Формирование интереса к изучению химии у обучающихся социально-гуманитарных классов (из опыта работы)
Формирование интереса к изучению химии у обучающихся социально-гуманитарных классов (из опыта работы)
У обучающихся профильных классов социально-гуманитарной направленности возникают сложности в восприятии, усвоении материала по химии. Один из способов - интегрированные задания по химии и литературе. Во вложенном файле один из примеров как работать с обучающимися гуманитарной направленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса к изучению химии у обучающихся социально-гуманитарных классов (из опыта работы)»
Формирование интереса к изучению химии у обучающихся социально-гуманитарных классов.
(Из опыта работы)
Ионова Н.В.
У обучающихся профильных классов социально-гуманитарной направленности возникают сложности в восприятии, усвоении материала по химии, который предполагает наличие развитого логического, абстрактного мышления. Строго структурированный материал, сложные формулы, громоздкие уравнения реакций им сложно понять и запомнить. Для того чтобы повысить интерес у «гуманитариев», используются разнообразные методы и приемы. Один из них – интегрированные задания по химии и литературе, был апробирован в 10-м классе социально-экономического профиля.
По окончанию изучения блоков тем «Углеводороды», «Кислородсодержащие органические соединения», «Высокомолекулярные соединения» старшеклассникам учителями химии и литературы было дано задание написать сочинение в любой форме – стихотворения, сказки, рассказа и т.п. Главное условие – в сюжете должна быть отражена характеристика какого-либо органического вещества, изученного на уроке химии, в соответствии с определенным планом (нахождение в природе; получение в лаборатории и промышленности; физические и химические свойства; применение). Учитель химии оценивал полноту и правильность приведенной характеристики вещества, уравнения химических реакций, подтверждающих описываемые события, а учитель литературы – содержание, речевое оформлениеи грамотность.
Для того чтобы успешно справиться с заданием, десятиклассникам пришлось основательно погрузиться в мир химической теории и практики. В результате многие из обучающихся пересмотрели свое отношение к предмету химия, убедились, что в сложном на первый взгляд содержании изучаемого на уроке материала можно легко разобраться, найти интересные факты, которые подтверждаются каждодневными наблюдениями. Ребята прониклись уважением к конкретному веществу, осознав его огромную значимость для развития промышленности, для повседневной жизни каждого человека. Повысился интерес к предмету и, как следствие, выросло качество результатов обучения в этом классе.
Приведу пример одного из сочинений обучающегося 10-ого класса.
«Истории Ацетилена» (Рясова И.)
«Меня зовут Ацетилен. Друзья и близкие обращаются ко мне коротко – Этин. Родился я, как и многие мои родственники, в городе Лаборатории.
Моего папу зовут Карбид кальция, а маму – Вода.
CaC2 + 2H2O → H - C ≡ C – H + Ca(OH)2
Еще у меня есть много братьев – гомологов: пропин, бутин, пентин, гексин… Все, кроме пропина, любят подшутить надо мной, превращаясь в изомеры, имеющие другое строение.
Я в семье самый младший, но уже хожу в школу. Моя соседка по парте, бромная вода, очень красивая девочка. Мы любим поболтать, присоединившись друг к другу. При этом бромная вода совершенно обесцвечивается.
H - C ≡ C – H + Br2 →CHBr = CHBr
CHBr = CHBr+ Br2 →CHBr2 –CHBr2
На прошлой неделе мы с моим приятелем водородом гуляли, взявшись за руки, при температуре 250С. Нас сопровождали катализаторы – никель и платина. Было очень весело. Я с удовольствием в две стадии присоединил водород к своим занятиям.
H - C ≡ C – H + H2 → H2C = CH2
H2C = CH2 +H2 →CH3 – CH3
Нам встретился мальчик из параллельного класса, хлороводород. Он был с телохранителем, хлоридом алюминия, который разрешил ему поиграть со мной только в одну стадию, с образованием винилхлорида, который при полимеризации образует поливинилхлорид.
H - C ≡ C – H +HCl→ CH2 = CHCl
nCH2 = CHCl→ (– CH2 – CHCl– ) n
После прогулки я пошел на занятия в секцию бокса. Тренер поставил меня в пару с кислородом. Я очень хотел победить его и так разогрелся, что начал гореть коптящим пламенем.
2C2H2 +5O2 → 4CO2 + 2H2O
После тренировки я отправился в бассейн и поиграл в водное поло –реакцию Кучерова в присутствии солей ртути (II).
H - C ≡ C – H +H2O→CH3 – COH
У меня есть хобби, я люблю показывать своим одноклассникам различные фокусы. Лучше всего мне удается обесцвечивание раствора перманганата калия.
3H - C ≡ C – H+ 10 KMnO4 +2H2O → 6 CO2 + 10 MnO2 + 10 KOH
Каждый мой день получается таким насыщенным событиями, встречами и занятиями, что, придя домой, я быстро засыпаю, проваливаясь в сновидения, кружусь в хороводе с двумя такими же молекулами, как я, над активированным углем при температуре 450-500 0С и образуя замечательный ароматический углеводород – бензол
3H - C ≡ C – H→ С6H6
Я знаю, что все члены моей семьи, мои одноклассники и друзья очень важны для моей Родины, Химической промышленности. Я вырасту и обязательно буду приносить людям радость, помогая им получать растворители, полимеры, буду помогать резать и сваривать металлы».