kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование естественно-научной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественно-научной грамотности»

Министерство образования ДНР













ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ











Выполнила:

учитель химии

первой квалификационной категории

Лозинская Г.В















Донецк

2021

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:

-Языковая грамотность

-Математическая грамотность

-Естественно-научная грамотность

-Цифровая грамотность

-Финансовая грамотность

-Культурная и гражданская грамотность.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. Как школьники решают задачи в новых изменяющихся условиях – формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Функциональная грамотность включает в себя:

- познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных, метапредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

- образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

- методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач.

На своих уроках я часто использую данные задания на этапе актуализации знаний.

Приведу пример практико-ориентированных заданий для учащихся.

  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.

  • Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний.

  • Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

  • Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, схемы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.).

Примеры таких задач:

"Пища для мозга». Сахароза относится к числу наиболее распространенных дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Известный ученый П. Н. Жуковский чрезвычайно высоко оценил роль сахаров в развитии человеческой цивилизации: «в развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственная, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо хранить хорошую память, сахар незаменим ». Во всем мире сахарозу получают, как правило, из сахарного тростника или сахарной свеклы. Древняя Бенгалия стала родиной сахарного тростника.

Сначала сахар продавали в аптеках. В начале 20 века человек съедал 2 кг сахара, сейчас - 40 кг.

             Задача.

1. Прочитайте внимательно текст параграфа о сахарозе. Составьте список растений, содержащих сахарозу.

2. Охарактеризуйте способ извлечения сахарозы из сахарной свеклы или других растений. Составьте схему, которая показывает процесс получения сахара.

3. Проведите эксперимент, доказывающий состав и строение сахарозы:

а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании;

б) реакция с «известковым молоком».

4. Проанализируйте особенности строения сахарозы и составьте перечень основных свойств сахарозы с точки зрения связи свойств со строением как представителя дисахаридов. Предложите план эксперимента, позволяющий отличить сахарозу от других углеводов.

5. На основе дополнительной информации оцените значение сахарозы для современного человека.

6. Выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните. Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара.

"Слезы молочного дерева". Во время второго путешествия Х. Колумба (1493-1496 гг.) Участники экспедиции увидели на о. Гаити игру туземцев в мяч. Это были необычные мячи: от удара они высоко подпрыгивали. Так европейцы познакомились с «эластичной смолой» - каучуком. Местные жители обмазывали млечным соком лодки и корзины, чтобы те не пропускали воду, пропитывали одежду.

              Лишь спустя 200 лет французская экспедиция в своем отчете описала каучуконосное дерево гевей. Путешественники, вернувшиеся в Европу, рассказали много интересного о белой вязкой жидкости, которая вытекает при надрезе дерева, постепенно твердеет и принимает на воздухе темный цвет.

              Так, знаменитый английский химик Д. Пристли обнаружил, что каучук хорошо стирает написанное карандашом. Шотландец ч. Мак-Интош заметил, что ткань, пропитанная раствором каучука и масла и высушенная, становится непромокаемой.. Мак-Интош организовал производство непромокаемой ткани и наладил пошив из нее дождевых плащей - «макинтошей».

В 19 веке сначала в Англии, а в 1832 г. в Петербурге началось производство каучуковых галош. Только ... эти полезные изделия имели неприятные свойства: на морозе становились твердыми и ломкими, а в жару плавились. Над задачей устранения этих свойств химики ломали голову долгие годы.

              Оказалось, что добавка серы значительно улучшала свойства каучука, а новое вещество названо резиной (от лат. Resina-смола ). После этих открытий потребность в каучуке резко возросла. Без резины стало невозможно развитие автомобильной промышленности. Тяжелый и изнурительный труд индейцев каучеро - собирателей каучука описан в романе колумбийского писателя Х. Риверы «Бездна».

Задача.

1Прочитайте текст параграфа о естественном каучуке, приведите формулу природного каучука. 

2. Дайте определение процессу «улучшения» свойств природного каучука.

3. Докажите, что каучук является высокомолекулярным соединением, то есть состоит из обычных, хотя и гигантских молекул, атомы в которых связаны ковалентными связями.

4. Напишите формулу вещества, являющегося мономером а) природного,

б) бутадиенового, в) стирольного каучуку.

5. Прочитайте в параграфе о методе С. В. Лебедева. Напишите соответствующее уравнение реакции.

6 Оцените значимость открытия синтетического каучука для современной жизни. Найдите информацию из разных источников об объемах промышленного производства каучука.

3.    "Кровь" земли - нефть использовалась четыре тысячи лет до н. э. древними шумерами. Они знали, что нефть горит и прозвали ее «светящейся водой»; нефтяной битум они использовали как вяжущий материал для скрепления кирпичей с песком, глиной и гравием. Нефть использовали как средство против кожных заболеваний, для бальзамирования трупов.

              Как возникла нефть? Д. И. Менделеев выдвинул гипотезу о неорганическом происхождении нефти. В «Основах химии» он подробно описывал схему изучения нефти из карбидов железа.

Согласно второй гипотезе нефть возникла при разложении органических веществ. Микроорганизмы, погибая, оседали на дно водоемов. Под давлением и без доступа воздуха эти остатки претерпевали изменения и превращались в вещества, составляющие нефть.

Задача.

1.Прочитайте текст параграфа. Опишите состав и физические свойства нефти.

2. Назовите физические способы переработки нефти. Опишите данный процесс.

3. Охарактеризуйте химические способы переработки нефти. Напишите соответствующие уравнения реакций.

4. Опишите свойства фракций первичной переработки нефти. Опишите свойства бензина, полученного при термическом и при каталитическом крекинге.

5. Предложите способы улучшения характеристик бензина. Дайте определение процесса риформинга.

6.Используя различные источники информации, найдите цифры объема добычи нефти. Подготовьте сообщения о загрязнении окружающей среды нефтью и нефтепродуктами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование естественно-научной грамотности

Автор: Лозинская Галина Владимировна

Дата: 10.02.2023

Номер свидетельства: 625303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад "Использование элементов критического мышления для формирования естественнонаучной грамотности школьников "
    ["seo_title"] => string(128) "doklad-ispol-zovaniie-eliemientov-kritichieskogho-myshlieniia-dlia-formirovaniia-iestiestviennonauchnoi-ghramotnosti-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "229492"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441741191"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Мастер-класс «Формирование естественнонаучной грамотности при использовании технологии коллективного взаимообучения школьников географии»"
    ["seo_title"] => string(141) "mastierklassformirovaniieiestiestviennonauchnoighramotnostipriispolzovaniitiekhnologhiikolliektivnoghovzaimoobuchieniiashkolnikovghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "272119"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451907991"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Обобщение опыта работы по теме "Формирование естественнонаучной грамотности""
    ["seo_title"] => string(78) "obobshchenie_opyta_raboty_po_teme_formirovanie_estestvennonauchnoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "590208"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1635784645"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методика формирования естественнонаучной грамотности у учащихся по химии"
    ["seo_title"] => string(80) "metodika_formirovaniia_estestvennonauchnoi_gramotnosti_u_uchashchikhsia_po_khimi"
    ["file_id"] => string(6) "623218"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1673863851"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Активные  стратегии обучения  и их роль в повышении качества «естественнонаучной  грамотности»  школьников. "
    ["seo_title"] => string(116) "aktivnyie-stratieghii-obuchieniia-i-ikh-rol-v-povyshienii-kachiestva-iestiestviennonauchnoi-ghramotnosti-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "154983"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421232416"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства