схему химической реакции в словесной и формульной формах.
Например: «Получение углекислого газа и изучение его свойств»
Словесная форма записи процесса (словесное уравнение):
Мрамор + соляная кислота = углекислый газ +…
Углекислый газ + известковая вода = карбонат кальция + …
Формульная форма записи процесса (химическое уравнение):
СаСО3 + 2 HCl = СаCl2 + СО2 ↑+ Н2О
СО2 + Са (ОН)2 = СаСО3 + Н2О
Схема химической реакции:
СаСО3 → СО2 ↑ ; СО2 → СаСО3 ;
Мрамор → углекислый газ ; углекислый газ → карбонат кальция;
После выяснения химизма процесса можно поработать над составлением вопросов разного уровня сложности (работа в парах или малых группах).
Например:
1. Какие вещества вступили в химическую реакцию (прореагировали)?
2. Какие вещества образовались в результате реакции?
3. Какие приборы или приспособления были использованы?
4. Какие правила ТБ техники выполнялись при проведении данного химического эксперимента?
5. Какие ассоциации у вас возникли после просмотра ?
6. Как можно образно «назвать» этот опыт?
7. Как можно «прорекламировать» этот процесс?
8. Можно ли наблюдать «такой» процесс в реальной жизни? Если да, то где? Если нет, то почему?
Таким образом, грамотно организованный просмотр любого виртуального химического опыта может быть использован учителем как средство формирования знаний, умений, навыков учащихся и как способ развития критического мышления.