Использование нетрадиционных домашних заданий в преподавании химии и биологии.
Использование нетрадиционных домашних заданий в преподавании химии и биологии.
Использование нетрадиционных домашних заданий в преподавании химии и биологии.
С.В. Климачков.
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель.
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия – один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. К сожалению, в учебных программах не используется научно – практический потенциал химической науки.
Усилить практический аспект подготовки школьников можно за счет использования нетрадиционных домашних заданий основная цель которых – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности [2]. Наряду с последовательным и логичным изложением основ науки важно на всех этапах обучения в каждую изучаемую тему включать материал, отражающий значение веществ, природных закономерностей в повседневной жизни.
Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны [1]. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творчески активной личности.
Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Нетрадиционные домашние задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу и другие источники информации (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных домашних заданий в преподавании химии и биологии.»
Использование нетрадиционных домашних заданий в преподавании химии и биологии.
С.В. Климачков.
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель.
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия – один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. К сожалению, в учебных программах не используется научно – практический потенциал химической науки.
Усилить практический аспект подготовки школьников можно за счет использования нетрадиционных домашних заданий основная цель которых – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности [2]. Наряду с последовательным и логичным изложением основ науки важно на всех этапах обучения в каждую изучаемую тему включать материал, отражающий значение веществ, природных закономерностей в повседневной жизни.
Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны [1]. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творчески активной личности.
Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Нетрадиционные домашние задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу и другие источники информации (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Предлагаю такие задания так, чтобы ученик при этом оказался в состоянии активного творчества: открывал, изобретал то, что до него было уже открыто, предлагал свои собственные пути решения поставленных перед ним задач. В таком случае он не только приобретает знания, но и учится их приобретать и правильно ими оперировать.
Практическая значимость знаний для самих школьников опирается на потребность учащихся активно действовать и добиваться успеха. Действительно, смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе. Практика нередко ставит человека в тупик, а познание помогает из него выйти. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая поможет им решить свои жизненные проблемы. Интересно полезное и актуальное - это нужно помнить, готовя материал для уроков.
Путь поиска очень тернист. В свое время передо мной, как перед учителем, встали ряд противоречивых вопросов, среди них - настоятельная необходимость развития творческого потенциала ученика, с одной стороны, и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником - с другой.
Поиск решения данной проблемы привел к необходимости создания системы домашних практических работ и работ по созданию моделей молекул, процессов, различных коллекций.
В практике своей работы я часто использую домашние задания в виде практических работ, которые учащиеся выполняют дома. Все задания таких работ связаны с изучаемой темой урока. Ценность таких работ, по моему мнению, заключается в том, что ученик выполняя работу, приобретает навыки исследовательской работы, развивает умения работать с дополнительной литературой, справочниками и прочими информационными ресурсами. И ещё в том, что детям, чтобы выполнить работу бывает необходима помощь родителей. Когда родители им помогают, то детям приходится объяснить им, что и как нужно сделать, т. е. они проговаривают необходимую информацию и, тем самым, лучше усваивают новый материал.
Либо, если родители достаточно образованы, то и они могут помочь детям разобраться в изучаемом вопросе.
Ещё один плюс при выполнении данных работ в том, что выполняя задание с помощью родителей происходит их общение, которого так недостаточно в наше время. Конечно, такие задания выполняют не все учащиеся, а только заинтересованные в изучении химии, или тот, кого учитель смог заинтересовать. Глядя на результаты работы учащихся и положительную оценку результатов деятельности, число таких учащихся возрастает.
Проверка выполнения таких заданий позволяет вовлечь в обсуждение результатов работы весь класс активизировать их умственную активность при выявлении каких-либо неточностей или ошибок. Ошибки и недочёты неизбежно бывают при изготовлении моделей, коллекций или при выполнении опыта и обьяснении его результата т.к. дети ещё только учатся. Чтобы не отбить интерес ученика и в дальнейшем выполнять различные задания я никогда неакцентирую внимание на ошибках кем они сделаны. Вася и Маша молодцы хорошо поработали но в их модель закралась ошибка или неточность давайте им поможем её найти и исправить. Вася и Маша ещё раз посмотрев на свою модель или результаты работы могут и сами найти эту ошибку что в двойне ценно. А несмогут то им помогут разобраться их товарищи или учитель.
Приведу примеры таких заданий, которые использую в своей работе уже много лет.
Тема
Практическая работа
Модель, коллекция
Атомы химических элементов
1.Модель строения атома
Простые вещества
2.Коллекция металлов и неметаллов
Соединения химических элементов
3.Модели кристаллических решеток
Изменения, происходящие с веществами
1.Изготовление прибора для разложения воды электрическим током (на батарейках)
2.Действия на металлы различных веществ, необходимых на кухне.
Химический практикум
3.Рецепты блюд, заготовок, где используется приготовление растворов с определенной массовой доли вещества
Соединения химических элементов
4.Коллекции различных классов веществ имеющихся дома.
Растворение, растворы
3.Проверка растворимости веществ в воде, имеющейся в аптечке и на кухне, классификация по растворимости. 4.Приготовление бордоской смеси, какие типы реакций при этом происходят.
5.Изготовление прибора для изучения электропроводимости веществ. 6. С какими, веществами реагирует уксусная кислота, где используют эти реакции в быту.
Металлы
7.Изучение условий влияющих на коррозию металлов.
8.Изучение свойств алюминия: плавление, горение фольги, действие нашатырного спирта и уксусной кислоты.
4.Коллекция металлы и сплавы.
5.Виды коррозий и способы защиты. 6.Соединения металлов, используемых в быту.
Неметаллы
9.Изучение свойств водного раствора аммиака. Действие на природные индикаторы. Взаимодействие с уксусной кислотой. Нагревание. 10.Нетрадиционное использование аммиака в быту.
11.Наблюдение превращения красного фосфора в белый.
12.Нетрадиционное использование поваренной соли, соды.
13.Определение карбонатов среди веществ и горных пород имеющихся дома.
14.Приготовление смеси для получения «шипучки».
14.Изготовление действующей модели пенного огнетушителя.
7.Коллекция « Виды речного песка нашей местности.
Теория строения органических веществ
8.Модель атома углерода в различных гибридных состояниях
Углеводороды
15.Определение непредельных соединений в светлых нефтепродуктах
16.Какие вещества растворяет спирт. Определение спирта в парфюмерных жидкостях.
17.Сравнение свойств уксусной и лимонной кислот. 18.Приготовление искусственного меда. Определение фальсифицированного мёда. 19.Исследования продуктов питания на наличие крахмала. 20.Получение сложного эфира из корок цитрусовых и изучение его свойств.21. Какие вещества вызывают денатурацию белка. 22.Изучение свойств капрона. Превращение волокна капрона в пластмассу и наоборот.