kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование тестовых методик при подготовке к итоговой аттестации по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена особенностям применения тестовой формы оценки при подготовки к итоговой аттестцации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование тестовых методик при подготовке к итоговой аттестации по химии»

В последнее десятилетие в России интенсивно развиваются различные формы тестирования. Министерством Р.Ф. в 1996 г. была создана централизованная служба тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Р.Ф., выполняющая функции контроля и оценки качества знаний и умений учащихся. В приказе Министерства общего и профессионального образования Р.Ф. от 26 декабря 1996 г. № 537 указано, что ряду образовательных организаций (в том числе и РГПУ им. А.И. Герцена) разрешается проведение в качестве дополнительной образовательной услуги ежегодное государственное централизованное тестирование учащихся под руководством центра тестирования выпускников. Рекомендуется данным приказом засчитывать результаты государственного централизованного тестирования в качестве результатов вступительных испытаний, а также при итоговой аттестации учащихся, наряду с обычными формами проверки, использовать тестирование.

Тестирование обеспечивает одновременность контроля большого количества учащихся, экономию времени при ответе, минимальные затраты усилий и времени на проверку тестовых работ, предотвращение запоминания учащимися ошибочных положений, дает возможность выявить индивидуальный темп обучения учащихся благодаря наличию количественных показателей успеваемости, которые можно математически обрабатывать. Показатели тестов также ориентированы на измерение степени, определения уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах достижений, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижений каждого из них. Тесты ставят всех учащихся в равные условия, используя единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений. Существенным отличием тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть * существование жесткой процедуры проведения, регламентирующей отношения между учащимися и учителями.

В теории и практике обучения химии созданы определенные предпосылки для разработки методики тестирования учебных достижений учащихся по химии. Однако в литературе и практике обучения химии до сих пор не установлены теоретические основы (ведущие идеи, основные принципы) тестирования, не определены важнейшие его направления, не создана система тестирования химических знаний, предметных умений, способностей учащихся. Применение систематического тестирования в обучении химии сдерживается из-за нерешённости ряда теоретико-методических вопросов, к числу которых следует отнести следующие: Несформулированность научно обоснованных целей и задач тестирования учебных достижений по химии в средней школе.

На уроках химии применяем тесты закрытого и открытого типа. Тестовые задания закрытой формы (закрытого типа) предлагают два или несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать один или несколько правильных ответов. Такое задание относится к тестовому заданию множественного или одного выбора. В них предлагается несколько готовых вариантов ответов, один из которых (или более одного) верный. Сегодня эти задания наиболее распространены и используются при проведении централизованного тестирования и ЕГЭ. Пример такого задания:

Водород не вступает в химическую реакцию с …

1) оксидом углерода (IV)

2) хлором

3) кислородом

4) оксидом меди (II)

Инструкция к тестовым заданиям множественного выбора с одним верным ответом может формулироваться следующим образом: «Выберите верный ответ и обведите его номер кружком». Число предлагаемых ответов чаще всего состоит из 4 вариантов.

Тестовые задания открытого типа не предлагают готовых ответов. Тестируемый должен сам сформулировать правильный ответ. Существуют два вида тестовых заданий открытой формы: тестовые задания дополнения и свободного изложения. При тестировании по химии чаще всего используют тестовые задания дополнения, в которых предлагается дать свой вариант ответа. Испытуемый должен решить задачу, расставить коэффициенты в уравнении, выполнить химическое превращение и т. д. Участнику тестирования предлагается в бланке рядом с номером задания записать ответ, которым является слово или число и т. п. Пример такого задания:

Масса раствора уксусной кислоты с массовой долей 40%, которую необходимо добавить к 500 г воды для получения раствора с массовой долей уксусной кислоты 15% равна _________ г. (Запишите число с точностью до целых.).

Разрабатываемые тестовые задания распределяются по трем уровням сложности.

Первый уровень требует конкретного знания понятий и фактов, ответы на вопросы могут быть найдены учащимися непосредственно в учебнике. В основном этим тестам отводится диагностирующая роль. Например, в теме «Строение вещества» можно использовать такие тестовые задания закрытой формы с одним правильным ответом, как:

Ионный тип связи характерен для соединения:

1) H2S

2) SF6

3) BaF2

4) CF4

Второй уровень предполагает наличие умения применять полученные знания для выполнения заданий, содержащих вопросы, связанные с ранее изученным материалом и требующие более глубокого осмысления, производить несложные расчеты. Роль тестов данного уровня может быть формирующей. Тестовые задания по той же теме второго уровня могут быть следующими:

Ковалентную связь имеет каждое из веществ, указанных в ряду:

1) C3H4, NO, Na2O

2) CO, CH3Cl, PBr3

3) P2O3, NaHSO3, Cu

4) C6H5NO2, NaF, CCl4

Третий уровень – повышенный. Выполнение заданий связано с умением учащихся анализировать и обобщать, прогнозировать свойства веществ на основании полученных общих представлений, решать расчетные задачи повышенной сложности. Учащиеся должны использовать дополнительные источники информации, проявить творческий подход при выполнении заданий. Как, например:

Полярность связи в ряду веществ

ВF3 → СF4 → NF3 → ОF2 → F2

1) усиливается

2) не изменяется

3) ослабевает

4) изменяйся периодически

Тестовые задания первого уровня могут быть использованы для закрепления учебного материала. В этом предлагается выполнить тест в конце урока после объяснения учебного материала и выяснения особенностей темы.

Тесты второго уровня могут быть использованы на следующем уроке для проверки выполнения домашнего задания, после того как учащиеся выполнят дома задания, позволяющие закрепить и углубить изученный материал. Для контроля должны быть предложены тесты двух и более вариантов. После выполнения заданий учитель собирает работы и предлагает ознакомиться с правильными ответами, выясняет, какие затруднения вызвали отдельные вопросы, разбирается решение задач.

Тестовые задания второго и третьего уровня сложности можно использовать на следующих уроках. Для проведения итоговой контрольной работы по теме или модулю, включающему несколько тем, учащимся предлагаются тестовые задания трёх уровней. Учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении предмета, проявляющие более высокий уровень знаний могут сразу выполнять более сложные задания. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к обучению.

Вывод

Таким образом, опыт практической педагогической деятельности, позволяет сделать вывод, что использование тестов в преподавании химии играет большую роль особенно сегодня, когда отбор учащихся для продолжения образования осуществляется на основании результатов ЕГЭ. Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником и преподавателя со студентами. Такой контроль выполняет важные обучающие функции, он вооружает педагогов информацией об уровне знаний школьников, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии. Использование тестов на уроках химии способствует развитию у школьников умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Метод тестов является в настоящее время одним из основных по уровню популярности в образовательной диагностике и прочно занимает первое место в мировой практике.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Использование тестовых методик при подготовке к итоговой аттестации по химии

Автор: Тамарова Наталия Леонидовна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства