kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок - это объединение знаний из различных предметов по определенной теме. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.

Карпенко ТВ

Учитель химии МБОУ СОШ №1

г. Новосибирск

Слово «Интеграция» в переводе с латинского языка означает объединение в целое, каких – либо частей. Интеграция позволяет научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать интерес  к учению, повышать его интеллектуальный уровень.

Интегрированный подход в современной школе можно осуществлять при помощи интегрированных курсов, уроков, внеклассных мероприятий, проектов с интеграционным содержанием.

Интегрированный урок - это объединение знаний из различных предметов по определенной теме. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.

При планировании интегрированного урока следует учитывать, что интеграция- это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки.

Структура интегрированного урока может быть следующей:

1)вступление, в котором ставится цель, задача урока, актуализируются опорные знания;

2)основная часть, где раскрывается содержание учебного материала при помощи каких либо образовательных технологий;

3)заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания.

Интегрированные уроки открывают большую возможность для реализации творчества учителя при применении каких-либо инновационных технологий.

Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

1) правильное определение темы урока, объекта изучения, тщательный отбор содержания урока, его интегративного ресурса;

2) высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающих творческое интегративное сотрудничество при подготовке урока, во время урока;

3) включение самообразования учащихся при подготовке урока;

4) использование различных образовательных технологий: традиционных (они всегда необходимы), проектных, интерактивных, информационных, проблемного обучения, с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

5)продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

6)обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся;

Интеграция - характерная примета нашего времени. Она стала одним из определяющих факторов развития научного познания. Важнейшими причинами этого события являются:

  • неразрывная взаимосвязь химии с физикой, биологией, географией, экологией- т.е. науками, изучающими природные объекты и процессы;

  • интегративный, комплексный характер глобальных проблем человечества, с которыми школьники сталкиваются во взрослой жизни.

  • возросшая роль интеграции в процессе познания, высшим уровнем развития которого является творческая деятельность на основе межпредметных связей.

На протяжении нескольких лет мною было проведено несколько интегрированных уроков и экологическая сказка. Вот несколько уроков которые были мной проведены

Тема урока

Класс

Межпредметные связи

1. Физические явления в химии

8 класс

Химия-физика

2.Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

9 класс

Химия-биология

3.Белки, их строение, свойства, биологические функции.

10 класс

Химия-биология

4. Химия газов.

10 класс

Химия-ангийский язык

5. Решение расчётных задач на определение формул углеводородов через систему уравнений

10 класс

Химия-алгебра-информатика

6.Химическая организация клетки.

11 класс

Химия-биология

7. Бородин - великий композитор и химик.

11 класс

Химия-музыка

Необходимость проведения этих уроков была продиктована тем, что материал о строении, свойствах и функциях многих веществ дублируется в курсах биологии и химии, и физики. Например, уроки “Химическая организация клетки”, “Белки, их строение, свойства и биологические функции”, “Факторы, влияющие на скорость химической реакции”, “Физические явления в химии”.

Использование математических методов при изучении химии позволяет решить несколько математических задач: наглядное практическое применение знаний по математике и информатике к химическим проблемам и усиливает мотивацию изучения всех трёх дисциплин, и, кроме того, закрепляет умение учащихся обращаться с компьютером.

Для реализации данных задач был проведён урок химии с учителями математики и информатики. Результатом данного урока является самостоятельное составление математической модели и решение её с помощью компьютера. Если кому то интересно, то в конце презентации будет моя электронная почта. И весь материал по уроку я могу отправить по электронке.

Организацию внеклассной работы по предмету считаю очень важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности и создаёт условия для самовыражения.

С этой целью для учащихся 8-х классов сейчас готовится сказка “Земля-наш общий дом”. Данное мероприятие не только позволит запомнить формулы веществ, объяснить “волшебные” превращения, но и поднимет важные экологические проблемы.

В 11-х классах было проведено внеклассное мероприятие “Бородин-великий композитор и химик”. Учащиеся самостоятельно подготовили компьютерную презентацию, рассказали о выдающейся личности учёного и музыканта. Выступление ребят сопровождала музыка Бородина. Я считаю, что такая форма работы способствует интеллектуальному развитию личности ребёнка, творческих способностей. В этом случае обучение строится как совместная поисковая деятельность, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путём решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.

В общем, использование нетрадиционных форм организации учебного процесса вызывает огромный интерес у учащихся.

В свою очередь, ведь главная цель образования – формирование свободной, ответственной, разносторонне развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию.

Как мы видим, что достижению данной цели способствует интегративный подход в обучении.

Ведь Не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы и закономерно возникает вопрос: как идет усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируется ли в их сознании целостная картина мира? 

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы. Они считали важным создание истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного знания и целостности познавательного процесса. Их подходы к проблеме интеграции и межпредметных связей были различны, но для каждого было характерно стремление обеспечить систему знаний учащихся о мире.

В своей практике преподавания химии я широко использую взаимосвязь с другими учебными предметами, как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях (таблица 1).

Таблица 1

  Использование межпредметных связей при проведении интегрированных уроков

п/п

Название урока

Предмет

Класс

1

Мир воды

Физика, химия

11

2

Мир зеркал

Физика, химия

11

3

Мир стекла

Физика, химия

11

4

Химия космоса

Физика. химия»

11

5

О любви к химии и музыке

Музыка, химия

8

6

Крахмал. Определение содержания крахмала в картофеле

Физика, химия

7, 10

7

Без зеркала нельзя прожить на свете

Физика, химия

11

8

Строение и функции дыхательной системы

Биология, музыка

8

9

Агрегатное состояние вещества

Физика, химия

8

10

Музей силикатной промышленности

География, химия

9

11

Волокна

Технология, химия

11

12

Тайны стеклянного чуда

ИЗО, химия

4, 9


Кроме этого, формы организации учебно-воспитательного процесса по химии и биологии посредством использования межпредметных связей могут быть


     Интегрированные задания 

При проведении традиционного комбинированного урока на этапе закрепления знаний мною систематически используются интегрированные задания, которые позволяют привить интерес к урокам, установить межпредметные связи. Примеры интегрированных заданий, которые можно использовать в курсе биологии: 

  • Сколько кислорода (м3) расходует на дыхание класс из 20 человек в течение одного урока (40 минут), если один ученик делает в среднем 16 вдохов в минуту, забирая с каждым вдохом по 500 см3 воздуха? 

  • Молодой бамбук может вырасти за сутки на 86,4 см. На сколько он может вырасти за 1 минуту. 

  • Вычислите скорость крови в полых венах, зная их диаметр (около 2,5 см), скорость крови в аорте (0,5 м/с) и диаметр аорты (около 2,5 см). 

      Межпредметные проблемные ситуации 

Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических знаний обеспечивает формирование умений обучающихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. 

Примеры интегрированных заданий, которые можно использовать в курсе биологии: 

  • Можно ли вводить в кровь воду, если известно, что плазма крови содержит около 80% воды. 

  • Существует ли зависимость между составом химических веществ и свойствами физических тел природы. 

  • Почему во время длительной работы руками при наклоне туловища (окучивание, работа с рубанком) возникают боли в области поясницы, хотя работа совершается руками. 

Решая подобные задачи, обучающиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия: 

  • Осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов; 

  • Отбор и актуализация нужных знаний из других предметов; 

  • Их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов. 


     Уроки – семинары 

Уроки – семинары – это форма проведения занятия используется с целью освоения обучающимися теоретических знаний и развития их познавательной деятельности. Уроки – семинары проводятся, как правило, после уроков- лекций и посвящены обучению учащихся применению, повторению и углублению знаний. («Периодический закон Д.И. Менделеева», «Химическая связь») 


     Учебные конференции 

Учебные конференции проводятся не только как внеклассные занятия («М.В. Ломоносов – гордость русской науки»), но и на уроках («Галерея металлов»). При работе с несколькими источниками: учебником, научно-популярной литературой, справочниками – обучающиеся учатся вычленять главное по заданной теме, сравнивать содержание разных источников знаний, отбирать существенное. В подготовке и проведении таких мероприятий принимают участия учителя разных предметов, обучающиеся разных классов. 


     Интегрированные уроки 

Интеграция знаний из различных предметов может осуществляться с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения. 

Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. 

Формы интегрированных уроков, используемые мной, различны:

  • лабораторная работа («Крахмал. Определение содержания крахмала в картофеле»); 

  • урок повторения («Мир стекла») и другие. 

Такие уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики и мышления, коммуникативных способностей. 

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, то при таком подходе гармонично сочетаются и разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: рассказ и беседа, семинар и конференция, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез, игра. 

Одним из средств воспитания интереса обучающихся к разным видам учебной работы и достижения из познавательной активности на уроках являются игры. С помощью игры, возможно, достичь прочного усвоения знаний по предмету и проконтролировать умения их применять. С этой целью в игры включаются контрольные вопросы по предметам. 

Основываясь на принципах интегрированного обучения развивается мышление учащихся. 

Мой результат от таких уроков: 

  • Создание у учащихся действительно целостной картины окружающего мира, как организованной и развивающейся системы; формирование осознанного восприятия себя разумной частью биосферы. 

  • Развитие у учащихся волевой сферы, настойчивости в достижении поставленной цели, умения устанавливать причинно-следственные связи, объяснять происходящие явления. 

  • Повышение мотивации обучения и интереса к предметам естественного цикла. 

В процессе моей работы видны вполне конкретные результаты: 

  • рост познавательного интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей; 

  • повышение уровня знаний учащихся, понимание закономерностей изучаемых явлений; 

  • изменение уровня сформированности мыслительной деятельности. 

Особое место в ходе проведения интегрированных уроков уделяется включению учащихся в творческую деятельность. 

В качестве домашних заданий я им предлагаю: 

  • письменные работы (написать сказку, составить ребусы и кроссворды, выпустить газету и стенгазету); 

  • творческие работы (собрать коллекцию, изготовить коллаж, сконструировать прибор) 

Лучшие творческие работы, выполненные обучающимися, используются в качестве наглядных пособий на других уроках. 

Новые возможности появляются при использовании компьютера, интерактивной доски и Интернет-технологий.

Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников и присутствующих на них гостей, так как они хорошо подготовлены и эмоциональны.

Интеграция – необходимое условие современного учебного процесса, ее возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.

Автор: Карпенко Татьяна Валерьевна

Дата: 05.06.2019

Номер свидетельства: 513386

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья "Интегрированные уроки в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(53) "stat_ia_intieghrirovannyie_uroki_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "353182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477735802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Статья "Интегрированные уроки. Цели. Задачи. Организация.""
    ["seo_title"] => string(62) "stat_ia_intieghrirovannyie_uroki_tsieli_zadachi_orghanizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "473558"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1529304561"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "«Интегрированныq урок как средство повышения эффективности обучения в начальной школе» (статья) "
    ["seo_title"] => string(105) "intieghrirovannyq-urok-kak-sriedstvo-povyshieniia-effiektivnosti-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "238327"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444551822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Статья "Нестандартные формы уроков" "
    ["seo_title"] => string(36) "stat-ia-niestandartnyie-formy-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "109867"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405169111"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(58) "uroki-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "236548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444110965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства