Просмотр содержимого документа
«Инновационные инструменты повышения качества химического образования в контексте требований ФГОС»
ДОКЛАД
на тему: «Инновационные инструменты повышения качества химического образования в контексте требований ФГОС»
Учитель химии:
Абакумова Т.Н.
Инновационные инструменты повышения качества химического образования в контексте требований ФГОС
Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. А что вообще представляет собой "Хорошее качество образования"?
Для учащихся – это знания, которые они получили еще в школе, затем с этими знаниями смогли поступить в высшие учебные заведения и в дальнейшем удалось реализовать свои возможности.
Для родителей хорошее качество образования связано: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
- с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать.
Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии.
Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке.
Сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный урок для учащихся?». А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”.
Каждый раз, готовясь к уроку, я задумываюсь. А как мне еще лучше провести урок, как заинтересовать учащихся.
Для этого я применяю современные педагогические технологии:
-информационные,
-проблемного обучения,
-эвристические,
-исследовательские,
-игровые.
Целесообразность использования компьютера в учебном процессе должна быть подтверждена педагогическими целями, достижение которых возможно только с применением компьютера, благодаря его возможностям. Компьютер может поддерживать и тем вносить разнообразие в процесс изложения нового материала, не исключается возможность моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений и, конечно же, в процессе контроля качества образования. При упоминании моделирования с помощью компьютера химических процессов и явлений, я ни в коем случае не призываю заменить живой демонстрационный эксперимент компьютерной версией. Я говорю о тех случаях, когда нет возможности в демонстрации из-за отсутствия необходимых реактивов или условий для проведения. Компьютер задействует наглядно-образное мышление, способствующее более эффективному усвоению учебного материала.
Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке ЗУН и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. Пример одного урока. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе урока использовался мультимедийный проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.
В своей работе использую различные компьютерные средства обучения:
- ресурсы Internet для сбора дополнительной информации по теме урока и создания компьютерных презентаций внеурочных и внеклассных мероприятий;
- контролирующие компьютерные средства обучения, например, «Тесты по химии»;
- компьютерные средства, как наглядные пособия: «Кирилл и Мефодий», библиотека электронных наглядных пособий для 8-11 классов и т.д.
Примеры использования презентаций на уроках химии:
- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
- Работа с устными упражнениями.
- Использование презентации при повторении пройденного материала.
- Демонстрация условия и решения задачи.
- Демонстрация химических опытов.
- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
- Проведение тестов.
- Проведение физкультминуток.
- Проведение рефлексии.
-Демонстрация портретов химиков и рассказ об их открытиях.
-Иллюстрация практического получения и применения химических веществ в жизни.
-Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
-Внеклассная работа: химические игры, КВНы и вечера.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения химии интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
Проблемную ситуацию на уроке может создать как учитель так и ученики. Например: Тема: “Простые и сложные вещества”, учитель предоставляет ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания. На мой взгляд, технология проблемного обучения позволяет учителю удерживать внимание ученика. Ведь выдвинутая проблема подвигнет к поиску путей ее решения, выдвижению гипотез, порой самых неординарных, их обоснованию, проверке и в конечном итоге получению результата. Когда информация проходит по такому пути, она прочно и ненавязчиво усваивается. Причем повышается самооценка учеников, так как они понимают, что были участниками процесса решения проблемы. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, в учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся анализировать факты, самостоятельно делать выводы и обобщения, учащиеся самостоятельно формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Проблемные ситуации можно создавать при изучении практически любого раздела и темы предмета. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» в разделе неорганической химии перед учениками ставится вопрос: «Какой характер среды существует в растворах солей?». Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях – среда нейтральная. Высказанную гипотезу предлагаю проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложенных солей. Вспоминаем, как экспериментально определиться с характером среды в растворах веществ, и осуществляем эксперимент. Высказанная гипотеза нашла подтверждение только в одном случае из трех. Поэтому ученики делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной, и нейтральный характер среды. И вновь возникает проблемная ситуация: «От чего же зависит характер среды в растворе той или иной соли?» Вспоминаем, какие частицы отвечают за кислотный, а какие за щелочной характер среды и пытаемся с помощью ионных уравнений гидролиза соли объяснить их появление в растворах солей.
На уроках химии применяю эвристические технологии обучения.
Хочу привести пример:
Тема урока: «Химические реакции»,
8 класс
1.Название задания: «Магические реакции»
2.Образовательный объект: химические реакции, признаки химических реакций
3.Виды деятельности: поиск, отбор, оформление, пояснение информации
4.Образовательный продукт: таблица
5.Метод выполнения задания: найдите, определите, запишите
6.Текст задания: любая химическая реакция уже необычна и таинственна как сама жизнь. Разве можно привыкнуть к тому, что одно вещество превращается в другое? И все же многие из таких превращений стали обыденными: сталкиваясь с ними ежедневно, мы уже над ними не задумываемся. Приведите примеры химических реакций встречающихся в повседневной жизни. Укажите признак реакции. Результаты оформите в виде таблицы:
Химические реакции
Признаки реакций
Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать учащихся в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований и т. п.
Исследовательская методика даёт положительные результаты при проведении уроков с использованием химического эксперимента. Согласитесь, один из действенных способов поддержания у обучающихся интереса к химии – проведение химического эксперимента, именно эксперимент вызывает эмоциональный всплеск и надолго запоминается учащимся. Эксперимент не только обогащает учащихся новыми понятиями, умениями, навыками, но и является способом проверки истинности приобретённых ими знаний, способствует более полно осуществить связь с жизнью, с будущей практической деятельностью учащихся. Из пассивного слушателя учащийся становится активным участником учебного процесса. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.”
Дети любого возраста любят играть. "Игра - это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело", - утверждал А.С.Макаренко.
Именно в игре создаётся обстановка непринуждённости, в которой дети могут в полной мере проявить свои индивидуальные способности, возможности, склонности, достигая при этом определенных целей и выполняя необходимые задачи. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению и закреплению знаний и умений по химии. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель - получение удовольствия, характерное для обычной игры, на дидактическую - прочное усвоение знаний, развитие и воспитание школьников.
В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.
Для закрепления материалов в 8 – 9 классах использую дидактические игры: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”, «Валентное лото», «Расшифруй фразу».
Я считаю, что игровые технологии надо применять гораздо шире и систематичней на уроках химии. Игре не обязательно отводить весь урок и долго готовиться и учителю, и детям. Элементы игровых технологий можно использовать на разных этапах урока, которые займут на уроке 5-7 минут
Я считаю, что если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.
Для лучшего освоения предмета «химия» я на уроках стараюсь применять ассоциативное мышление. Например, изучение понятий электроотрицательность атома можно рассмотреть следующим образом.
Электроотрицательность, это способность атома химического элемента притягивать электроны.
Пример из жизни: на рынке у продавца 7 кг яблок, у другого один, первому продавцу нужно получить в сумме 8 кг, что он сделает: отдаст свои 7 второму продавцу, или купит недостающий кг.
Смыл в том, чем больше яблок, тем больше продавец жадина, чем меньше яблок тем быстрей отдаст.
На уроках химии я также использую тесты, что дает возможность массовой проверки знаний учащихся. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
Здоровьесберегающие техологии - Древнегреческий философ Геродот говорил так: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Под здоровьем ребенка понимают физическое благополучие, социальное и душевное здоровье. Здоровье ребенка напрямую влияет на возможность усваивать им образовательную программу, комфортно чувствовать себя в коллективе, реально оценивать свои возможности и стремиться к развитию. Социальное и душевное состояния ребенка во многом зависят от правильно организованного учебного процесса.
При подготовке и проведении каждого урока я учитываю: строгую дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов ; оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность. На уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. На уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
Задача 1 Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С.
В содержание урока включаю следующие задачи:
Экспериментальные задачи. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него выдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; выводформулируется в процессе обсуждения, беседы.
Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.
Так, при изучении темы «Способы разделения смесей» группам, учащимся выдаются задания, как возможно разделить смеси веществ. Каждая группа получает смесь, изучает состав, классифицирует ее и предлагает возможные способа разделения. Первая группа делает вывод о способах разделения однородных смесей, вторая – о неоднородных. В докладах учащиеся описывали кратко методику исследования, и полученные результаты.
Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении. Так, при изучении темы «Уравнения химических реакций», «Генетическая связь» и др. в предложенных заданиях допускается ошибка, учащимся необходимо ее найти и исправить.
Задачи с «черным ящиком». В качестве содержимого «черного ящика» может быть и тема урока, объект исследования. Например, изучая тему «Воздух», он может быть пуст и обучающиеся должны определить, что будет изучено на уроке.
Задачи с заданием «Найти все, что можно». Например, в 9 классе, предлагаю задачи:
2.В результате реакции серной кислоты с магнием, образовалось 37г сульфата магния.
Найти все, что можно. Все с интересом приступают к работе и находят различные величины в разном порядке и зачастую разными путями.
Задачи, позволяющие овладеть методом познания.
Решая задачи, учащиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают). Эти открытия вызывают хорошие эмоциональные переживания от преодоления трудностей, счастье творческой удачи.
На уроке стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.
Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой ученикам очевидна.
Для этой же цели, на уроках часто применяю следующие приемы:
Лови ошибку. Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся и их готовность вмешаться в учительский монолог.
Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Например, каждый участник должен написать формулу, выражающую одну из химических величин из правой части предыдущей формулы. Цепочка может выглядеть так: V=Vmn, n= m/M, и т.д.
Так же в своей работе использую приемы:
-Прием «Знаете ли вы, что…»
-Прием «Верите ли вы, что…»
-Приём «Восстанови текст»
-Прием «Верные и неверные утверждения»
-Прием «Химия в быту»
Развивая у ученика способность к учению, необходимо учить применять знания в практике, бытовых ситуациях. Предмет химии как раз тот случай, когда полученные научные знания имеют большое практическое применение не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. Для того, чтобы ученик умел применять химические знания в обычной жизни, необходимо создавать бытовые ситуации на уроке, а затем анализировать с точки зрения науки. Прием «Химия в быту» также очень эффективен, так как вызывает у учеников повышенный интерес к новому познанию научного в применении к обыденному. Например,
Тема: « Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Генетический ряд переходного элемента»
Как вы считаете, можно ли варить кислые щи в алюминиевой посуде и хранить квашеную капусту? И можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой? Почему? Обоснуйте свой ответ.
Метод Фишбоун. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Применяемые мной на уроках химии различные педагогические технологии способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, позволяют повысить качество знаний по изучаемому предмету.
Приложение
ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ» по теме «Сложные вещества»
№1
HCL
CuSO4
KCl
P2O5
Na2O
CO2
FeS
CuO
H2SO4
Метод Фишбоун по теме «Вещества органические и неорганические»
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
2. Гузеев В. В Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996
3. Ксендзова Г. Ю. Перспективные школьные технологии:
Учебно-методическое пособие. – М., 2000.
4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий:
Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.
5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Томина Е. В. Модульная технология обучения химии в современном образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, ВГУ, 2004. – с. 3-4
7.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Просвещение, 1977; 8.Гара Н.Н. Учитель творчеству. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991; 9.Границкая А.С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991; Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982;