kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФорФормирование познавательной активности у одаренных детей при изучении химии и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Формирование познавательной активности у одаренных детей при изучении химии

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФорФормирование познавательной активности у одаренных детей при изучении химии и внеурочной деятельности »

Формирование познавательной активности у одаренных детей

при изучении химии


Мой педагогический стаж более двадцати семи лет. Из них 3 года работаю в малокомплектной школе учителем химии и биологии. Я обучаю детей с 5-ого по 11-ый класс. Учитель в малокомплектной сельской школе не просто работает, он живёт жизнью детей. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестёр, положение ребёнка вне школы, помогает ему. С одной стороны, в малокомплектных школах мало учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями. Ученику предоставляется свобода в определении темпа и траектории продвижения в процессе обучения. Приходиться учителю находиться в постоянном поиске, как улучшить образовательный процесс, как повысить качество образования, что делать, чтобы заинтересовать, увлечь детей образовательным процессом. Именно в малокомплектной школе есть реальная возможность осуществления личностно ориентированного подхода, непосредственно связанное с дифференцированным подходом к каждому ученику, учитывая их уровень подготовки.

Проблема состоит в том, что из-за малого количества учащихся в классе трудно выбрать ученика для участия в конкурсах, предметных олимпиадах, научно-исследовательских проектах.

Моя тема по самообразованию ««Формирование познавательной активности у одаренных детей при изучении химии».

Для успешной работы прошла краткосрочные курсы повышении квалификации по программе: «Формирование познавательной активности у одаренных детей при изучении химии» Томск, 2013г. и в Институте развития образования и повышения квалификации г. Якутск,2014 г. «Инновационные подходы в преподавании химии в условиях реализации ФГОС» »

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Успешный учитель для одаренных – прежде всего учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В конечном итоге задача педагога - помочь наиболее полно раскрыть свои способности ученикам и успешно реализовать их. Перед учителями стоит важнейшая задача: не только сообщать учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и воспитывать у школьников интерес к предмету. Стремление школьников к знаниям сопровождается интересом к материалу, который выходит за пределы учебника. На примере достижений Симбирцевой Светланы, Кулевой Юлии учащихся в данное время 11 класса за период 2011-2014 года.


Достижение успеха ученицы Симбирцевой Светланы;

Исследовательская деятельность:

1) 7 ноября 2013 года в г. Алдан на районной научно-практической конференции, конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее» в номинации гуманитарный цикл ученица 10 класса Симбирцева Светлана заняла 2 место, исследовательская работа «Трудная слюда рудника «Эмельджак», научный руководитель Романова Венера Фидусовна.


2) 17 декабря 2013г. в г.Санкт-Петербурге на Всероссийском конкурсе идей (проектов) «Любимый сердцу уголок» издательство школьная страна ученица 10 класса Симбирцева Светлана заняла 2 место, проект « Создание историко- краеведческого музея «Эмельджак», научный руководитель Романова Венера Фидусовна.

3) 17 января 2014 г. Якутске на XVIII Республиканском научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее-Инникигэ хардыы» имени академика РАН В.П.Ларионова в номинации музееведение ученица 10 класса Симбирцева Светлана заняла 1место, исследовательская работа «Трудная слюда Эмельджак», научный руководитель Романова Венера Фидусовна.


4) 17 апреля 2014 г.в Санкт-Петербурге на Всероссийской научно-инновационной конференции школьников «Открой в себе ученого» ученица 10 класса заняла 3 место, исследовательская работа «Рудник «Эмельджак» как отражение истории страны», научный руководитель Романова Венера Фидусовна.


Достижения: очные олимпиады, конкурсы

1.Симбирцева Светлана заняла 3 место по химии-естествознанию на региональном уровне в Международном электронном конкурсе Интелектуальное многоборье Евразия 2014.


Достижение успеха ученицы Кулевой Юлии;

Исследовательская деятельность

1. Районная научно-практическая конференция-конкурс молодых исследователей ‘’Шаг в будущее” в номинации - медицина (Ферменты. Уреаза )- 4 место, 2013 год.

2 .17 декабря 2013г. в г.Санкт-Петербурге на Всероссийском конкурсе идей (проектов) «Любимый сердцу уголок» издательство школьная страна ученица 10 класса Кулева Юлия заняла 2 место, проект « Создание историко- краеведческого музея «Эмельджак», научный руководитель Романова Венера Фидусовна.

Достижения: очные олимпиады, конкурсы.

1. 2 декабря 2011г. на олимпиаде школьников по химии, муниципальный этап (Всероссийская олимпиада школьников и олимпиада РС (Якутия) по химии) ученица 8 класса Кулева Юлия заняла 2 место-призер

2. 4 декабря 2012г. на олимпиаде школьников по химии, муниципальный этап (Всероссийская олимпиада школьников и олимпиада РС (Якутия) по химии) ученица 9 класса Кулева Юлия заняла 2 место-призер

3. 2 декабря 2013г на олимпиаде школьников по химии, муниципальный этап (Всероссийская олимпиада школьников и олимпиада РС (Якутия) по химии) ученица 10 класса Кулева Юлия заняла 3 место-призер

4. Интеллектуальное многоборье Евразия 2013-2014 по химии (электронный конкурс) Международный этап, Диплом I степени заняла ученица 10 класса Кулева Юлия

5. Всероссийская дистанционная олимпиада викторина по химии « Наследие Менделеева», Центр развития и мышления г. Саратов, Диплом I степени заняла ученица

9 класса Кулева Юлия, 25.03.2013 г.

6. Всероссийская дистанционная олимпиада по биологии, Центр развития и мышления Диплом Ii степени заняла ученица 9 класса Кулева Юлия, 25.12.2013 г.


Итоги Республиканского конкурса «Национальная гордость народов Севера “Северный олень”»

1. Криволапова Юлия на Республиканском конкурсе заняла 3 место в номинации «Фотопрезентации», «Национальная гордость народов Севера “Северный олень”»

Формы организации и содержания работы с одаренными детьми


Форма развития одаренности

Содержание работы с одаренными детьми


Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей


1.Блочно-модульное обучение, дифференциация обучения.

2.КСО, групповая и самостоятельная формы работы

3.Проблемное обучение, ИКТ.

4.Проектная деятельность

5.Предпрофильная подготовка

6.Занятия по подготовке к экзаменам


Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование)


1.Творческие конкурсы, фестивали, олимпиады (очные и заочные);

2.Защита исследовательских проектов на научно-практических конференциях

3.Работа школьного научного общества «Сатурн».

4.Предметные недели

5.Интернет проекты

Целенаправленная подготовка

к самореализации в различных конкурсах, олимпиадах

1.Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам

2.Индивидуальные консультации учителя по подготовке к выполнению исследовательских работ




Содержание работы с одаренными детьми

Блочно – модульные технологии

В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности.

В процессе модульного обучения ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Ученый элемент


Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению мате­риала


УЭ-0

2 мин


Цель:

научиться на основании знаний о строении молекул альдегидов прогнозировать и сравнивать их химические свойства;

Внимательно прочтите цель урока.

Обсудите с классом


УЭ-1

3 мин.

Актуализация знаний

Цель: проверить готовность к изучению темы

Дайте определения:

1. Альдегиды

2. Кетоны

3. Карбонильная группа

4. Общая формула веществ данного класса

5. Реакция Кучерова


Работайте в паре.

Отвечайте на вопросы по очереди (т.е. каждый должен ответить на 3 вопроса). Оцените готовность друг друга к изучению нового материала по следующим критериям:

1 ответ – оценка «3»

2 ответа – оценка «4»

3 ответа – оценка «5»

Ваша оценка ________.

Запишите в тетрадь номер УЭ и поставьте оценку, которую вы получили



Технология проблемного обучения

Эта технология рассматривается как базовая, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.

Использование методов проблемного обучения на уроках химии (из опыта работы)

1.Проблемная задача мною ставится в форме демонстрационного опыта: в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) (CuSO4) и гидроксида калия (m1) (KOH) и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) (Cu(OH)2) и раствор сульфата калия (m2) (K2SO4); по одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета.

2.Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения массы веществ.

3.Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2? Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся сравнительно легко приходят к следующему выводу: m1=m2, так как атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.

Технология проективного обучения

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.

Предлагаемые темы для проектов:

1.  « Стоит ли верить рекламе?» (проверить рекламные ролики химического характера на правдивость).

2.  «Выращивание кристаллов» (вырастить самостоятельно кристаллы солей)

3.  «Загадочные дисперсные системы» (исследование коллоидных растворов на примере желатина).

4. «Электрические чудеса» (опыты при помощи батареек, получение электрического тока, электролиты,  связь химии с физикой).

5. «Варим мыло».

6. «Определение аскорбиновой кислоты в пищевых продуктах».

7. «Химический состав чая».


Мини-проект «Получение металла из руды»

Работа в группе (устно):

1.Рассмотрите образец выданной руды.

2. Какой металл вы будете получать из этой руды?

3. К какой группе (активный, малоактивный, не активный) относится этот металл?

4. Какие металлургические методы вы будете использовать

( электрометаллургический, пирометаллургический, гидрометаллургический)?

5. Предложите схему получения металла, обсудите уравнения реакций. Оформите отчет по плану


План оформления отчета (письменно).
1. Каждый ученик в тетради записывает число, номер группы, в которой работает, тему
( в названии темы надо указать металл, который получаете).
2. Запишите схему процесса ( Руда → … → Ме), подпишите названия всех веществ.
3. Напишите соответствующие уравнения реакций, укажите условия и вид металлургии.
4. Произведите расчет. Какую массу металла вы получите из 1 кг руды, в которой содержится 30% пустой породы. Учтите, что потери при производстве составляют 5% на каждой стадии

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.


Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика
по предмету ------------
(заполняется учителем-предметником).

Этапы работы

Форма отчёта / демонстрации результатов


1.Формулирование проблемы, целеполагание

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой и приёмов оформления собственного продукта деятельности

3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

1.Собеседование с учителем



2. Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов








3.Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования


Тема: Фермент Уреаза

Цель: выявление экспериментальным путем свойств фермента уреазы

Задачи:

Определить свойства уреазы.

Определить фермент уреазу в растительных объектах.

Определить наличие мочевины в жевательных резинках.

Определить специфичность фермента уреазы.

Определить влияние температуры на активность уреазы.


Олимпиада

Интеллектуальные соревнования старшеклассников, поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к ней. Эта подготовка происходит в течение всего года: учеба в каникулярной школе , внеурочные групповые занятия по параллелям и в разновозрастных группах

Цели олимпиады:
1.Развитие интереса учащихся к изучению предмета и расширение кругозора.
2. Выявление учащихся, наиболее проявивших себя в изучении предмета.
3. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ.
4. Подготовка учащихся к поступлению и обучению в специализированных вузах.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Романова Венера Фидусовна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства