Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
Интегрированный урок - это объединение знаний из различных предметов по определенной теме. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.»
Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
Карпенко ТВ
Учитель химии МБОУ СОШ №1
г. Новосибирск
Слово «Интеграция» в переводе с латинского языка означает объединение в целое, каких – либо частей. Интеграция позволяет научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень.
Интегрированный подход в современной школе можно осуществлять при помощи интегрированных курсов, уроков, внеклассных мероприятий, проектов с интеграционным содержанием.
Интегрированный урок - это объединение знаний из различных предметов по определенной теме. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики.
При планировании интегрированного урока следует учитывать, что интеграция- это не простое сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.
Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные уроки.
Структура интегрированного урока может быть следующей:
1)вступление, в котором ставится цель, задача урока, актуализируются опорные знания;
2)основная часть, где раскрывается содержание учебного материала при помощи каких либо образовательных технологий;
3)заключение – подведение итогов, оценивание работы учащихся, определение домашнего задания.
Интегрированные уроки открывают большую возможность для реализации творчества учителя при применении каких-либо инновационных технологий.
Для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
1) правильное определение темы урока, объекта изучения, тщательный отбор содержания урока, его интегративного ресурса;
2) высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающих творческое интегративное сотрудничество при подготовке урока, во время урока;
3) включение самообразования учащихся при подготовке урока;
4) использование различных образовательных технологий: традиционных (они всегда необходимы), проектных, интерактивных, информационных, проблемного обучения, с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;
5)продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;
6)обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся;
Интеграция - характерная примета нашего времени. Она стала одним из определяющих факторов развития научного познания. Важнейшими причинами этого события являются:
неразрывная взаимосвязь химии с физикой, биологией, географией, экологией- т.е. науками, изучающими природные объекты и процессы;
интегративный, комплексный характер глобальных проблем человечества, с которыми школьники сталкиваются во взрослой жизни.
возросшая роль интеграции в процессе познания, высшим уровнем развития которого является творческая деятельность на основе межпредметных связей.
На протяжении нескольких лет мною было проведено несколько интегрированных уроков и экологическая сказка. Вот несколько уроков которые были мной проведены
Тема урока
Класс
Межпредметные связи
1. Физические явления в химии
8 класс
Химия-физика
2.Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
9 класс
Химия-биология
3.Белки, их строение, свойства, биологические функции.
10 класс
Химия-биология
4. Химия газов.
10 класс
Химия-ангийский язык
5. Решение расчётных задач на определение формул углеводородов через систему уравнений
10 класс
Химия-алгебра-информатика
6.Химическая организация клетки.
11 класс
Химия-биология
7. Бородин - великий композитор и химик.
11 класс
Химия-музыка
Необходимость проведения этих уроков была продиктована тем, что материал о строении, свойствах и функциях многих веществ дублируется в курсах биологии и химии, и физики. Например, уроки “Химическая организация клетки”, “Белки, их строение, свойства и биологические функции”, “Факторы, влияющие на скорость химической реакции”, “Физические явления в химии”.
Использование математических методов при изучении химии позволяет решить несколько математических задач: наглядное практическое применение знаний по математике и информатике к химическим проблемам и усиливает мотивацию изучения всех трёх дисциплин, и, кроме того, закрепляет умение учащихся обращаться с компьютером.
Для реализации данных задач был проведён урок химии с учителями математики и информатики. Результатом данного урока является самостоятельное составление математической модели и решение её с помощью компьютера. Если кому то интересно, то в конце презентации будет моя электронная почта. И весь материал по уроку я могу отправить по электронке.
Организацию внеклассной работы по предмету считаю очень важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности и создаёт условия для самовыражения.
С этой целью для учащихся 8-х классов сейчас готовится сказка “Земля-наш общий дом”. Данное мероприятие не только позволит запомнить формулы веществ, объяснить “волшебные” превращения, но и поднимет важные экологические проблемы.
В 11-х классах было проведено внеклассное мероприятие “Бородин-великий композитор и химик”. Учащиеся самостоятельно подготовили компьютерную презентацию, рассказали о выдающейся личности учёного и музыканта. Выступление ребят сопровождала музыка Бородина. Я считаю, что такая форма работы способствует интеллектуальному развитию личности ребёнка, творческих способностей. В этом случае обучение строится как совместная поисковая деятельность, в ходе которой ученик постигает тайны, изучаемой им науки путём решения учебных проблем, а учитель организует и управляет этим процессом, выполняя роль организатора, наставника, помощника, консультанта.
В общем, использование нетрадиционных форм организации учебного процесса вызывает огромный интерес у учащихся.
В свою очередь, ведь главная цель образования – формирование свободной, ответственной, разносторонне развитой личности, способной к дальнейшему саморазвитию.
Как мы видим, что достижению данной цели способствует интегративный подход в обучении.
Ведь Не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы и закономерно возникает вопрос: как идет усвоение учащимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируется ли в их сознании целостная картина мира?
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран – Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы. Они считали важным создание истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного знания и целостности познавательного процесса. Их подходы к проблеме интеграции и межпредметных связей были различны, но для каждого было характерно стремление обеспечить систему знаний учащихся о мире.
В своей практике преподавания химии я широко использую взаимосвязь с другими учебными предметами, как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях (таблица 1).
Таблица 1
Использование межпредметных связей при проведении интегрированных уроков
№ п/п
Название урока
Предмет
Класс
1
Мир воды
Физика, химия
11
2
Мир зеркал
Физика, химия
11
3
Мир стекла
Физика, химия
11
4
Химия космоса
Физика. химия»
11
5
О любви к химии и музыке
Музыка, химия
8
6
Крахмал. Определение содержания крахмала в картофеле
Физика, химия
7, 10
7
Без зеркала нельзя прожить на свете
Физика, химия
11
8
Строение и функции дыхательной системы
Биология, музыка
8
9
Агрегатное состояние вещества
Физика, химия
8
10
Музей силикатной промышленности
География, химия
9
11
Волокна
Технология, химия
11
12
Тайны стеклянного чуда
ИЗО, химия
4, 9
Кроме этого, формы организации учебно-воспитательного процесса по химии и биологии посредством использования межпредметных связей могут быть
Интегрированные задания
При проведении традиционного комбинированного урока на этапе закрепления знаний мною систематически используются интегрированные задания, которые позволяют привить интерес к урокам, установить межпредметные связи. Примеры интегрированных заданий, которые можно использовать в курсе биологии:
Сколько кислорода (м3) расходует на дыхание класс из 20 человек в течение одного урока (40 минут), если один ученик делает в среднем 16 вдохов в минуту, забирая с каждым вдохом по 500 см3 воздуха?
Молодой бамбук может вырасти за сутки на 86,4 см. На сколько он может вырасти за 1 минуту.
Вычислите скорость крови в полых венах, зная их диаметр (около 2,5 см), скорость крови в аорте (0,5 м/с) и диаметр аорты (около 2,5 см).
Межпредметные проблемные ситуации
Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических знаний обеспечивает формирование умений обучающихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.
Примеры интегрированных заданий, которые можно использовать в курсе биологии:
Можно ли вводить в кровь воду, если известно, что плазма крови содержит около 80% воды.
Существует ли зависимость между составом химических веществ и свойствами физических тел природы.
Почему во время длительной работы руками при наклоне туловища (окучивание, работа с рубанком) возникают боли в области поясницы, хотя работа совершается руками.
Решая подобные задачи, обучающиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:
Осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;
Отбор и актуализация нужных знаний из других предметов;
Их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов.
Уроки – семинары
Уроки – семинары – это форма проведения занятия используется с целью освоения обучающимися теоретических знаний и развития их познавательной деятельности. Уроки – семинары проводятся, как правило, после уроков- лекций и посвящены обучению учащихся применению, повторению и углублению знаний. («Периодический закон Д.И. Менделеева», «Химическая связь»)
Учебные конференции
Учебные конференции проводятся не только как внеклассные занятия («М.В. Ломоносов – гордость русской науки»), но и на уроках («Галерея металлов»). При работе с несколькими источниками: учебником, научно-популярной литературой, справочниками – обучающиеся учатся вычленять главное по заданной теме, сравнивать содержание разных источников знаний, отбирать существенное. В подготовке и проведении таких мероприятий принимают участия учителя разных предметов, обучающиеся разных классов.
Интегрированные уроки
Интеграция знаний из различных предметов может осуществляться с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Формы интегрированных уроков, используемые мной, различны:
лабораторная работа («Крахмал. Определение содержания крахмала в картофеле»);
урок повторения («Мир стекла») и другие.
Такие уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики и мышления, коммуникативных способностей.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, то при таком подходе гармонично сочетаются и разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: рассказ и беседа, семинар и конференция, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез, игра.
Одним из средств воспитания интереса обучающихся к разным видам учебной работы и достижения из познавательной активности на уроках являются игры. С помощью игры, возможно, достичь прочного усвоения знаний по предмету и проконтролировать умения их применять. С этой целью в игры включаются контрольные вопросы по предметам.
Основываясь на принципах интегрированного обучения развивается мышление учащихся.
Мой результат от таких уроков:
Создание у учащихся действительно целостной картины окружающего мира, как организованной и развивающейся системы; формирование осознанного восприятия себя разумной частью биосферы.
Развитие у учащихся волевой сферы, настойчивости в достижении поставленной цели, умения устанавливать причинно-следственные связи, объяснять происходящие явления.
Повышение мотивации обучения и интереса к предметам естественного цикла.
В процессе моей работы видны вполне конкретные результаты:
рост познавательного интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей;
повышение уровня знаний учащихся, понимание закономерностей изучаемых явлений;
изменение уровня сформированности мыслительной деятельности.
Особое место в ходе проведения интегрированных уроков уделяется включению учащихся в творческую деятельность.
В качестве домашних заданий я им предлагаю:
письменные работы (написать сказку, составить ребусы и кроссворды, выпустить газету и стенгазету);
творческие работы (собрать коллекцию, изготовить коллаж, сконструировать прибор)
Лучшие творческие работы, выполненные обучающимися, используются в качестве наглядных пособий на других уроках.
Новые возможности появляются при использовании компьютера, интерактивной доски и Интернет-технологий.
Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников и присутствующих на них гостей, так как они хорошо подготовлены и эмоциональны.
Интеграция – необходимое условие современного учебного процесса, ее возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.