элективный курс по химии "Окислительно-восстановительные реакции"
Элективный курс по химии "Окислительно-восстановительные реакции"
Программа данного курса «Окислительно-восстановительные реакции» предназначена для учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 34 часа обучения.
Содержание элективного курса способствует повторению, закреплению, обобщению знаний учащихся, полученных в процессе изучения школьного предмета, а также расширяет, углубляет их знания по данному разделу предмета и помогает лучше подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по химии.
Курс рассматривает вопросы изменения степеней окисления важнейших окислителей и восстановителей в зависимости от среды химической реакции, дает возможность применить практически полученные знания при решении задач и тестов.
Изучение предложенного курса включает элементы знаний, полученных учащимися на уроках химии и новые знания, предлагает им выполнение заданий от простых к более сложным и сложным, что содействует положительной мотивации учения.
На итоговом занятии учащиеся должны свободно составлять окислительно-восстановительные реакции в химии, уметь самостоятельно дописывать продукты реакций, восстанавливать исходные вещества, правильно определять окислители и восстановители.
Обучение по программе данного курса позволит учащимся проверить свои силы и возможности для обоснованного выбора сдачи экзамена с целью поступления в ВУЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«элективный курс по химии "Окислительно-восстановительные реакции" »
Программа элективного курса для подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии
«Окислительно-восстановительные реакции»
Пояснительная записка.
Программа данного курса «Окислительно-восстановительные реакции» предназначена для учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 34 часа обучения.
Содержание элективного курса способствует повторению, закреплению, обобщению знаний учащихся, полученных в процессе изучения школьного предмета, а также расширяет, углубляет их знания по данному разделу предмета и помогает лучше подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по химии.
Курс рассматривает вопросы изменения степеней окисления важнейших окислителей и восстановителей в зависимости от среды химической реакции, дает возможность применить практически полученные знания при решении задач и тестов.
Изучение предложенного курса включает элементы знаний, полученных учащимися на уроках химии и новые знания, предлагает им выполнение заданий от простых к более сложным и сложным, что содействует положительной мотивации учения.
На итоговом занятии учащиеся должны свободно составлять окислительно-восстановительные реакции в химии, уметь самостоятельно дописывать продукты реакций, восстанавливать исходные вещества, правильно определять окислители и восстановители.
Обучение по программе данного курса позволит учащимся проверить свои силы и возможности для обоснованного выбора сдачи экзамена с целью поступления в ВУЗ.
Цели:
1. Сформировать представление о важнейших понятиях школьного курса химии, относящихся к теме «Окислительно-восстановительные реакции» (далее – ОВР).
2. Выработать умение осознанно применять эти знания для выполнения заданий ЕГЭ по химии различных видов и уровней сложности.
Формы работы:
- уроки – беседы;
- уроки – семинары;
- индивидуальная и групповая работы;
- демонстрационный эксперимент;
- работа с компьютерными тренажерами.
Планируемые результаты обучения:
После овладения учебным материалом элективного курса обучающиеся должны знать:
Основные теоретические понятия темы: окислительно-восстановительные реакции, степень окисления, окислитель, восстановитель; электролиз, связь окислительно-восстановительных свойств с электронным строением атомов, значение ОВР в химии, химической технологии, процессах окружающей среды;
Структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии, типы заданий, условия проведения экзамена.
Обучающиеся должны уметь:
Находить степень окисления химических элементов, отличать ОВР от других типов химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР, используя метод электронного баланса;
Определять окислительно-восстановительные свойства веществ, возможность протекания ОВР и их продукты с учетом среды, в которой протекает реакция;
Определять процессы, протекающие на электродах при электролизе растворов и расплавов солей, кислот, щелочей, продукты электролиза, записывать уравнения катодных и анодных процессов;
Отвечать на вопросы КИМов ЕГЭ по химии, связанных с материалом данного элективного курса.
Тематический план элективного курса
Название темы
Кол-во часов
Задания КИМ ЕГЭ (спецификация 2014-2015 уч.г.)
Демонстрационный эксперимент
Основные понятия, степень окисления, элементы с постоянной степенью окисления, алгебраический метод расчета, расчет по структурной формуле.
2
Часть 1 , № 4, 28,
Часть 2 № 36, 37-определение степеней окисления, классификация реакций
Периодическая система, строение атома и степень окисления. Шкала степеней окисления. Окислительно-восстановительные возможности в зависимости от степени окисления элемента.
2
Часть 1 , №1, 2, 28;
Часть 2 № 36, 37 - определение окислителей-восстановителей
ОВР с участием простых веществ. Характеристика окислительно-восстановительных свойств металлов и неметаллов с использованием Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева и ряда напряжения металлов.
Метод электронного баланса для простейших ОВР
2
Часть 1, № 7, 23,31
Часть 2 № 37 – варианты с реакциями простых веществ
Взаимодействие алюминия с йодом, цинка с серой, горение фосфора, железа и т.п.
Среда как участник ОВР.
Генетическая связь классов неорганических соединений.
Возможность протекания реакций и образования определенных продуктов в зависимости от среды.
2
Часть 1, № 8, 9, 10, 11
Часть 2 № 36 – определение продуктов в зависимости от среды
№37 – реакции без изменения степени окисления
Взаимодействие цинка, алюминия с кислотой, щелочью
Азотная кислота в ОВР.
Шкала степеней окисления азота и возможные продукты.
Реакции с металлами и неметаллами, со сложными веществами.
Метод электронного баланса – отработка алгоритма.
Различие окислительно - восстановительных свойств азотной кислоты и нитратов
2
Часть 1, № 28, 29
Часть 2 № 36, 37 – варианты с участием азотной кислоты, нитритов, оксидов азота
Взаимодействие азотной кислоты с медью, фосфором
Соединения серы и фосфора в ОВР.
Шкалы степеней окисления и важнейшие соединения.
Различия окислительно-восстановительных свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Восстановительные свойства соединений серы и фосфора.
2
Часть 1, № 28, 29
Часть 2 № 36, 37 – подходящие варианты
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью, углем
Соединения галогенов в ОВР.
Шкалы степеней окисления и важнейшие соединения.
Различие окислительно-восстановительных свойств. Галогены и их соединения как восстановители.
2
Часть 1, № 28, 29
Часть 2 № 36, 37 – подходящие варианты
Взаимодействие гипохлоритов с раствором иодида калия, раствора йода с щелочью.
Соединения марганца, хрома, железа в ОВР.
Шкалы степеней окисления, важнейшие соединения и реакции.
2
Часть 1, № 29, 31
Часть 2 № 36, 37 – подходящие варианты
ОВР с участием соединений марганца и хрома.
Органические соединения в ОВР.
Генетическая связь между классами органических соединений с точки зрения ОВР.
Определение степени окисления углерода по структурной формуле. Метод электронного баланса для реакций с органическими веществами.
2
Часть 1, № 15-20, № 33-35,
Часть 2, №38 – подходящие варианты
Качественные реакции на альдегиды
ОВР в расчетных задачах по химии. Типовой алгоритм решения расчетных задач. Избыток – недостаток.
4
Часть 2, № 39 – подходящие варианты, написание реакций, анализ плана решения, прорешивание отдельных задач
Демонстрация некоторых реакций, описанных в задачах
Электролиз как ОВР. Типы электролиза. Катодные и анодные процессы. Роль воды при электролизе водных растворов.
ОВР в заданиях ЕГЭ. Часть 1. Выполнение заданий части 1 с анализом содержательной стороны. Разбор ошибок.
4
Демонстрационные КИМы и КИМы прошлых лет
ОВР в заданиях ЕГЭ. Часть 2. Выполнение заданий части 2 с анализом содержательной стороны. Разбор ошибок.
2
Демонстрационные КИМы и КИМы прошлых лет
Пробное тестирование в формате ЕГЭ
4
Итого:
34
Cодержание программы.
Тема 1. Вводная лекция. Рассказать о целях и содержании курса, его роли в деле изучения школьного курса химии, применении полученных знаний при подготовке ЕГЭ. Типы химических реакций. Примеры химических реакций разных типов. Правила по технике безопасности.
Основные понятия, степень окисления, элементы с постоянной степенью окисления, алгебраический метод расчета, расчет по структурной формуле.
Тема 2. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Определение процессов окисления и восстановления, окислителей и восстановителей. Примеры ОВР разных видов. Окислительно-восстановительные возможности в зависимости от степени окисления элемента.
Тема 3. Важнейшие окислители и восстановители. Определение химических веществ, которые могут быть окислителями и восстановителями, выяснение причины этого явления; проявление окислительно-восстановительных свойств веществ с промежуточной степенью окисления. Примеры химических реакций.
Тема 4,5. Важнейшие окислители; перманганат калия и дихромат калия. Определение причины их окислительной способности. Изучения схемы изменения степеней окисления марганца и хрома в зависимости от среды растворов при химических реакциях. Различие окислительно-восстановительных свойств азотной кислоты и нитратов. Примеры химических реакций.
Тема 6. Составление окислительно-восстановительных реакций с участием серы и фосфора; прогнозирование продуктов химических реакций согласно схеме изменения степеней окисления концентрированной и разбавленной серной кислоты. Решение ОВР.
Тема 7. Соединения галогенов в ОВР.
Шкалы степеней окисления и важнейшие соединения. Различие окислительно-восстановительных свойств. Галогены и их соединения как восстановители.
Тема 8. Составление окислительно-восстановительных реакций с участием перманганата калия и дихромата калия в нейтральной среде; прогнозирование продуктов химических реакций согласно схеме и
зменения степеней окисления марганца и хрома. Решение ОВР.
Тема 9. Органические соединения в ОВР.
Генетическая связь между классами органических соединений с точки зрения ОВР.
Определение степени окисления углерода по структурной формуле. Метод электронного баланса для реакций с органическими веществами.
Тема 11. Электролиз расплавов и растворов. Окислительно-восстановительные реакции при электролизе. ОВР с участием других окислителей и восстановителей. Примеры решения химических уравнений.
Тема 12, 13, 14. Решение уравнений и задач с применением окислительно-восстановительных реакций, уравнивание ОВР методом электронного и ионно-электронного баланса, определение окислителей и восстановителей.
Тема 15. Решение тестов, задач, ОВР.
Рекомендуемая литература:
1. ЕГЭ: Химия / авторы-составители: А.С.Корощенко, М.Г.Снастина
2. Единый государственный экзамен. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ Авторы-составители: Ю.Н.Медведев, А.А.Каверина
3. ЕГЭ-Химия. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ Авторы-составители: Ю.Н.Медведев, А.А.Каверина
4. Габриелян О.С., Сладков С.А. Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии. Лекции для учителей. Химия. Приложение к газете «Первое сентября» 2010. № 17-24